8 сентября 2022

Участники ВЭФ-2022 обсудили меры по защите экологии и проблемы вокруг ESG

6 сентября на Восточном экономическом форуме – 2022 состоялась панельная сессия «Экология: как сохранить планету в мире без доверия?» с широким спектром дискуссии о мерах по защите природы и проблемах вокруг ESG–тематики, где в числе прочих выступили первый заместитель Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации Константин Цыганов, заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации Алексей Ученов, заместитель губернатора Нижегородской области Андрей Бетин, заместитель руководителя аппарата Счетной палаты Российской Федерации Елена Бойцова, директор департамента государственной политики и регулирования в сфере развития особо охраняемых природных территорий Минприроды России Ирина Маканова.

Участники обсуждения пришли к выводу, что экологическая повестка в России не утрачивает актуальности ни для властей, ни для населения – в первую очередь сформировавшейся в стране армии волонтеров и молодого поколения. Отечественная молодежь постепенно становится локомотивом движения к ответственному потреблению, но в целом населению и бизнесу пока не хватает мотивации для изменения отношения хотя бы к мусорной проблеме, касающейся всех без исключения. Государство в условиях санкционного давления на Россию и необходимости локального импортозамещения продолжает большие экологические проекты, такие как программа "Чистый воздух". Вместе с тем отказа от добычи и использования угля по объективным причинам не будет, а к части экологических целей придется двигаться дольше, чем это планировалось до геополитической турбулентности. Усилившийся в новых реалиях скепсис по отношению к аббревиатуре ESG сочетается с сомнением государственных аудиторов в адекватности ESG–показателей и их соответствии тому, что происходит и будет происходить в реальности.

КЛЮЧЕВЫЕ ВЫВОДЫ

Общий курс и экологические проекты сохраняются, хотя геополитика внесла свои коррективы

«В международной сфере мы страдаем именно от того, что в условиях нынешнего геополитического напряжения то, что мы обсуждали вчера, сегодня оказалось под вопросом. Это, конечно, серьезнейший вызов для решения и преодоления тех экологических проблем, которые сегодня у нас есть», – гендиректор Ассоциации европейского бизнеса Тадзио Шиллинг.

«С 24 февраля, как кажется, очень многое изменилось. У нас изменилась система драйверов, которые драйвили ESG–повестку пару лет внутри страны. Но надо сказать, что сейчас активно формируются новые драйверы ESG, и прежде всего эти драйверы формируются со стороны государства», – старший вице–президент Сбербанка по ESG Татьяна Завьялова.

«Мы слышим бизнес, сдвигаем определенные показатели вправо. Но это не значит, что мы в принципе вычеркиваем себя из экологической повестки и она уходит на второй план. Так или иначе, сегодня мы адаптируемся к тем условиям, которые есть. Если говорить об экспортно ориентированных отраслях, вопросы декарбонизации все равно будут стоять в повестке. Все равно не сегодня–завтра санкционные ограничения будут так или иначе спадать, мы будем искать альтернативные рынки, являться комплектатором дружественных стран, а дружественные страны будут выходить на те же внешние европейские рынки, и к ним будут предъявляться требования по сниженному порогу CO2. И здесь наш вклад, вклад наших поставщиков будет очень ощутим. Это будет просто показатель конкурентоспособности продукции», – заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации Алексей Ученов.

Люди очень сильно повлияли на природу, но осознание ответственности постепенно приходит

«Помните постулат "мы все – дети природы"? Мы ведь все дети природы! А сейчас, наверное, что–то изменилось?! Наверное, мы стали менеджерами природы, а она для нас – мачехой. И когда мы опять–таки поменяем эти роли – так, как оно было – тогда, наверное, достигнем того, что хотим. Потому что страх перед экологической катастрофой – это фактор достаточно серьезный, но он кратковременный. Нужна какая–то другая программа", – вице–президент по федеральным и региональным программам "Норильского никеля" Андрей Грачев.

«Более 1/5 части лесов всей планеты, второе место в мире по питьевым ресурсам. Четыре климатических пояса, уникальное биологическое разнообразие – это наше достояние и наша ответственность. Для людей вопросы экологии, охраны окружающей среды сегодня остаются одними из самых актуальных. Для людей жизненно необходима комфортная и безопасная среда», – первый заместитель Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации Константин Цыганов.

