4 сентября 2019

Добыча твердых полезных ископаемых: Как наиболее эффективно реализовать инвестиционный потенциал отрасли?

КЛЮЧЕВЫЕ ВЫВОДЫ

Государство активно принимает меры для повышения инвестиционной привлекательности российской промышленности

«Что сделано в последнее время, какие меры поддержки приняты: это софинансирование строительства инфраструктуры по одобренным правительством инвестиционным проектам, субсидирование процентной ставки на предоставление заемных средств, предоставление госгарантий», — Дмитрий Кобылкин, Министр природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

«Я хотел бы поздравить все органы законодательной власти в России, так как все нововведения и предложенные законопроекты принимаются довольно быстро, в том числе все, что касается технологий и операционной деятельности в управлении производственными мощностями», — Клод Шимпер, региональный вице-президент по России «Корпорация Кинросс Голд».

«Мы реально ощущаем эффект не просто либерализации, но “приземления” законодательства, которое становится более удовлетворительным, практичным, менее трудоемким в применении. И это, конечно, ключевой фактор для развития отрасли», — Павел Грачев, генеральный директор ПАО «Полюс».

Дальний Восток обладает огромным инвестиционным потенциалом

«Гигантская территория, уникальные по размеру и содержанию месторождения, низкая конкуренция, хорошее госрегулирование, как на федеральном, так и на региональном уровне, — все это формирует уникальную инвестиционную среду. Таких мест, как российский Дальний Восток, в мире нет», — Роман Троценко, основатель, председатель совета директоров Корпорации АЕОН. 

«Так как мы изучили горную промышленность в мире в последние 15 лет, я считаю, что Россия, особенно ее дальневосточный регион, действительно представляет одну из самых многообещающих перспектив по всему миру. <…> Возможности в любом из направлений на Дальнем Востоке: бриллианты, золото, медь, уголь, минеральные удобрения — огромны», — Шив Викрам Кхемка, заместитель председателя правления группы САН.

 

ПРОБЛЕМЫ

Несовершенство нормативного регулирования отрасли 

«Очень важно, чтобы, когда приходит новый инвестор, было четкое, прозрачное понимание, какие разрешения нужно получать, в каких органах. Потому что у нас еще с давних времен законодательство так составлено, что не всегда новым, приходящим в эту страну работать инвесторам понятно, какие разрешения нужны, кто за это отвечает, сколько времени нужно», — Олег Новачук, председатель совета директоров KAZ Minerals.

«Если сравнить законодательство по “жидким” с законодательством по “твердым”, то наши коллеги по “жидкому” законодательству или те, кто его лоббировал, многие вопросы решили. Работая в Совете Федерации, мы пытались в своем Комитете перенести эти новеллы, которые облегчают жизнь недропользователям, работающим с нефтью и газом, на твердые полезные ископаемые, но никогда не получалось. <…> Уравнять нас в правах было бы весьма прогрессивно и демократично», — Павел Масловский, председатель совета директоров АО «УК “Петропавловск”».

«На отрасль распространяется общий налоговый режим в виде налога на имущество. <…> Если мы говорим о новом предприятии, то это огромные деньги. <…> Это является одним из существенных ограничений в отрасли. По сути, это налог на новое имущество, то есть это налог — демотивирующий модернизацию», — Роман Троценко, основатель, председатель совета директоров Корпорации АЕОН. 

Недостаточное внимание к геологоразведке

«Разведка значительной части ресурсов была проведена в советские годы. И многие крупные российские компании фактически пользуются результатами геологоразведки советского периода. <…> Технологии тогда были совсем не такие, как сегодня. Если бы мы провели должную разведку на Дальнем Востоке, я думаю, мы могли бы добывать в 10 раз больше ресурсов, чем мы можем добывать сегодня», — Шив Викрам Кхемка, заместитель председателя правления группы САН.

 

РЕШЕНИЯ

Обеспечение стабильных и прозрачных правил регулирования отрасли

«Еще одна возможность для привлечения иностранных инвестиций — это стабильность, наличие определенных, установленных правил в том, что касается налогообложения и фискальной политики. Это для нас является критически важным фактором для продолжения инвестирования в данный регион», — Клод Шимпер, региональный вице-президент по России «Корпорация Кинросс Голд». 

Стимулирование геологоразведочных работ

«Требуется введение повышающего двукратного коэффициента на затраты, которые компании несут на геологоразведку. На сегодняшний день прирост запасов осуществляется медленнее, чем их выработка. Это значит, что мы просто не успеваем. Значит, компании должны быть заинтересованы, чтобы увеличить затраты на разведку», — Роман Троценко, основатель, председатель совета директоров Корпорации АЕОН.

«Упомянутая инициатива по распространению на П1, П2 принципа заявительного порядка получения недр на геологическое изучение <…> на сегодня использована не до конца в силу существующих ограничений по размеру доступных участков: не больше 3 участков по 100 км². Конечно, в текущих реалиях и масштабах Дальнего Востока этого недостаточно. <…> На стадии геологического изучения площадь должна и может быть гораздо более широкой», — Павел Грачев, генеральный директор ПАО «Полюс».

Повышение заинтересованности регионов в развитии добывающей отрасли

«Одно из направлений, которое может заинтересовать регионы в развитии отрасли, — это деление НДПИ, увеличение части НДПИ, которое остается в пользу регионов. Потому что на сегодняшний день интерес регионов абстрактен», — Роман Троценко, основатель, председатель совета директоров Корпорации АЕОН. 

Читайте также