8 сентября 2022

Актуальные вопросы совершенствования законодательства о территориях опережающего развития Дальнего Востока

Ключевые выводы

 

Государство прислушивается к идеям и просьбам бизнеса 

 

«Изменения в закон о ТОРах с момента принятия вносились 13 раз. Речь идет не столько о точных правках, сколько о развитии данного механизма на основе анализа правоприменительной практики и во многом в соответствии с запросами инвесторов. Это только в течение текущего созыва, а с начала его работы не прошло и года, в закон о территориях опережающего развития мы вносили изменения два раза. То есть прислушиваемся к инвесторам», — председатель комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Николай Харитонов.

 

«Пока мы совершенствуем. У нас создано много институтов, которые помогают нам держать руку на пульсе. Мы постоянно находимся в диалоге с бизнесом. Могу сказать, что мы еще выезжаем с «Деловой Россией», выезжаем с ассоциациями наших резидентов свободного порта Владивосток и территорий опережающего развития. Мы совещались и с членами организации приморского отделения «Опоры России». Честно говоря, там тоже обнаружили, что не доработали в Государственной Думе: оказалось, что у нас исключены важные нормы, которые позволяют здесь облегчать жизнь предпринимателям. Взяли себе на карандаш и в ближайшее время вернемся», — статс-секретарь – заместитель Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Павел Волков.

 

«Со стороны бизнеса и бизнес-объединений хочу подтвердить слова, которые прозвучали, что взаимодействие идет очень плотное. И целый ряд инициатив, которые поднимались со стороны предпринимателей, со стороны бизнес-объединений, уже реализованы в нормативной базе, в законах федеральных и в постановлениях Правительства Российской Федерации», — генеральный директор ООО «Эксплуатирующая компания индустриального парка Авангард»; председатель правления союза резидентов Территории опережающего социально-экономического развития Денис Грось.

 

«За те годы, которые я в бизнесе, мы четко понимаем, что взаимодействие с властью, взаимодействие с Павлом Михайловичем (Волковым — ред.), с Николаем Михайловичем (Харитоновым — ред.), с КРДВ очень помогает нам в продвижении. За последние два года категорично сократились сроки в некоторых процедурах», — заместитель генерального директора ООО «Спортивный стрелковый клуб Топган» Светлана Волобуева.

 

Необходима оценка природных рисков при планировании проектов

 

«Есть очень хороший термин: долгосрочный прогноз природных опасностей и рисков… Обязателен учет предпринимателями этого прогноза при долгосрочном планировании всех видов хозяйственной деятельности. Тогда мы сможем избежать и по мерзлоте почвенной опасности, и по климатической обстановке (рисков — ред.). Мы сегодня готовы во взаимодействии с Российским союзом промышленников и предпринимателей по заявке бизнеса делать так называемый прогноз, предпроектное экономико-экологическое исследование, чтобы избежать негативного воздействия. Вы знаете, до сих пор никто не обратился за такой заявкой», — советник вице-президента по взаимодействию с государственными и частными промышленными компаниями и международному сотрудничеству Российской академии наук Виктор Усов.

 

«Мы действительно практически сегодня утопаем: Амурская область — восемь наводнений за десять лет. И это уже система: нам проще найти год, когда не было наводнения, чем когда было. И никто не дал долгосрочный прогноз на 30 лет, на 50. Может, в этих местах сегодня и не стоит закладывать в том числе и территории опережающего развития. Органы федеральной власти, наверное, должны заказ сделать, потому что ни один бизнес за это не заплатит. Но как государство мы должны понимать эту задачу: мы должны правильно расселять людей, должны правильно вкладывать средства», — заместитель председателя комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по экономической политике Иван Абрамов. 

 

ПРОБЛЕМЫ

 

Нужно скорректировать механизм применения пониженной ставки страховых взносов

 

«У нас очень много объектов, у которых начинается строительство, они находятся в ТОРе. И фактически эта льгота — пониженная ставка по уплате страховых взносов — начинается с момента получения статуса резидента. Хотя на самом деле эта пониженная ставка нам не нужна, она нужна только с момента ввода в строй нашего объекта… Мы пять лет строим объект и пять лет эта пониженная ставка (действует — ред.). Зачем она нужна? Она нужна как раз именно с момента, когда мы вводим объект, и тогда действительно она может действовать пять лет», — вице-президент по федеральным и региональным программам ПАО «ГМК Норильский никель» Андрей Грачев. 

