5 сентября 2019

Новые кадры для новой экономики: Как кардинально повысить качество образования?

КЛЮЧЕВЫЕ ВЫВОДЫ

Подъем экономики Дальнего Востока создает благоприятные условия для развития человеческого капитала

«Дальний Восток, относительно как раз средних здесь значений по России, достаточно хорошо оценивается, с точки зрения наличия потенциала для развития человеческого капитала — это, в первую очередь, демографические показатели, большая доля молодежи, чем в среднем по России, большая доля мужчин», — Марина Дедюшко, заместитель Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики.

«Мы ориентируемся на горнодобывающие вузы, причем не только Якутии. За 8 месяцев этого года мы привлекли на работу 2 тыс. человек <…> Молодежь едет, тенденция, что дальше будут ехать, видна», — Артем Левин, генеральный директор ООО «УК “Колмар”.

В регионе растет спрос на получение высшего и среднего специального образования

«На территории ДВФО 231 (заведение — Ред.) СПО (среднее профессиональное образование, — Ред.) и плюс 24 вуза, которые реализуют программы СПО <…> 55% выпускников трудоустраиваются в первый год», — Павел Зенькович, первый заместитель Министра просвещения Российской Федерации.

«В этом году вообще система среднего профессионального образования испытывает подъем <…> Государственный заказ у нас составлял порядка 115 человек, но мы набрали порядка 400, то есть пришли платно получать среднее профессиональное образование», — Андрей Лейфа, исполняющий обязанности ректора ФГБОУ ВО «Амурский государственный университет».

«В последние годы в нашем регионе, в Амурской области, происходят значительные изменения, пришли крупные инвесторы, появились крупные предприятия <…> Безусловно, это накладывает отпечаток и на развитие системы профессионального образования региона. В принципе, Амурская область представляется пятью государственными учебными заведениями, четыре из них отраслевые», — Андрей Лейфа, исполняющий обязанности ректора ФГБОУ ВО «Амурский государственный университет».

«В Якутии мы реально видим создающуюся новую экономику, она создается в традиционных отраслях, потому что меняются требования к профессиям, и эта экономика уже другая, и другие компетенции требуются от людей», — Владимир Солодов, председатель правительства Республики Саха (Якутия). 

«Для сложных технологических производств цикл изменения различных технологических решений составляет 2-3 года <…> Мы стараемся за этот трехлетней период организовать работу таким образом, чтобы была и спроектирована образовательная программа, и уже была реализована. Это достаточно большой вызов», — Алексей Пономаренко, директор Центра по развитию рабочих и инженерных компетенций АНО «Корпоративная академия госкорпорации “Росатом”». 

 

ПРОБЛЕМЫ

Недостаточно развита образовательная инфраструктура

«Для нас, конечно, большая проблема — это малонаселенные города <…> Практически половина населения живет в малых населенных пунктах, и нам нужно создать условия, чтобы как можно больше новых Ломоносовых в этих населенных пунктах выросли», — Марина Дедюшко, заместитель Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики.

«Сегодня система высшего образования разграничилась на группы — федеральные, национально-исследовательские, опорные университеты. Не хватает сети опорных университетов на Дальнем Востоке», — Андрей Лейфа, исполняющий обязанности ректора ФГБОУ ВО «Амурский государственный университет».

Отставание образования от потребностей экономики

«Если мы возьмем соотношение, то 10% мы готовим новых кадров для новой экономики, а 90% мы готовим либо старых, либо новых кадров для старой экономики», — Петр Щедровицкий, член правления Фонда «Центр стратегических разработок “Северо-Запад”».

«Действующая экономика ограничена с точки зрения человекоемкости, то есть рынки занятости в текущей экономике растут более медленными темпами, чем в новой экономике», — Роберт Уразов, генеральный директор Союза «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров (Ворлдскиллс Россия)».

Отток образованных людей из региона

«Люди с высоким образованием, с хорошим высоким образованием очень часто не могут найти приложение своим компетенциям и уезжают», — Андрей Шаронов, президент Московской школы управления СКОЛКОВО.

 

РЕШЕНИЯ

Создание опорных учебных заведений на Дальнем Востоке

«Нам бы хотелось, чтобы все-таки были межрегиональные опорные средние специальные образовательные учреждения, тогда можно было бы говорить о повышении качества образования <…> Мы хотели бы, чтобы по каждой перспективной отрасли на Дальнем Востоке было одно опорное учебное заведение, где проходили бы обучение, повышение квалификации <…> Раздробленность по субъектам системы среднего образования, она не позволяет концентрировать и мобилизовать все лучшие ресурсы», — Марина Дедюшко, заместитель министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики.

Целевая подготовка кадров для компаний

«Сейчас очень многие предприятия и очень многие студенты действительно, поступая, стремятся как бы заключить такие договоры, в которых есть взаимные гарантии, там есть меры поддержки, которые предприятия часто оказывают тем студентам в виде каких-то необязательно дополнительных стипендий, дополнительных стажировок, оплаты каких-то модулей, курсов», — Павел Зенькович, первый заместитель Министра просвещения Российской Федерации.  

«Мы ориентируемся на те возможности наших больших крупных предприятий, которые есть в регионе. В университете у нас насчитывается более 400 договоров с разными компаниями, поэтому <…> сегодня у нас изменился подход к целевой форме обучения, здесь уже предприятие несет прямую ответственность и перед самим студентом, будущим выпускником, которого они хотят у себя увидеть. Ну и, понятно, ответственность на этих компаниях в плане социальной ответственности, защищенности», — Андрей Лейфа, исполняющий обязанности ректора ФГБОУ ВО «Амурский государственный университет».

«Мы стараемся делать короткие модульные программы, в рамках которых мы на условиях частичной занятости туда загружаем отраслевых работников, и другую часть этих работников мы загружаем для оценки качества на выходе, для участия в демонстрационных экзаменах, для участия в различных формах тестирования», — Алексей Пономаренко, директор Центра по развитию рабочих и инженерных компетенций АНО «Корпоративная академия госкорпорации “Росатом”». 

Модернизация системы образования

«Первое — отказаться от фокусировки нашего внимания на учебных заведениях, перейти к индивидуальным образовательным или персональным образовательным программам <…> Второе — кардинальная смена технологической платформы в самой системе подготовки кадров и образования <…> Третий чрезвычайно важный момент — смена контента, содержание учебного процесса меняется», — Петр Щедровицкий, член правления Фонда «Центр стратегических разработок “Северо-Запад”».

«Что необходимо в СПО — это, конечно, реализация сетевых программ обучения <…> обучение предпринимательскому мышлению <…> и английский язык», — Владимир Солодов, председатель правительства Республики Саха (Якутия).

«Распоряжение Правительства РФ 1727 августа 2018 г. — это подготовка молодых кадров для Дальнего Востока. <…> Это позволило нам создать на базе университета научно-образовательный центр “Химическая технология” совместно с Российским государственным университетом им. Губкина и с Московским авиационным институтом научный образовательный центр “Новые кадры” для Дальневосточного федерального округа», — Андрей Лейфа, исполняющий обязанности ректора ФГБОУ ВО «Амурский государственный университет».  

Читайте также