9 сентября 2022
Ускоренное
социально-экономическое развитие регионов Дальневосточного федерального округа
является одним из ключевых приоритетов государственной политики Российской
Федерации. Важнейшим процессом, влияющим на экономический потенциал
макрорегиона, является урбанизация – рост и расширение крупнейших экономических
центров, увеличение доли городского населения, в том числе за счет концентрации
высококвалифицированных специалистов в основных городах Дальнего Востока.
Перспективы, возможности и барьеры дальневосточной урбанизации рассмотрены в
докладе «Горизонты урбанизации Дальнего Востока», подготовленном Центром компетенций НТИ по
направлению «Технологии хранения и анализа больших данных» на базе МГУ имени
М.В. Ломоносова
при поддержке Фонда Росконгресс к VII Восточному экономическому форуму.
Специфика российского Дальнего Востока заключается в чрезвычайно низкой плотности населения (1,2 человека на 1 км2) и преобладании небольших населенных пунктов. Численность населения Дальневосточного федерального округа по состоянию на 2021 год составляет 8,1 млн человек и снижается приблизительно на 20–40 тыс. человек ежегодно. Крупнейшими экономическими центрами Дальневосточного федерального округа являются города Хабаровск (617 тыс. человек) и Владивосток (603 тыс. человек) Доля Дальнего Востока в ВВП Российской Федерации в 2020 году составила 6,44% (для сравнения в 2016 году – 6,05%). В числе потенциальных драйверов долгосрочного социально-экономического развития ДВФО выделяют:
- географическое расположение вблизи быстрорастущих рынков Азиатско-Тихоокеанского региона;
- наличие значительных запасов природных ресурсов;
- расположение в естественном транспортном коридоре между Европой и Азией;
- создание нового гражданского космодрома «Восточный»;
- наличие научно-образовательного потенциала, представленного научными центрами Российской академии наук и федеральными университетами;
- развитие крупнейших промышленных центров в области авиа-, судо- и автомобилестроения, а также нефтегазохимии.
Таким образом,
экономический потенциал Дальнего Востока в значительной степени зависит от
темпов урбанизации, увеличения доли высококвалифицированных специалистов и
развития системообразующих предприятий на базе крупнейших городских
агломераций, а также развития инновационной инфраструктуры, в том числе на базе
ведомственного проекта Минстроя России «Умный город», реализующегося в более
чем 10 городах ДВФО. Исполнительный директор Центра компетенций НТИ по направлению
«Технологии хранения и анализа больших данных» Алексей Валерьевич Белошицкий
указывает на барьеры данного процесса и возможные пути их преодоления:
«Урбанизация Дальневосточного федерального округа как один из факторов
социально-экономического развития этого региона сталкивается с тремя основными
барьерами: отток населения, преимущественно – молодых специалистов, уезжающих в
центральные регионы, низкий уровень развития транспортной и социальной
инфраструктуры, а также высокие тарифы на энергоснабжение и логистические
услуги. Разнородность регионов Дальнего Востока не позволяет подобрать единое
решение для этих барьеров, везде необходимо учитывать местную специфику,
включая климатические условия, наличие крупных экономических центров и
транспортных узлов. Для эффективного развития макрорегиона нужно согласовать
усилия не только на разных уровнях государственного управления, но и на уровне
бизнеса и научно-образовательной среды – такая „тройная спираль“ позволит
достичь синергетического эффекта в реализации инновационных проектов, что будет
способствовать привлечению квалифицированных кадров в крупные города Дальнего
Востока».
Дальний Восток обладает
внушительными резервами для роста в части развития транспортной и
энергетической инфраструктуры как между крупнейшими экономическими центрами,
так и в рамках региональной транспортной сети. Обеспечение доступными
средствами транспортной мобильности в совокупности со своевременным
регулированием энергетических тарифов в кратко- и среднесрочной перспективе могут
способствовать увеличению количества инновационных инфраструктурных проектов на
Дальнем Востоке. Привлечение частных инвестиций и, как следствие, развитие
туристической инфраструктуры и создание высокотехнологичных производств
являются «целевыми показателями» в рамках преодоления барьеров
социально-экономического развития Дальнего Востока.
Системный подход к стратегическому планированию развития
Дальнего Востока может способствовать созданию новых инфраструктурных проектов
и модернизации существующих объектов транспортной сети и производственных
мощностей Дальневосточного федерального округа. «Несмотря на значительную
удаленность от федерального центра государственного управления, непростые
климатические условия и низкую плотность населения, российский Дальний Восток
обладает рядом преимуществ, которые при правильном подходе позволят обеспечить
устойчивое социально-экономическое развитие макрорегиона. Урбанизация в данном
случае является одним драйверов экономического роста. Для того, чтобы в полной
мере реализовать этот потенциал, необходимо проводить комплексную политику,
ориентированную на повышение качества городской среды, модернизацию
системообразующих предприятий, оказание институциональной поддержки и решение
проблем с инфраструктурной обеспеченностью регионов Дальнего Востока» –
резюмирует Олег Игоревич Карасев, директор Центра научно-технологического
прогнозирования экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова.