Программа

06.09.2017
10:30–12:00

Корпус А, уровень 12, Ресторан «Онего»

Экономическая политика на востоке России. Что делаем дальше?

Деловой завтрак

Повышение инвестиционной привлекательности регионов Дальнего Востока: диалоги с лидерами территорий

По приглашениям

Работа по созданию конкурентоспособных в масштабе АТР условий инвестирования и ведения бизнеса на Дальнем Востоке проводится федеральными властям России уже четыре года. Благодаря новым механизмам — ТОР, свободный порт Владивосток, инфраструктурная поддержка инвесторов — на Дальнем Востоке инициировано более 700 новых инвестиционных проектов, запущено 40 новых предприятий. Однако без улучшения предпринимательского климата в каждом конкретном регионе — прямого результата усилий региональных управленческих команд — эти новые механизмы не создадут необходимого мультипликативного эффекта. В Национальном рейтинге инвестиционного климата регионов Российской Федерации 2017 года лишь три дальневосточных региона показали положительную динамику: Хабаровский край, Амурская область и Магаданская область. Другие регионы существенно ухудшили свои позиции. Какие позитивные и негативные изменения, по мнению предпринимателей, произошли за год в регионах Дальнего Востока? Каковы основные потребности, запросы бизнеса к региональным администрациям сегодня? Как инвесторы оценивают эффективность работы губернаторских команд? Что необходимо изменить в их работе? Как планируют менять свою политику руководители территорий для улучшения инвестиционного климата?


06.09.2017
12:45–14:15

Корпус А, уровень 5, Конференц-зал № 10

Экономическая политика на востоке России. Что делаем дальше?

Свободный порт Владивосток: успехи и вызовы. Думаем вместе


Морские порты Дальнего Востока логистически связывают Россию со странами АТР и конкурируют за товаропотоки в этом быстро растущем регионе мира. Для создания глобально конкурентоспособных условий их развития создан свободный порт Владивосток. При его разработке учитывались как лучшие мировые практики создания свободных портовых зон, так и исторический опыт России в развитии режима порто-франко. Инвесторы свободного порта Владивосток получают налоговые льготы и административные преференции. На его территории действуют круглосуточный режим работы пунктов пропуска через государственную границу, режим «одного окна», электронное декларирование и сокращенные сроки таможенного оформления грузов, упрощенный визовый въезд иностранных граждан (8-дневная электронная виза). Более 300 инвесторов стали резидентами свободного порта Владивосток, запущено более 20 новых предприятий. Как резиденты свободного порта оценивают успешность современного порто-франко? Как созданные условия влияют на экономику новых предприятий? Единый налог для резидентов свободного порта: как изменится налоговая и административная нагрузка на бизнес? Режим свободной таможенной зоны в свободном порту: что необходимо изменить? Электронная виза для иностранных граждан: какой эффект для инвесторов? Распространить режим свободного порта на все порты и аэропорты Дальнего Востока: необходимо ли это?


06.09.2017
12:45–14:15

Корпус В, уровень 7, Конференц-зал № 4

Экономическая политика на востоке России. Что делаем дальше?

Развивая малый и средний бизнес. Всё для роста!


Новые условия ведения бизнеса на Дальнем Востоке все больше привлекают интерес малых компаний. За год количество проектов в территориях опережающего развития и свободном порту Владивосток с объемом инвестиций от 1 до 60 миллионов рублей увеличилось с 80 до 300. Запущена программа льготного кредитования малого и среднего бизнеса Дальнего Востока: почти 300 предпринимателей получили льготные ресурсы на свое развитие. Что необходимо изменить в режимах ТОР и свободного порта, чтобы сделать их еще более привлекательными для малых и средних компаний? Доступ малого бизнеса Дальнего Востока к большому рынку АТР: чем может помочь государство? Льготное финансирование малых и средних предприятий: что еще сделать? Что в наибольшей степени препятствует росту малого и среднего бизнеса Дальнего Востока?


06.09.2017
15:15–16:45

Корпус В, уровень 7, Конференц-зал № 5

Экономическая политика на востоке России. Что делаем дальше?

