6 сентября 2022

«Дорога жизни»: на ВЭФ–2022 обсудили предложения в новый законопроект о северном завозе

6 сентября на Восточном экономическом форуме — 2022 состоялась дискуссия на тему «Северный завоз: новая система снабжения», в которой приняли участие первый заместитель Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Гаджимагомед Гусейнов, первый заместитель губернатора Чукотского автономного округа Илья Давиденко, глава Республики Саха (Якутия) Айсен Николаев, председатель комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Николай Харитонов, председатель комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Андрей Шевченко.

Одной из ключевой тем дискуссии стал разрабатываемый федеральный законопроект о северном завозе, который предусматривает в том числе создание системы мониторинга движения грузов, упрощение закупочных процедур, проработку категорий грузов и перечня опорной транспортно-логистической сети. Также проект закона предполагает создание единого морского оператора и генерального экспедитора, которые помогут в создании инфраструктуры и определении ответственного за северный завоз.

По мнению участников дискуссии, данный документ поможет решить ряд существующих проблем. Однако необходимо предусмотреть и дополнительные меры финансовой поддержки, уделить внимание льготному кредитованию, новым санкционным рискам, разграничению ответственности и полномочий между федерацией и регионами, а также учесть в законе региональную специфику логистики грузов.

 

КЛЮЧЕВЫЕ ВЫВОДЫ

От северного завоза зависит качество жизни людей

«Для нас северный завоз — это не просто решение транспортно-логистических задач. За каждым завезенным килограммом, за каждой тонной горючего мы видим жизнь отдельных наших граждан — это семьи, их благополучие», — первый заместитель Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Гаджимагомед Гусейнов.

«Половина дома, который завозят, — это стоимость дороги, транспортные издержки. Половина стиральной машины на Камчатке — это дорога, транспортные издержки опять же. Поэтому от того, насколько она стабильно работает, эта “дорога жизни”, насколько она эффективна, зависит качество жизни людей и перспектива экономического освоения края», — директор Восточного центра государственного планирования (ФАНУ «Востокгосплан») Михаил Кузнецов.

«Никто никогда не слышал, чтобы Якутия сорвала северный завоз. Потому что для нас срыв северного завоза — это, в отличие от многих других, вопрос жизни и смерти. Безусловно, мы, не считаясь ни с какими затратами, всегда его реализовывали и будем реализовывать», — глава Республики Саха (Якутия) Айсен Николаев.

Развитая инфраструктура поможет снизить цены и сроки доставки вдвое

«У нас есть очень хороший опыт… по торгово-логистическим центрам, которые мы создаем в арктических центрах в наших районах. Мы уже несколько создали, и точно могу сказать, что их создание реально способно за счет оптимизации транспортной логистики, за счет более оптимального завоза свалить цены в два-три раза по некоторым видам продуктов», — глава Республики Саха (Якутия) Айсен Николаев.

«Наличие развитой инфраструктуры позволило бы нам сократить практически в два раза время доставки и сделать его в несколько раз более прогнозируемым именно по срокам этой доставки. Может быть, тогда мы бы оптимизировали в том числе и свои транспортно-логистические центры, и склады базирования», — первый заместитель Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Гаджимагомед Гусейнов.

Важно мониторить движение и состав грузов

«Триггерами явилась ситуация прошлого года, когда сначала в районе Карских Ворот (пролива в Баренцевом море. — Ред.) у нас застряло несколько судов. Соответственно, был задан простой вопрос: что в этих судах, какой объем северного завоза, нужен ли он региону, в каком объеме? <…> Мы на эти вопросы полностью ответить не смогли. <…> Мы предлагаем полностью мониторить и отслеживать весь груз и его перемещение, сделать закупку проще, быстрее», — первый заместитель Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Гаджимагомед Гусейнов.

