5 сентября 2019

Лидеры производительности: квинтэссенция Азиатского и Европейского опыта для содействия региональному развитию

КЛЮЧЕВЫЕ ВЫВОДЫ

 

Приток инвестиций — основной фактор увеличения производительности труда в России

 

«Почему Дальний Восток показывает более высокие результаты (в плане производительности труда, — Ред.)? Здесь активно работает компонента инвестиционная. Доля инвестиций в ВВП региона Дальнего Востока выше, чем в среднем по России. Мы видим большие проекты, связанные с развитием территорий опережающего роста. Большое количество инвесторов идет, реализует крупные проекты с очень высокой производительностью. Они дают эффект на общем объеме экономики», — Максим Орешкин, Министр экономического развития Российской Федерации.

 

«Росстат говорит о том, что у нас производительность труда выросла на 1,8% по результатам прошлого года. На Дальнем Востоке это 2,4%. В принципе неплохие результаты <…> Дальний Восток является одной из наиболее интересных для иностранных инвесторов территорий. Если посмотреть на статистику, то в 2011 году на долю иностранных инвестиций в общем объеме в России на Дальний Восток (приходилось — Ред.) порядка 4%. Сейчас уже Дальний Восток составляет 25-30% иностранных инвестиций. Инвесторы сюда идут», ­— Александр Ивлев, управляющий партнер по странам СНГ, заместитель руководителя по работе с клиентами по странам Центральной, Восточной, Юго-Восточной Европы и Центральной Азии компании EY.

 

Рост производительности труда — ключевое условие повышения конкурентоспособности экономики

 

«В России в принципе все не так плохо, но есть куда двигаться дальше. Всемирный экономический форум провел рейтинг конкурентоспособности различных стран. Россия сейчас занимает 43 место из 140 стран. В принципе неплохо, хороший результат. Но тем не менее есть куда расти. И производительность труда является одним из ключевых моментов, которые позволят нам продвинуться дальше», ­— Александр Ивлев, управляющий партнер по странам СНГ, заместитель руководителя по работе с клиентами по странам Центральной, Восточной, Юго-Восточной Европы и Центральной Азии компании EY. 

 

ПРОБЛЕМЫ

 

Недостаточный уровень управленческих и технологических компетенций бизнеса

 

«Это (проблема с производительностью труда, — Ред.) совокупность факторов. И недостаточный уровень управленческих и технологических компетенций на многих предприятиях. Огромное количество лет не было никаких образовательных программ, и многое развалилось вместе с Советским Союзом. И вот эти компетенции негде было пополнять», — Петр Засельский, заместитель Министра экономического развития Российской Федерации.

 

«У больших корпораций, может быть, и есть бизнес-цели верхнего уровня, но они очень плохо транслируются по всей своей структуре, по дочерним предприятиям, по зависимым обществам. Вот мы сегодня реализуем проект по производительности труда в России, а мы же работаем только с частными предприятиями, а участие добровольное, и ни одного предприятия дочернего или “внучатого”, больших корпораций не приходит. Почему? Потому что они привыкли ждать команду сверху. Им должны сказать: ты должен сделать новый объем оборудования, должен снизить себестоимость, и тогда, может быть, они пойдут поработают. Немного другой менталитет. Все привыкли работать в плановой экономике», — Николай Соломон, генеральный директор Федерального центра компетенций в сфере производительности труда.

 

Избыточное регулирование

 

«Конечно же, работа с административными барьерами. Прежде всего это отраслевые стандарты. Сейчас Минэкономразвития работает в плане трансформации делового климата. Регуляторная гильотина должна скоро заработать», — Петр Засельский, заместитель Министра экономического развития Российской Федерации.

 

Недостаток финансирования

 

«Недостаточно инструментов проектного финансирования, достаточно высокие ставки», — Петр Засельский, заместитель Министра экономического развития Российской Федерации.

 

Неразвитость транспортной инфраструктуры

 

«Очень важна роль инфраструктуры здесь (на Дальнем Востоке — Ред.). Тот, кто по Дальнему Востоку передвигается, знает, что попасть из одного города в другой практически невозможно. Тебе все время или через центр России нужно, или через Москву. Это огромное препятствие для развития бизнеса. Люди есть, люди приезжают, инвесторы есть, мощные партнеры по экономике — все рядом. Для развития есть все, а инфраструктуры не хватает», — Петр Засельский, заместитель Министра экономического развития Российской Федерации.

 

РЕШЕНИЯ

 

Совершенствование управления

 

«Производительность труда — это такой верхнеуровневый показатель, который собирает все, что происходит в экономике. Мы говорим о необходимости увеличения объема инвестиций. Мы говорим о качестве капитала, который есть. Это те технологии, которые используются. Мы говорим о качестве человеческого капитала. Конечно, очень важно все эти элементы объединить и правильно использовать. Это уже вопрос качества управления», — Максим Орешкин, Министр экономического развития Российской Федерации.