Снижение энерготарифов: эффекты для проектов


Старт программы по снижению энерготарифов на Дальнем Востоке состоялся 1 июля этого года. Подводить итоги рано, но уже сегодня актуален вопрос — как извлечь максимум пользы от программы для экономики региона и направить ее эффект на рост конкурентоспособности Дальнего Востока? Вследствие снижения энерготарифов для предприятий вкупе с высокой транспортной доступностью в АТР Дальний Восток почувствует новый интерес как со стороны российских инвесторов, представляющих энергоемкие отрасли, так и со стороны промышленных корпораций Кореи, Японии и Китая. Мировой и российский опыт либерализации энергорынка подсказывает, что снижение тарифов представляет собой механизм, эффективность которого сильно зависит от качества диалога участников экономики и формирования баланса между интересами государства и потребителей энергии. Какой прямой и косвенный эффект получит дальневосточный бизнес от снижения энерготарифов? Стоит ли ожидать роста инвестиций после снижения стоимости электроэнергии? Какие инвестиционные проекты получат новую жизнь после снижения энерготарифов до среднероссийского уровня? Механизм снижения энерготарифов действует три года — а что будет после 2020 года? Как принятое решение повлияет в целом на развитие энергетики Дальнего Востока? Можно ли опыт снижения энерготарифов распространить на другие виды издержек бизнеса на Дальнем Востоке?


06.09.2017
17:30–19:00

Корпус А, уровень 3, Конференц-зал № 16

Экономическая политика на востоке России. Что делаем дальше?

Защита привлеченных инвестиций и прав кредиторов на Дальнем Востоке: стратегические изменения


Для инвестирования и ведения бизнеса на Дальнем Востоке созданы уникальные условия, но в отсутствие уважаемого специализированного института для рассмотрения неарбитрабельных споров зарубежные инвесторы до сих пор действуют осторожно. Сегодня на федеральном уровне активно обсуждается реформирование судебной системы, достигнуты первые результаты третейской реформы, готовится проект Исполнительного кодекса Российской Федерации. Но достаточно ли этих мер? Какие глобальные структурные изменения необходимы для того, чтобы обеспечить защищенность инвестиций и доверие иностранных инвесторов? Может ли Дальний Восток выступить экспериментальным плацдармом для работы специализированных судебных институтов? Какие рекомендации могут предложить инвесторы Дальнего Востока, крупнейшие кредиторы и зарубежные партнеры?


07.09.2017
09:00–10:30

Корпус В, уровень 6, Конференц-зал № 6

Экономическая политика на востоке России. Что делаем дальше?

Территории опережающего развития 2.0. Говорят инвесторы


В связи с масштабными задачами по развитию инфраструктуры, существенному расширению производства для удовлетворения потребностей быстро растущего среднего класса в Азиатско-Тихоокеанском регионе развернулась жесткая борьба за инвестиции. Страны АТР разрабатывают и внедряют все более преференциальные режимы для инвесторов, стараясь создать лучшие условия для ведения бизнеса на своей территории. На формирование на Дальнем Востоке условий ведения бизнеса, конкурентных с ключевыми центрами АТР, и привлечение в макрорегион частных инвестиций нацелены территории опережающего развития (ТОР) — обособленные производственные площадки, в которых государство за свой счет создает необходимую инвесторам инфраструктуру, предоставляет им налоговые льготы и необходимые государственные услуги в упрощенном порядке. С 2015 года создано 17 ТОР, с участием капитала из России, Китая, Японии, Австралии, Сингапура и других стран в них реализуется более 300 инвестиционных проектов, создано 20 новых производств. Как инвесторы оценивают эффективность режима ТОР и его влияние на экономику проектов? Что изменить в ТОР для повышения доходности и снижения рисков инвесторов? Насколько режим ТОР конкурентен с преференциальными режимами стран — лидеров АТР по привлечению инвестиций? Какие лучшие практики специальных экономических зон АТР можно использовать в развитии ТОР? ТОР под управлением совместных компаний с Японией, Южной Кореей, Китаем и другими странами: можно ли рассчитывать на существенный рост инвестиций из АТР? Цифровизация ТОР — ответ на проблему административной нагрузки на инвесторов?


07.09.2017
09:00–10:30

Корпус В, уровень 6, Конференц-зал № 9

Экономическая политика на востоке России. Что делаем дальше?