 

«Страховые взносы — это очень важно. Мы действительно запускаем свои проекты некоторые по три года, какие-то по четыре года, какие-то по пять, по шесть лет. У нас проходит половина срока жизни нашего десятилетнего соглашения. А в начальном периоде сотрудников не так уж и много, на которых мы могли бы распространить льготу. Все они появляются потом, а мы уже съели большую часть срока, который могли бы использовать», — заместитель генерального директора ООО «Спортивный стрелковый клуб Топган» Светлана Волобуева.

 

«Инвестор должен сам определять, когда начинается десятилетний период. Дать такое право — думаю, и государство, и Совет Федерации с удовольствием поддержат», — заместитель председателя комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по экономической политике Иван Абрамов. 

 

У бизнеса и инвесторов разное понимание, как должен быть оформлен проект

 

«Сегодня было отрадно слышать, что наша законодательная, исполнительная власть и коллеги из КРДВ поддерживают наши инициативы в рамках сокращения прединвестиционной фазы. У нас большое количество времени уходит на подбор земельного участка, хорошо если он в зоне, которая нам нужна. Мы тогда сразу начинаем проектные, изыскательские работы. Если вдруг все это не совпадает, у нас большое количество времени уходит на разработку проекта планировки, на изменение зоны земельного участка. Это от полугода до двух лет. Далее мы сталкиваемся с неразрешимыми проблемами в виде памятников федерального назначения, в виде каких-то специальных режимов, по которым мы не можем строить на этом земельном участке. Эта прединвестиционная фаза очень длинная», — заместитель генерального директора ООО «Спортивный стрелковый клуб Топган» Светлана Волобуева.

 

«Мы с чем сталкиваемся — это непонимание, что такое проект. Приходит компания, у нее довольно большой пакет документов, но чаще это хорошо проработанная идея и проектом не является. Для нас проект — это документарно оформленная идея, четко структурированная, которая состоит из целого ряда компонентов. Это и технико-экономическое обоснование. Это и финансовая обвязка с учетом всех возможных финансовых инструментов, как государственных, так и финансовых институтов. Это и юридическая обвязка… Часто заемщики, приходя к нам в институт за финансированием, тратят довольно много времени на подготовку документов. Придя с неполным пакетом, они уходят, и иногда два года либо корректируют те документы, которые у них есть, либо готовят недостающий пакет», — член совета директоров, генеральный директор ООО «ВЭБ Инжиниринг» Владимир Новиков. 

 

Компании порой испытывают избыточное давление со стороны налоговых органов

 

«Мы испытываем такое давление налоговых органов. Наверное, какое-то особое отношение налоговых органов именно к резидентам. Хотя мы, подписывая соглашение, всю эту ответственность, наверное, уже доказали… Но налоговые органы не успокаиваются с 2021 года. Эти два года мы в постоянных налоговых проверках — это камеральные проверки, это требования по предоставлению документов. Мы предоставляем документы в электронном обороте, все видно, что мы отправили документы, квитанции, что приняли. Через десять дней — такое же требование с предоставлением таких же документов. Такое впечатление, что нас просто проверяют на стойкость», — акционер АО «Птицефабрика Комсомольская» Людмила Кузнецова.

 

«Здесь тоже система нужна, запретить систематические камеральные проверки, с этим мы уже боремся не первый год», — заместитель председателя комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по экономической политике Иван Абрамов. 

 

РЕШЕНИЯ

 

Необходимо продлить срок действия льгот и расширить географию их применения

 

«Хотелось бы обратить внимание на региональные инвестиционные проекты. Если говорить простым языком, бизнесу дают налоговые льготы на время создания РИПа, и бизнес эти деньги, которые экономит на налогах, вкладывает в производство. Расширяет производство, расширяет налогооблагаемую базу — выигрывает бизнес, выигрывает государство в перспективе, как в Красноярском крае, в Мурманской области… Этот механизм фактически прописан до 28-го года. Действие этого механизма предлагаем продлить до 2050-го года», — вице-президент по федеральным и региональным программам ПАО «ГМК Норильский никель» Андрей Грачев. 

 

«В рамках той финансовой модели, которая закладывается в проекты. которые мы сейчас структурируем для Дальнего Востока, очень большое значение имеют те льготы и преференции, которые дают ТОР и свободный порт Владивосток. В этой части мы бы хотели поддержать инициативу не только о продлении действия сроков тех льгот, которые сейчас есть, но и о расширении территорий, на которых действуют преференции… Мы нацелены на то, чтобы финансировать проекты, которые дадут социально-экономический эффект на развитие региона и страны в целом», — член совета директоров, генеральный директор ООО «ВЭБ Инжиниринг» Владимир Новиков. 

 

 

Читайте также