«42% молодежи до 25 лет обращают внимание на изделия и продукты, любые товары, которые они покупают – насколько экологично и правильно они сделаны. Отчетливо видно, что большой идет прирост. Если мы будем обращать на это внимание, то пройдет буквально 5–7 лет, и это станет основным локомотивом роста. Но сегодня государство должно взять на себя основную нагрузку. На взлете должно инвестировать государство, чтобы дальше мы вышли на крейсерскую скорость и справлялись с этими задачами. В целом у нас есть все возможности стать в рамках ESG–философии лидерами в мире», – заместитель губернатора Нижегородской области Андрей Бетин.

Многие россияне не понимают смысла аббревиатуры ESG

«Я среди своих друзей спрашиваю: что такое ESG? Вы знаете, очень многие даже не понимают эту аббревиатуру! Я пытаюсь по–английски, а они говорят "Нет, Лен, все равно непонятно...», – заместитель руководителя аппарата Счетной палаты Российской Федерации Елена Бойцова.

ПРОБЛЕМЫ

ESG–отчетность вызывает вопросы у государственных аудиторов

«Уже есть сейчас проблема с точки зрения расчета показателей ESG. Зачастую берутся, например, не фактические данные, чтобы посчитать ESG–показатели, а некие прогнозные данные – куда организация стремится. И они берут эти данные, чтобы сделать соответствующие расчеты, что в корне неправильно. То есть это под ковром можно увидеть. А если нет аудитора, который бы все это подсветил, то об этом никто не узнает – ни руководство, ни правительство, ни международный рынок», – заместитель руководителя аппарата Счетной палаты Российской Федерации Елена Бойцова.

Есть сомнения в репрезентативности самих ESG–показателей и том, могут ли они служить ориентирами

«Проблема в тех показателях, которые анализируются в рамках ESG–отчетности. У нас есть коллеги, которые, скорее всего, готовят ESG–отчеты. И вот вопрос: а все ли те показатели, которые коллеги представляют в отчетности, интересны им как управленцам и нам как стейкхолдерам? Здесь очень большой вопрос!» – заместитель руководителя аппарата Счетной палаты Российской Федерации Елена Бойцова.

В СМИ звучит версия, что экологическая повестка – это бутафория

«С изменением ситуации появилось очень много новых идеологем типа "надо повестку убрать экологическую" или "снизить требования". Или что это вообще тема фейковая. Вы знаете, что в средствах массовой информации даже так называли?» – вице–президент по федеральным и региональным программам «Норильского никеля» Андрей Грачев.

Охранники российских заповедников – фанатично преданные своему делу люди, чьи доходы оставляют желать лучшего

«Охрана и защита – это вопрос специфический. Государственная охрана – это самое большое количество сотрудников наших федеральных особо охраняемых природных территорий, порядка 4,5 тысячи человек по всей системе. Это люди, которые подчас оказываются в самых непростых ситуациях, связанных с борьбой против браконьерства и недобросовестных посетителей, с защитой границ особо охраняемых природных территорий. Функции этих сотрудников огромны. К сожалению, до недавнего времени их денежное обеспечение оставляло желать лучшего. С этого года мы смогли увеличить заработную плату наших сотрудников и довести ее до значительного уровня по сравнению даже со средней заработной платой в отдельных регионах. Но где–то она остается все еще достаточно низкой. У них есть семьи и дети, которых нужно кормить. Этих сотрудников оставляет на сегодняшний момент на этой работе только то, что они беззаветно и безоговорочно любят это дело. Это люди совершенно фанатичные», – директор департамента государственной политики и регулирования в сфере развития особо охраняемых природных территорий Минприроды России Ирина Маканова.

Россия объективно не сможет отказаться от угля, при этом масштабирует программу по очистке воздуха

«Мы говорим про программу "Чистый воздух". С 12 городов он расширяется до 41 города. И 27 из этих городов непосредственно связаны с углем или использованием угля в энергетике. Это и есть, можно сказать, больше половины всех вопросов, касающихся "Чистого воздуха". И нету, на наш взгляд, такого выбора, как "слушайте, а давайте откажемся от него!". По той причине, как минимум, что здесь задействованы свои 140 тысяч горняков только в угле. Уголь формирует 40% перевозок по железным дорогам, это еще 200 тысяч человек. И только в той энергетике, которая работает на угле – еще 100 тысяч человек. Это 400 тысяч людей как раз преимущественно в восточной половине нашей страны, то есть Дальний Восток и вся Сибирь. И именно эти 27 городов потребляют четверть угля, который поставляется на внутренний рынок. Связки на этом не прекращаются. Уголь – это еще и пятая статья экспорта Российской Федерации, но он тоже четвертью этого экспорта абсолютно завязан на наличие поставок внутрь», – гендиректор Сибирской генерирующей компании, член совета директоров СУЭК Степан Солженицын.