«Дальневосточный гектар». Первый опыт


В 2016 году стартовала программа бесплатного предоставления земли на Дальнем Востоке, основные цели которой — привлечение и укоренение жителей на Дальнем Востоке, стимулирование предпринимательской активности в макрорегионе за счет максимально простого и удобного доступа к одному из базовых экономических ресурсов — земле. Любой гражданин России может получить в любом месте Дальнего Востока (за исключением территорий, где это прямо запрещено законом) земельный участок площадью до 1 гектара в безвозмездное пользование сроком на 5 лет, использовать его в соответствии с любыми целями, не запрещенными законами, и в случае его освоения по истечении 5 лет получить земельный участок бесплатно в собственность. Участниками программы уже стали более 25 тысяч человек, общее количество заявок на «дальневосточный гектар» превысило 100 тысяч.
Первые «дальневосточные гектары»: зачем люди берут землю на Дальнем Востоке и как планируют ее использовать? Что необходимо улучшать в законе о «дальневосточном гектаре» и системе «НаДальнийВосток.РФ»? Дешевые деньги для получателей «дальневосточного гектара»: что предлагает государство и насколько это доступно? Новые населенные пункты на «дальневосточных гектарах»: когда появится инфраструктура? «Дальневосточные гектары» для целых предприятий: новый этап в развитии рабочих поселков? Как повысить привлекательность программы и 100 тысяч заявок превратить в 1 миллион?


07.09.2017
09:00–10:30

Корпус В, уровень 7, Конференц-зал № 5

Экономическая политика на востоке России. Что делаем дальше?

Предпринимательство на Дальнем Востоке: риски и защита


Уровень административного давления на бизнес и негативного воздействия правоохранительных и контрольно-надзорных органов на работу предпринимателей — такой же фактор глобальной конкурентоспособности территории, как, например, уровень налоговой нагрузки или стоимость рабочей силы. Как показал Национальный рейтинг инвестиционного климата регионов Российской Федерации 2017 года, административное давление на бизнес в регионах Дальнего Востока в 2,5 раза выше, чем в регионах — лидерах рейтинга. При этом в территориях опережающего развития и свободном порту Владивосток действуют специальные механизмы защиты инвесторов от избыточного внимания контрольных органов. Какие основные риски в работе с государством видят инвесторы Дальнего Востока? Насколько защищенными они себя чувствуют? Насколько действенны и эффективны механизмы защиты инвесторов ТОР и свободного порта? Полное доверие бизнесу и никаких проверок предпринимателей: возможно ли такое? Возмещение экономического ущерба бизнесу со стороны государства: как сделать это нормой?


07.09.2017
09:00–10:30

Корпус D, уровень 5, Конференц-зал № 12

Экономическая политика на востоке России. Что делаем дальше?

Инфраструктурная поддержка крупных инвестиционных проектов. Что дальше?


Слабое развитие транспортной и энергетической инфраструктуры является одним из основных факторов, сдерживающих реализацию крупных инвестиционных проектов на Дальнем Востоке. В ответ на эту проблему в 2015 году был разработан и запущен механизм адресной инфраструктурной поддержки инвесторов Дальнего Востока. Его суть заключается в предоставлении бюджетных средств на создание инфраструктурных объектов, необходимых для запуска новых производств. Средства предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе. Построенный объект инфраструктуры остается в собственности инвестора. Уже 14 инвесторов использовали этот механизм для запуска своих проектов. Некоторые из них на протяжении ряда лет и даже десятилетий не могли стартовать без такой поддержки государства. Оправдал ли ожидания инвесторов и государства механизм инфраструктурной субсидии? Как он уже отразился на окупаемости и доходности частных инвестиций? На поддержку какого количества новых проектов хватит бюджетных денег? Как будет работать новый инструмент поддержки — налоговые льготы в обмен на инвестиции в инфраструктуру? Какие новые шаги необходимо предпринять государству для привлечения крупных инвестиций в регион?


07.09.2017
11:30–13:00

Корпус В, уровень 6, Конференц-зал № 8

Экономическая политика на востоке России. Что делаем дальше?