«Спроси меня полгода назад, сколько грузов северного завоза для поселков — прежде всего, продуктов питания — наши предприниматели должны завезти к осени, я, наверное бы, не ответил. Я примерно понимаю, но это точно то, что нам необходимо мониторить и всегда знать», — первый заместитель губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Александр Калинин.

ПРОБЛЕМЫ

Высокий процент кредитов и недостаток финансирования в регионах

«Должны быть предоставлены бюджетам субъектов средства на возмещение расходов на уплату процентов по завозу грузов, по крайней мере для гос- и муниципальных нужд. <…> Из-за недостатка оборотных средств предприятия вынуждены брать кредиты, в особенности на Севере, где оборачиваемость крайне низкая», — глава Республики Саха (Якутия) Айсен Николаев.

«На сегодняшний день топливо завозит у нас государственное предприятие “Чукотснаб”. Тут абсолютно поддержку Айсена [Николаева. — Ред.] в части кредитной истории, то есть процент по кредитам, который мы платим, и плюс логистика в топливе. Вот смотрите: 11 млрд рублей на сегодняшний день стоит завоз топлива государственным предприятием “Чукотснаб”. 20% в этих 11 млрд (нетрудно посчитать — больше 2 млрд рублей) — это проценты по кредитам и логистика», — первый заместитель губернатора Чукотского автономного округа Илья Давиденко.

«Как нам сообщают некоторые регионы, многие предприниматели заинтересованы в получении такой поддержки, как льготное кредитование. Это особенно сегодня актуально в условиях и удорожания самих денег, кредитных ресурсов, и, коллеги уже говорили, сложности получения в целом такой финансовой поддержки», — председатель комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Андрей Шевченко.

Разрушенная в постсоветское время централизованность северного завоза

«В советское время был ряд нормативно-правовых актов, которые это все регулировали, были и на федеральном уровне… органы, которые этим занимались, на региональном уровне. Все-таки это было более централизованно. Но в последнее десятилетие ответственность перешла на глав субъектов», — первый заместитель Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Гаджимагомед Гусейнов.

«Если говорить об истории, я невольно вспоминаю 90-й год. <…> Тогда… централизованный завоз практически разрушился. И необходимо было наладить как-то все эти отношения», — председатель комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Николай Харитонов.

РЕШЕНИЯ

Необходимо нормативное финансирование опорной инфраструктуры

«Мы предлагаем в законе прописать, что эта вся опорная инфраструктура должна финансироваться и содержаться в соответствии с нормативами. У нас на федеральном уровне такие были нормы касательно автомобильных федеральных дорог и внутренних водных путей. Соответственно, мы предлагаем аналогичные нормы отнести ко всей инфраструктуре, которая будет принята Правительством как опорная», — первый заместитель Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Гаджимагомед Гусейнов.

«Здесь была хорошая презентация по финансовым нормативам опорной сети — аэропорты, водные пути. Абсолютно согласен, это нужно делать. Но внутренние водные пути сегодня не финансируются по нормативам, они финансируются по остаточному принципу», — глава Республики Саха (Якутия) Айсен Николаев.

Необходим единый федеральный оператор

«Мы создаем единого морского оператора. Это будет государственный оператор, который будет обеспечивать доставку грузов морским транспортом в двух бассейнах: и в акватории Северного морского пути, и в Тихоокеанском бассейне», — первый заместитель Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Гаджимагомед Гусейнов.

«Мы говорим о торговых площадках, о едином экспедиторе. <…> С точки зрения регулирования, наверное, имеет смысл сделать на первом этапе правом субъекта этим заниматься. Почему? Потому что наши предприниматели активно пользуются каналами поставок топливно-энергетического комплекса. <…> То есть куда проще на той же барже “присоседиться” и получить несколько мест под контейнеры, нежели самостоятельно играть в историю с логистическим оператором», — первый заместитель губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Александр Калинин.

 

Подробнее читайте в Информационно-аналитической системе Фонда Росконгресс www.roscongress.org

Читайте также