4 сентября 2024
Значимость сотрудничества России со странами Ассоциации
государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) только выросла после разворота российской
экономики на восток. При этом реализация потенциала взаимодействия с этим
объединением в настоящий момент ограничена проблемами в логистике и
взаиморасчетах. Также многие компании из-за недостатка информации недооценивают
перспективы этого сотрудничества. Такие выводы сделали участники прошедшей в
рамках Восточного экономического форума (ВЭФ) сессии «Россия — АСЕАН».
КЛЮЧЕВЫЕ ВЫВОДЫ
Объем ВЭД между
Россией и АСЕАН растет, но потенциал не реализован
«АСЕАН для России и прежде был
достаточно важным партнером, но сегодня становится все более и более важным,
потому что… у нас есть ограничения взаимодействия с Западом, и сейчас
внешнеторговый вектор у нас развернулся на восток, на юг и АСЕАН. Конечно, это
один из важнейших партнеров. Это огромный рынок. Если брать по совокупности
экономик, то это пятая экономика в мире, это третий в мире партнер по
инвестициям», — президент Торгово-промышленной палаты Российской Федерации
Сергей Катырин.
«Объем взаимной торговли государств
— членов [Евразийского экономического. — Ред.] союза со странами — участницами
АСЕАН в 2023 году превысил 27 млрд долларов и имеет значительный потенциал
роста», — член коллегии (министр) по промышленности и агропромышленному
комплексу Евразийской экономической комиссии Гоар Барсегян.
«У России и Вьетнама самая долгая по
сравнению с другими странами АСЕАН совместная история, которая насчитывает уже
более 70 лет. <…> Сейчас мы ведем переговоры с рядом российских компаний.
Это обсуждение потенциальных девелоперских проектов, и мы надеемся, что это
будет способствовать укреплению отношений между нашими странами. И я не
сомневаюсь, что Вьетнам может служить надежным мостом между Россией и другими
странами АСЕАН», — основатель, председатель совета директоров АО «Хоа Бинь
Констракшн Груп» Ле Вьет Хай.
ПРОБЛЕМЫ
Взаиморасчеты с АСЕАН
ограничены из-за давления США
«На первый план выходят вопросы,
связанные с взаиморасчетами, в связи с давлением со стороны прежде всего США,
западных партнеров на то, чтобы всячески ограничивать возможности Российской
Федерации. Конечно, это сказывается на наших партнерах», — президент
Торгово-промышленной палаты Российской Федерации Сергей Катырин.
«Есть вопросы к финансированию, к
оплатам, но большинство компаний, которые мы знаем, их достаточно успешно решают,
в том числе и с помощью российских и вьетнамских банков, других банков в
странах Юго-Восточной Азии», — вице-президент по линейно-логистическому
дивизиону FESCO Герман Маслов.
Необходимость
упрощения торговых процедур
«Ключевой вызов — это создание, гармонизация
соответствующих регуляторных баз и упрощение торговых процедур между нашими
странами. Сейчас там немало проблем и различий, и это существенно осложняет
трансграничную торговлю. Нам важно стремиться гармонизировать наши стандарты», —
Министр по делам гостиничного хозяйства и туризма Республики Союз Мьянма Тхет
Тхет Кхайн.
Недостаток информации
о потенциальных партнерах
«Наши партнеры в странах АСЕАН не
все одинаково посвящены, по-разному, конечно, информация доходит до
предпринимателей. В целом мы считаем, что информации недостаточно и у наших
партнеров, и у наших предпринимателей о возможностях, которые есть в странах
АСЕАН. Я сейчас говорю не только в целом по объединению, но и по каждой из
стран, которые входят в это объединение», — президент Торгово-промышленной
палаты Российской Федерации Сергей Катырин.