Облигации как способ привлечения финансирования


Восточные регионы Российской Федерации, обладающие широкой ресурсной базой и выгодным географическим месторасположением, имеют огромный нереализованный потенциал для развития. В современных условиях в основной массе развитие среднего и крупного бизнеса является невозможным без привлечения долгосрочных источников финансирования. На Дальнем Востоке основными источниками финансирования являются собственные средства предпринимателей и банковское финансирование. Возможности фондового рынка практически не используются. При этом выпуск облигаций является альтернативным (по отношению к банковскому кредитованию) источником финансирования, позволяющим хозяйствующим субъектам диверсифицировать долговую нагрузку на капитал, высвободить предметы залога, сделать первые шаги на рынок «публичного» долга и, как следствие, получить более дешевое фондирование на развитие бизнеса в дальнейшем. Каковы причины низкой активности предприятий Дальнего Востока в привлечении финансирования через выпуск облигаций при наличии очевидных преимуществ? Каковы пути повышения привлекательности облигационных займов? Можно ли привлечь сотни или десятки миллионов рублей через облигации? Сколько стоит «входной билет» на рынок? Каковы пути оптимизации расходов? Как региональные власти Дальнего Востока могут помочь своим потенциальным эмитентам? Возможна ли работа с иностранными инвесторами в условиях санкционных ограничений? Каковы механизмы привлечения азиатских инвестиций?


07.09.2017
11:30–13:00

Корпус В, уровень 7, Конференц-зал № 5

Экономическая политика на востоке России. Что делаем дальше?

Инвестиции государственных компаний. Дальневосточный фокус


Ускоренное развитие Дальнего Востока требует консолидации всех имеющихся ресурсов на решение данной задачи. Президентом Российской Федерации В.В. Путиным на первом Восточном экономическом форуме дано поручение по обеспечению приоритетного характера финансирования Дальнего Востока в рамках деятельности государственных компаний. В целях учета приоритета развития макрорегиона госкомпании должны согласовывать с Минвостокразвития России свои плановые и программно-целевые документы на территории Дальнего Востока. Данное решение направлено на синхронизацию планов развития Дальнего Востока, которые есть в госпрограммах и программах госкомпаний. Это существенно повысит эффективность государственных инвестиций в ускоренное развитие Дальнего Востока. В настоящее время ПАО «Газпром», ПАО «НК Роснефть», ПАО «Транснефть», ОАО «РЖД», ПАО «РусГидро», ПАО «ФСК ЕЭС», уже участвуют в реализации таких стратегических проектов, как строительство Амурского ГПЗ, Восточного нефтехимического комплекса, создание судостроительного комплекса «Звезда», модернизация БАМа и Транссиба, новых электростанций и линий электропередач. Традиционно на Дальнем Востоке именно государственные компании являются катализатором экономических процессов и позволяют реализовывать проекты, имеющие общегосударственное значение. Куда и во что на Дальнем Востоке планируют инвестировать государственные компании? И на какую поддержку они рассчитывают? Инвестиции госкомпаний — как добиться мультипликативного эффекта для ускорения экономического роста Дальнего Востока? Как малый и средний бизнес Дальнего Востока может стать участником инвестиционных программ крупнейших госкомпаний?


07.09.2017
17:00–18:30

Корпус В, уровень 7, Конференц-зал № 4

Экономическая политика на востоке России. Что делаем дальше?

Финансирование инноваций как драйвер роста экономики на Дальнем Востоке

При поддержке ПАО КБ «Восточный»

В ближайшие годы структура мировой экономики принципиально изменится. Возникнут не просто новые рынки — будут меняться сами основы экономики. Добиться успеха смогут те страны и регионы, которые быстрее других внедрят новые технологии. Инновационного развития требует целый ряд ключевых отраслей Дальнего Востока. Сельскому хозяйству и лесной промышленности необходимы передовые беспилотные технологии. Рыбная отрасль требует новейших технологий заморозки, хранения и транспортировки. Авиационная и судостроительная промышленность региона нуждаются в передовых производственных технологиях, соответствующих парадигме Индустрии 4.0. Добывающая промышленность без должной роботизации может стать неконкурентоспособной в XXI веке. Каковы реальные потребности отраслей экономики ДФО в инновациях? Какие отечественные инновации можно применять на Дальнем Востоке? Кто является основными заказчиками инноваций: регионы, крупный бизнес? Какие институты развития инноваций в России готовы работать в ДФО? Какие существуют инструменты финансирования? Интересна ли эта тема крупным инвесторам?