РЕШЕНИЯ

Россия изучает ESG–требования новых стран–партнеров

«Мы, конечно, сейчас особое внимание уделяем требованиям ESG на стороне наших новых международных партнеров – для того, чтобы понять самим, как устроены и какие новые требования существуют в этих странах и помочь нашим клиентам с ними работать», – старший вице–президент Сбербанка по ESG Татьяна Завьялова.

Вынужденное импортозамещение сдвигает сроки достижения части целей по экологии

«С учетом изменившейся экономической ситуации в стране Правительством приняты меры по поддержке бизнеса, в том числе для решения задач импортозамещения. В “Чистом воздухе” сдвинуты сроки завершения проекта в 12 городах до конца 2026 года и начала мероприятий в новых городах в сентябре 2023 года. Эти решения не означают остановку проектов: мы точечно решаем вопросы импортозамещения. При этом для тех предприятий, которые оперативно решают задачи по технологической независимости, сохраняем темпы достижения целевых показателей», – первый заместитель Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации Константин Цыганов.

Импортозамещение сейчас все больше на слуху, но экологическая повестка в промышленности никуда не делась

«Несмотря на то что сейчас, казалось бы, сейчас градус накала несколько в другой области – технологического суверенитета и импортозамещения в новом виде, тема экологии с повестки не снимается. И вообще для нас это неразрывно связанные вещи, потому что современное производство, как правило, соответствует всем экологическим требованиям. И если идет модернизация предприятия по последнему слову техники – как правило, она соответствует всем требованиям экологов. Мы со своей стороны здесь будем держать руку на пульсе, и бизнес ориентирован на то, чтобы быть экологичным», – заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации Алексей Ученов.

В России уже миллионы людей стали волонтерами, участвуют в очистке природы от мусора и высадке деревьев

«Во многих направлениях возрастает роль и участие волонтеров. В очистке берегов от мусора принимают участие ежегодно более 1 млн человек, это 16,5 тысячи мероприятий по всей стране. В акциях по высадке деревьев "Сад памяти", "Сохраним лес" участвуют почти 1,5 млн человек. Более 5 тысяч волонтеров в разных форматах работают на особо охраняемых природных территориях. Работают школы защитников природы, волонтерские лагеря. Волонтеры помогают создавать новые туртропы, осуществлять мониторинг, помогают местному населению и даже участвуют в научных исследованиях», – первый заместитель Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации Константин Цыганов.

К биологам, охотоведам и лесникам добавятся узкопрофильные специалисты по заповедному делу

«У нас отсутствует государственный образовательный стандарт в сфере заповедного дела. То есть у нас готовят биологов, охотоведов, лесников. Это все нужные специальности. Но есть еще перспективное направление, которое связано именно с обучением, экопросвещением и экологическим туризом, которое могло бы называться "заповедное дело". Этот стандарт, которого нам, конечно, очень не хватает, мы сейчас разрабатываем», – директор департамента государственной политики и регулирования в сфере развития особо охраняемых природных территорий Минприроды России Ирина Маканова.

Дефицит экологической мотивации у россиян говорит о необходимости разъяснительной работы

«В полях–то кто будет делать? И второй вопрос – а что конкретно–то делать? Есть у очень многих стратегии по ESG... А вот знаете, когда задаешь конкретный вопрос: хорошо, у тебя есть стратегия, а конкретно–то, что ты будешь делать? Вот ты собираешь свою команду, и дальше завтра что вы начинаете делать? И знаете, здесь вот большой вопрос встает: "И правда...". У нас есть лозунги, а непосредственно какие мероприятия необходимо осуществить – вот большой вопрос! И последнее – а зачем? У меня большой вопрос с точки зрения мотивации. У крупного бизнеса я понимаю. А средний бизнес, малый бизнес? А население? Зачем все это им? Это некое усложнение. И, на мой взгляд, наша цель должна быть – всем рассказать простыми словами, зачем собирать мусор отдельно, зачем предпринимателю отказаться от пластиковой посуды», – заместитель руководителя аппарата Счетной палаты Российской Федерации Елена Бойцова.

Читайте также