3 сентября 2024

Будущее высшего образования: движение к развитию

Достижение целей демографического и социально-экономического развития на Дальнем Востоке невозможно без подготовки квалифицированных и востребованных специалистов, качественного высшего образования и развития науки. Дальневосточные университеты становятся ключевыми катализаторами преобразования регионов. Какие проблемы остаются, что необходимо для развития высшего образования и экономики регионов ДФО, обсуждали участники сессии «Будущее высшего образования: движение к развитию», которая состоялась в рамках Восточного экономического форума.

КЛЮЧЕВЫЕ ВЫВОДЫ

Развитие университетов — залог развития регионов

«Я искренне верю, что университеты — это полноценные институты развития каждой территории, которые могут и должны решать комплекс задач. Во-первых, это кадровое обеспечение для тех студентов, для которых [на Дальнем Востоке] создано 142 тысячи новых рабочих мест, чтобы подготовить специалистов необходимой квалификации в нужное время. Мы также собираем связку рынка труда всех предприятий и создаем траекторию для ребят, которые учатся на территории», — заместитель Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Эльвира Нургалиева.

«Очень часто губернатор [Камчатского края] Владимир Викторович Солодов говорит, что для него университет — это институт развития, и именно в таком ключе мы рассматриваем университет. Из полутора тысяч ежегодно выпускающихся одиннадцатиклассников больше половины пока уезжают и поступают "на материке". Но те, кто остались, и те, кто приехали, — это те самые абитуриенты, которых должно становиться больше, это наш интеллектуальный капитал», — заместитель председателя Правительства Камчатского края Александра Лебедева.

Развитие высшего образования нужно направить на решение проблем экономики регионов

«Чтобы развивать экономику региона правильно, нужно четко понимать, что ей нужно. <…> Нужно, во-первых, создать нормальную базу данных — какие технологические запросы есть у региона, и готовить специалистов под эти запросы. Почему это можно делать именно здесь? Из средней полосы, особенно из Центральной России, сюда никто не поедет работать», — председатель Дальневосточного отделения Российской академии наук Юрий Кульчин.

ПРОБЛЕМЫ

Образовательная миграция

«Мы увидели, что в структуре миграции Дальнего Востока большую часть занимает образовательная миграция. Люди уезжают из Дальнего Востока, не имея доступа к качественному высшему образованию. Вслед за детьми уезжают родители», — заместитель Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Эльвира Нургалиева.

Бизнес не готов вкладываться в региональную науку и образование

«Я не вижу готовности локального, в первую очередь камчатского, бизнеса вкладываться в высшее образование и науку. Хотя у нас два года работает закон о льготном налогообложении для предприятий, которые инвестируют в образование. Пока в очередь никто не выстроился, что странно. <…> При этом мы знаем, что научные исследования и образовательные программы заказываются, но "на материке". Необходимо создать моду на локальное высшее образование и науку, чтобы бизнес понимал, что это важно и полезно для них», — заместитель председателя Правительства Камчатского края Александра Лебедева.

Недостаточная заинтересованность власти в подготовке кадров

«Медицинские вузы сейчас выполняют госзадания в большом проценте — это целевики. Но ответственность за прием и привлечение целевиков лежит полностью на вузе, хотя это неправильно. Регион должен также заботиться об этом направлении, и я считаю, что одним из показателей для министров регионального здравоохранения должно стать направление и комплектование контрольных цифр приема по целевому набору», — ректор Тихоокеанского государственного медицинского университета Валентин Шуматов.

Развитие вузов сдерживает их инфраструктура

«Инфраструктура вуза, особенно общежития, сдерживает наш рост. Если мы можем планировать учебный процесс до 20 часов, то нехватка мест в общежитиях ограничивает прием студентов. В этом году мы даже ограничили прием иностранных студентов», — ректор Тихоокеанского государственного медицинского университета Валентин Шуматов.

РЕШЕНИЯ

Расширение программы «Приоритет-2030»

«Запустили программу "Приоритет 2030" для Дальнего Востока, 12 вузов в ней победили. <…> Теперь у всех этих 12 вузов есть программы развития, которые полностью соответствуют стратегии развития как отдельного региона, так и макрорегиона. Это касается логистики, медицины, образования, промышленности и строительной отрасли. Каждый вуз знает, какая его роль в развитии экономики и каков его вклад в кадровое обеспечение», — заместитель Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Эльвира Нургалиева.

Объединений усилий власти, бизнеса и образования

«Мы объединились в консорциум вокруг университета, что подчеркивает союз власти, бизнеса и образования. С этим консорциумом мы вошли в программу "Приоритет-2030". <…> Есть флагманская программа, которую мы не сами придумали, а получили предложение от горнодобывающей компании Highland Gold, которая попросила подготовить программу для талантливых инженеров. Они точно знают, каких специалистов им нужно подготовить, и готовы предоставить ресурсы для этого», — ректор Забайкальского государственного университета Оксана Мартыненко.

«Для университетов очень важно, чтобы им была оказана помощь в расширении материально-технической базы, ремонте и так далее, но еще важнее, чтобы они имели доступ к инновационным технологиям, которые есть у современных предприятий», — директор по персоналу ООО «ГРК «Быстринское» Михаил Сальков.

Разработка образовательных программ под конкретных индустриальных партнеров

«Работодатели запросили повышение доли практической подготовки до 15%, и часть практической подготовки теперь перенесена непосредственно на предприятия. Программы разрабатываются под запросы индустриальных партнеров. <…> Здесь гарантия, что студент вернется на то предприятие, которое вкладывается», — заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации Ольга Петрова.

«В свое время компания SAP, которая ушла из страны, предложила интересный подход, который можно адаптировать для других корпораций. Мы внедряем эту практику сейчас — предложение курсовых и дипломных работ может исходить не только от университета или студента, но и от будущего работодателя. Это позволяет подводить студентов к конкретной специальности», — генеральный директор Управляющей компании «Цифра Инвест» Андрей Ремпель.

Предпринимательство на Дальнем Востоке — необходимое условие для развития экономики региона

«Мы вышли на конкурс и уже второй год подряд проводим тренинги по всем дальневосточным регионам, давая студентам первичные навыки предпринимательской деятельности. Не для того чтобы вырастить членов клуба Forbes, а для того чтобы они стали более конкурентоспособными в реальной экономике Дальнего Востока, чтобы были предприимчивыми и могли менять ситуацию в своих регионах», — ректор Тихоокеанского государственного университета Юрий Марфин.

*Материал подготовлен с использованием искусственного интеллекта.

Подробнее читайте в Информационно-аналитической системе Фонда Росконгресс www.roscongress.org

 

Читайте также