5 сентября 2019
КЛЮЧЕВЫЕ ВЫВОДЫ
Подъем
экономики Дальнего Востока создает благоприятные условия для развития
человеческого капитала
«Дальний Восток, относительно как раз средних
здесь значений по России, достаточно хорошо оценивается, с точки зрения наличия
потенциала для развития человеческого капитала — это, в первую очередь,
демографические показатели, большая доля молодежи, чем в среднем по России,
большая доля мужчин», — Марина Дедюшко, заместитель Министра Российской
Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики.
«Мы ориентируемся на горнодобывающие вузы,
причем не только Якутии. За 8 месяцев этого года мы привлекли на работу 2 тыс.
человек <…> Молодежь едет, тенденция, что дальше будут ехать, видна», —
Артем Левин, генеральный директор ООО «УК “Колмар”.
В
регионе растет спрос на получение высшего и среднего специального образования
«На территории ДВФО 231 (заведение — Ред.)
СПО (среднее профессиональное образование, — Ред.) и плюс 24 вуза,
которые реализуют программы СПО <…> 55% выпускников трудоустраиваются в
первый год», — Павел Зенькович, первый заместитель Министра просвещения
Российской Федерации.
«В этом году вообще система среднего
профессионального образования испытывает подъем <…> Государственный заказ
у нас составлял порядка 115 человек, но мы набрали порядка 400, то есть пришли
платно получать среднее профессиональное образование», — Андрей Лейфа,
исполняющий обязанности ректора ФГБОУ ВО «Амурский государственный
университет».
«В последние годы в нашем регионе, в Амурской
области, происходят значительные изменения, пришли крупные инвесторы, появились
крупные предприятия <…> Безусловно, это накладывает отпечаток и на
развитие системы профессионального образования региона. В принципе, Амурская
область представляется пятью государственными учебными заведениями, четыре из
них отраслевые», — Андрей Лейфа, исполняющий обязанности ректора ФГБОУ ВО
«Амурский государственный университет».
«В Якутии мы реально видим создающуюся новую
экономику, она создается в традиционных отраслях, потому что меняются требования
к профессиям, и эта экономика уже другая, и другие компетенции требуются от
людей», — Владимир Солодов, председатель правительства Республики Саха
(Якутия).
«Для сложных технологических производств цикл
изменения различных технологических решений составляет 2-3 года <…> Мы
стараемся за этот трехлетней период организовать работу таким образом, чтобы
была и спроектирована образовательная программа, и уже была реализована. Это
достаточно большой вызов», — Алексей Пономаренко, директор Центра по развитию
рабочих и инженерных компетенций АНО «Корпоративная академия госкорпорации
“Росатом”».
ПРОБЛЕМЫ
Недостаточно
развита образовательная инфраструктура
«Для нас, конечно, большая проблема — это
малонаселенные города <…> Практически половина населения живет в малых
населенных пунктах, и нам нужно создать условия, чтобы как можно больше новых
Ломоносовых в этих населенных пунктах выросли», — Марина Дедюшко, заместитель
Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики.
«Сегодня система высшего образования
разграничилась на группы — федеральные, национально-исследовательские, опорные
университеты. Не хватает сети опорных университетов на Дальнем Востоке», —
Андрей Лейфа, исполняющий обязанности ректора ФГБОУ ВО «Амурский
государственный университет».
Отставание
образования от потребностей экономики
«Если мы возьмем соотношение, то 10% мы
готовим новых кадров для новой экономики, а 90% мы готовим либо старых, либо
новых кадров для старой экономики», — Петр Щедровицкий, член правления Фонда «Центр
стратегических разработок “Северо-Запад”».
«Действующая экономика ограничена с точки
зрения человекоемкости, то есть рынки занятости в текущей экономике растут
более медленными темпами, чем в новой экономике», — Роберт Уразов, генеральный
директор Союза «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров
(Ворлдскиллс Россия)».
Отток
образованных людей из региона
«Люди с высоким образованием, с хорошим
высоким образованием очень часто не могут найти приложение своим компетенциям и
уезжают», — Андрей Шаронов, президент Московской школы управления СКОЛКОВО.
РЕШЕНИЯ
Создание
опорных учебных заведений на Дальнем Востоке
«Нам бы хотелось, чтобы все-таки были
межрегиональные опорные средние специальные образовательные учреждения, тогда
можно было бы говорить о повышении качества образования <…> Мы хотели бы,
чтобы по каждой перспективной отрасли на Дальнем Востоке было одно опорное
учебное заведение, где проходили бы обучение, повышение квалификации <…>
Раздробленность по субъектам системы среднего образования, она не позволяет
концентрировать и мобилизовать все лучшие ресурсы», — Марина Дедюшко,
заместитель министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и
Арктики.
Целевая
подготовка кадров для компаний
«Сейчас очень многие предприятия и очень
многие студенты действительно, поступая, стремятся как бы заключить такие
договоры, в которых есть взаимные гарантии, там есть меры поддержки, которые
предприятия часто оказывают тем студентам в виде каких-то необязательно
дополнительных стипендий, дополнительных стажировок, оплаты каких-то модулей,
курсов», — Павел Зенькович, первый заместитель Министра просвещения Российской
Федерации.
«Мы ориентируемся на те возможности наших
больших крупных предприятий, которые есть в регионе. В университете у нас
насчитывается более 400 договоров с разными компаниями, поэтому <…>
сегодня у нас изменился подход к целевой форме обучения, здесь уже предприятие
несет прямую ответственность и перед самим студентом, будущим выпускником,
которого они хотят у себя увидеть. Ну и, понятно, ответственность на этих
компаниях в плане социальной ответственности, защищенности», — Андрей Лейфа,
исполняющий обязанности ректора ФГБОУ ВО «Амурский государственный
университет».
«Мы стараемся делать короткие модульные
программы, в рамках которых мы на условиях частичной занятости туда загружаем
отраслевых работников, и другую часть этих работников мы загружаем для оценки
качества на выходе, для участия в демонстрационных экзаменах, для участия в
различных формах тестирования», — Алексей Пономаренко, директор Центра по
развитию рабочих и инженерных компетенций АНО «Корпоративная академия
госкорпорации “Росатом”».
Модернизация
системы образования
«Первое — отказаться от фокусировки нашего
внимания на учебных заведениях, перейти к индивидуальным образовательным или
персональным образовательным программам <…> Второе — кардинальная смена
технологической платформы в самой системе подготовки кадров и образования
<…> Третий чрезвычайно важный момент — смена контента, содержание
учебного процесса меняется», — Петр Щедровицкий, член правления Фонда «Центр
стратегических разработок “Северо-Запад”».
«Что необходимо в СПО — это, конечно,
реализация сетевых программ обучения <…> обучение предпринимательскому
мышлению <…> и английский язык», — Владимир Солодов, председатель
правительства Республики Саха (Якутия).
«Распоряжение Правительства РФ 1727 августа
2018 г. — это подготовка молодых кадров для Дальнего Востока. <…> Это
позволило нам создать на базе университета научно-образовательный центр
“Химическая технология” совместно с Российским государственным университетом
им. Губкина и с Московским авиационным институтом научный образовательный центр
“Новые кадры” для Дальневосточного федерального округа», — Андрей Лейфа, исполняющий
обязанности ректора ФГБОУ ВО «Амурский государственный
университет».