3 сентября 2019
V Форум СМИ России и Китая состоялся 3 сентября на полях Восточного
экономического форума – 2019 при поддержке Фонда Росконгресс. В медиафоруме
приняли участие представители ведущих СМИ, медиакомпаний, интернет-платформ и
других отраслевых организаций России и КНР.
Центральным событием Форума стало пленарное заседание «Развитие
традиционных и новых медиа в условиях цифровой экономики».
«Российско-китайское сотрудничество в области средств массовой
информации – важная составляющая всеобъемлющего партнерства и стратегического
взаимодействия, установившегося между нашими странами», – отметил Заместитель
Председателя Правительства Российской Федерации – Руководитель Аппарата
Правительства Российской Федерации Константин Чуйченко, который возглавил российскую
делегацию на медиафоруме.
Как подчеркнул Константин Чуйченко, Россия является одним из крупнейших
медийных рынков Европы, а Китай – крупнейшим медийным рынком Азии, поэтому СМИ
двух стран сталкиваются с похожими вызовами и проблемами. Это недобросовестная
конкуренция, дискриминация на рынках западных стран, поиск новых точек роста в
условиях цифровой трансформации экономики, необходимость сохранить аудиторию и развиваться
в условиях постоянно возрастающей конкуренции на медиарынке. Объединение усилий
СМИ двух стран позволяет находить эффективные пути решения общих проблем.
Глава китайской делегации на Форуме – заместитель заведующего отделом
пропаганды ЦК КПК, начальник пресс-канцелярии Госсовета КНР Сюй Линь отметил,
что медиафорум России и Китая стал важной платформой взаимодействия и диалога,
а СМИ двух стран являются «умом и силой» для развития отношений всеобъемлющего
партнерства и стратегического взаимодействия между Россией и Китаем. «Российско-китайской
сотрудничество в сфере медиа – это мировой феномен», – подчеркнул Сюй Линь. По
его словам, среди ключевых направлений взаимодействия российско-китайских СМИ –
усиление координации и укрепление взаимного доверия, объединение общественных
мнений двух стран, культурный и гуманитарный обмен и преодоление отчуждения
между народами, освещение образцовых проектов сотрудничества между Дальним
Востоком России и регионами Китая для его продвижения. Также он отметил особую
важность взаимного обучения и заимствования лучших медиапрактик в условиях
цифровой трансформации.
В рамках пленарного заседания представители ведущих традиционных медиа
Китая – информационного агентства «Синьхуа», Медиакорпорации Китая, газет
«Жэньминь жибао», «Гуанмин жибао», «Цзинцзи жибао» поделились своим опытом
адаптации к цифровой трансформации медиапространства. Сегодня в Китае более 800
млн пользователей интернета, и эта цифра продолжает увеличиваться, поэтому
интернет-рынок обладает большим потенциалом. В связи с этим ведущие СМИ Китая
создают собственные платформы в социальных сетях, где предлагают разноформатный
качественный контент. Как результат, аудитория традиционных китайских медиа в
соцсетях уже превышает десятки миллионов. Китайская сторона подчеркнула, что
КНР надеется на укрепление взаимодействия с Россией в области создания и
развития платформ СМИ в социальных сетях.
Генеральный директор Российской телевизионной и радиовещательной сети Андрей
Романченко рассказал об итогах строительства цифровой инфраструктуры в России. Он
отметил, что Россия первой среди стран БРИКС завершает отключение аналогового
вещания. Сегодня 98,4% населения страны охвачены цифровым телевидением – это
самая большая работающая цифровая сеть в мире. Цифровой переход в России занял
порядка 10 лет. Андрей Романченко заметил, что Россия готова делиться своим
опытом в этой сфере с китайским коллегами.
Как отметили на пленарном заседании медиафорума, связи между российскими
и китайскими СМИ интенсивно развиваются. Так, за год количество
организаций-участников российско-китайского сотрудничества в медиасфере
увеличилось с 30 до 50. В августе в китайском Харбине прошла Российско-китайская
телевизионная неделя, в рамках которой были подписаны соглашения о
сотрудничестве между телекомпаниями из Бурятии и Приморья и коллегами из
китайских регионов. Всего в рамках теленедели было представлено около 20
проектов сотрудничества. Россия и Китай намерены и дальше усиливать
взаимодействие в медиасфере. Если в 2018 году было проведено 60 совместных
мероприятий, то в этом году подготовлена программа из 120 мероприятий.
Также в рамках V Форума СМИ России и Китая состоялись сессии «Традиционные
медиа в эру digital – перестроение бизнес-моделей и новые точки роста» и «Будущее
телевидения: эфир, онлайн, Smart-TV, обмен контентом».
Обсуждение влияния процессов цифровой трансформации на сферу СМИ
продолжится в ноябре этого года в китайском городе Уси на III Российско-китайском форуме новых медиа. На нем
планируют рассмотреть возможности сотрудничества в создании и развитии
технологических платформ для дистрибуции контента, вопросы регулирования
интернета, перспективы взаимодействия в производстве цифровых медиапродуктов,
включая анимацию и игры.
V Восточный экономический форум проходит во Владивостоке 4-6 сентября.