 

«(Необходимо) изменить философию менеджмента. Потому что если владельцы не хотят, тогда не будет никаких изменений. Они должны быть заказчиками всех этих процессов. И затем это переходит к философии рабочих. Потому что, если изменится философия у менеджера, это еще не все. Нужно переучивать и рабочую силу», — Ко По Кун, старший государственный Министр торговли и промышленности Республики Сингапур.

 

Наращивание инвестиций в технологии и человеческий капитал

 

«Нужно больше инвестировать, <…> нужно внедрять технологии. Например, сейчас в течение нескольких месяцев стартует новый проект по внедрению технологий искусственного интеллекта и их развитию. <…> По нашим оценкам, эта история может добавить до 1% ежегодного прироста к 2030 году, если мы все будем делать здесь правильно. <…> Это качество инвестиций. Россия много инвестирует, и с каждым годом все больше, в качество человеческого капитала. Это и образование, это и научная среда», — Максим Орешкин, Министр экономического развития Российской Федерации.

 

«Первое — инвестировать в область станкостроения, приборы и аппараты, которые используются при производстве. <…> Необходимо высокотехнологичное оборудование. Второй момент — это человеческий фактор, кадровый ресурс. <...> Нужно улучшать инфраструктуру, потому если у вас нет инфраструктуры, то что бы вы ни делали, вы не сможете сбывать», — Хэ Чжэньвэй, генеральный секретарь Китайской ассоциации по развитию предприятий за рубежом.

 

Цифровизация всех отраслей экономики

 

«Цифровизация является одним из наиболее важных стратегических направлений на сегодняшний день. Цифровизация — это не самоцель, это возможность увеличить конкурентоспособность предприятия как на локальном рынке, так и в международной сфере. Есть много примеров, когда мы помогаем нашим клиентам увеличить эту производительность. В автомобильном машиностроении мы активно работаем с компанией «КАМАЗ». Последний магистральный тягач “КамАЗ” был разработан с помощью нашего софта Siemens PLM Software, и это позволило практически оцифровать весь НИОКР и создание нового продукта в компании. <...> Другой пример: с “РЖД” нами создан аналитический центр сбора больших данных с поездов “Ласточка”, локомотивов, которые используются “РЖД” на железных дорогах России. Это позволяет практически перейти к сервису по состоянию. <…> В сельском хозяйстве то же самое. С помощью цифровизации и анализа прогноза погоды можно включать насосы вовремя и осушать земли, пока не затопило», — Александр Либеров, президент Siemens в России.

 

«В основном мы развивались в последнее время в этой области (повышения производительности труда, — Ред.) благодаря цифровизации. Что мы делали в России? Мы модернизировали все наши площадки, у нас прошла цифровизация всей процедуры подготовки. <…> Благодаря этому всему мы снизили время ожидания заказа за прошлый год на одну минуту. В среднем сейчас нужно ждать 140 секунд с момента заказа до его получения. В некоторых локациях мы смогли снизить это время до 120 секунд. Это все повышает удовлетворенность заказчиков», — Марк Карена, генеральный директор McDonald’s в России.

 

«Мы смогли поднять, используя ИТ-технологии, производительность труда более чем в два раза. В этом смысле в России мы являемся топ-3 (по производительности труда — Ред.), хотя мы хорошо смотримся и в разрезе китайских, японских и, я думаю, европейских и американских компаний с точки зрения выработки», — Сергей Колесников, президент корпорации «ТехноНИКОЛЬ».

 

«Высокие технологии, робототехника всегда ценятся, и мы всегда понимаем, что это внесет вклад и в качество, и в продуктивность. <…> Цифровизация позволяет нам выявлять отклонения быстрее, реагировать быстрее», — Кацутоси Нисимото, старший вице-президент Toyota Motor Europe.

 

Развитие логистической и транспортной инфраструктуры на Дальнем Востоке

 

«Сейчас с коллегами из Минвостокразвития прорабатываем вариант, как в рамках национального проекта создать дополнительные центры производительности, которые бы логистически охватывали регион Дальнего Востока», — Максим Орешкин, Министр экономического развития Российской Федерации.

 

«Дальний Восток является уникальной возможностью создать инфраструктуру на той территории, которая сейчас, к сожалению, пока не развита до конца. Если посмотреть на лучшие мировые практики, то та же Канада так же, как и Дальний Восток, окружена морями. У них низкая плотность населения, в основном добыча с низким уровнем переработки. В то же время они смогли создать в провинции Саскачеван центр, который собирает практически всю продукцию, которая импортируется из Азии и дальше распространяется на территории всей Северной Америки. Мы на дальнем Востоке можем стать мостиком, который соединяет Китай и Европу и другие части», ­— Александр Ивлев, управляющий партнер по странам СНГ, заместитель руководителя по работе с клиентами по странам Центральной, Восточной, Юго-Восточной Европы и Центральной Азии компании EY.

 

Подробнее читайте в Информационно-аналитической системе Росконгресс www.roscongress.org

 

Читайте также