«Большая проблема иногда в том, что наши компании не знают о
потенциале и возможностях рынка друг друга. Российский экспортный центр еще в
2018 году открыл свое представительство во Вьетнаме. И сейчас, в 2024 году, мы
планируем открыть наше представительство в Таиланде и Индонезии, видя
достаточно большие перспективы для наших компаний по выходу в этот регион, для
того чтобы устранять барьеры в коммуникации», — директор по развитию зарубежной
сети АО «Российский экспортный центр» Дмитрий Прохоренко.
РЕШЕНИЕ
Развитие
гидроэнергетики в странах АСЕАН
«[Необходим. — Ред.]
многофакторный аудит существующих энергосистем государств, потому что
большинство решений, которые реализовывались в государствах АСЕАН, да и в
Российской Федерации, они уже насчитывают 50–60 технологических лет. <…>
После комплексного аудита [нужна. — Ред.] разработка и реализация
программы повышения надежности энергосистем. <…> Нужно учитывать темпы
роста, темпы потребления, изменяющийся ландшафт потребления энерго- и водных
ресурсов и, конечно же, применять те технологии, которые позволяют наносить
минимальный ущерб окружающей среде», — заместитель генерального директора по
проектному инжинирингу, устойчивому развитию и международному сотрудничеству
ПАО «РусГидро» Сергей Мачехин.
«Мы хотели бы предложить для
совместного внедрения трансфер, локализацию самых современных инновационных
решений, в Российской Федерации есть такие решения. Их нужно локализовывать в
странах АСЕАН для того, чтобы местная инженерная школа могла развиваться
самостоятельно и устойчиво», — заместитель генерального директора по проектному
инжинирингу, устойчивому развитию и международному сотрудничеству ПАО
«РусГидро» Сергей Мачехин.
Развитие логистики
между ЕАЭС и Дальним Востоком
«Я хотела бы отметить ряд ключевых
стратегических приоритетов для развития российского Дальнего Востока и его
взаимодействия с Юго-Восточной Азией. Прежде всего, это инвестиции в транспорт
и логистику. Это, прежде всего, строительство и модернизация железнодорожных
веток для того, чтобы улучшить связанность с регионом в целом. Необходимо
улучшить инфраструктуру и таким образом способствовать развитию туризма и
торговли, чтобы и люди, и товары беспрепятственно пересекали границы, двигались
эффективно и быстро», — Министр по делам гостиничного хозяйства и туризма
Республики Союз Мьянма Тхет Тхет Кхайн.
«Мы поставили прямую линию между
Вьетнамом и портом Владивосток. Видим огромный интерес грузоотправителей к
этому сервису, потому что раньше прямого сервиса никогда не существовало. Мы
собираем грузы с разных стран Юго-Восточной Азии, причем почти во всех странах
АСЕАН есть наши собственные представительства. Таким образом, мы можем
отправить грузы из практически любой страны в Россию и из России в эти страны
через Вьетнам, который сейчас работает как логистический хаб», — вице-президент по линейно-логистическому дивизиону FESCO
Герман Маслов.
Создание зон
свободной торговли
«С отдельными странами АСЕАН у нас
развивается очень активный диалог. Вьетнам стал первой страной, с которой союз
подписал соглашение о ЗСТ [Зоне свободной торговли. — Ред]. Положительный опыт Вьетнама придал необходимый импульс, и
в 2022 году Евразийская комиссия приступила к переговорам с другим членом
ассоциации — Индонезией. Недавно наша делегация вернулась из Индонезии, мы
очень надеемся, что в скором времени мы подпишем соглашение о ЗСТ с этой
страной. Мы также установили отношения с правительствами государств — членов
АСЕАН: Камбоджи, Индонезии, Мьянмы, Таиланда, Сингапура. У нас подписаны
меморандумы и активно развивается диалог, в том числе с участием бизнеса», —
член коллегии (министр) по промышленности и агропромышленному комплексу
Евразийской экономической комиссии Гоар Барсегян.
Подробнее читайте в Информационно-аналитической системе
Фонда Росконгресс www.roscongress.org.