2 сентября 2021

Как приблизить Дальний: пути снижения транспортных издержек

КЛЮЧЕВЫЕ ВЫВОДЫ

 

Потенциал логистики и развития контейнерных перевозок на Дальнем Востоке почти безграничен 

«Я считаю, что потенциал Дальнего Востока практически безграничен. Мы сейчас выбрали пока только одну точку перегрузки на востоке — это Владивостокский морской торговый порт. На следующем этапе развития проекта можно таких перегрузочных точек на Дальнем Востоке делать несколько. Мы уже ведем серьезные переговоры по этому поводу с правительством Сахалина, разговариваем с Находкой. <...> Мы начали реализовывать проект по формированию постоянно действующей транзитной линии. <…> Это дополнительные транспортные возможности, это контейнерная линия. К 2025 году мы ее планируем запустить», — директор по развитию бизнеса Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», заместитель директора, председатель совета директоров АО «Атомэнергопром» Екатерина Ляхова.

«Сейчас мы наблюдаем динамику роста грузооборота в портах, 2020 год — более 4,6% рост перевалки. Прирост контейнеров в этом общем объеме 13%. Это достаточно длинный и устойчивый рост: 223 млн тонн Дальневосточный бассейн в целом перерабатывает в портах», — первый заместитель Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Гаджимагомед Гусейнов.

«Я считаю, что объем перевозок будет обеспечен. Мы посчитали объем контейнеризации, он более чем в 2 раза ниже, чем в целом по стране, но в транзите мы еще не достигли даже 5%. Мы сейчас видим, наши партнеры, грузоотправители в Китай очень бы хотели попасть на железную дорогу. <..> Поэтому здесь потенциал не исчерпан. Считаем, что будущее за контейнеризацией, предложим еще более хорошие услуги», — генеральный директор — председатель правления ОАО «Российские железные дороги» Олег Белозеров.

«Потенциал [контейнерного] транзита практически безграничен. В прошлом году весь транзит по территории был 800 тыс. контейнеров в 20-футовом эквиваленте, прирост контейнерного транзита в этом году составляет порядка 30%. <...> Мы оцениваем транзит основной из Азии в Европу и обратно, общий грузопоток оценивается в 30 млн контейнеров», — президент, председатель правления ПАО «ТрансКонтейнер» Александрс Исуринс.

 

 

ПРОБЛЕМЫ

 

Недостаточное развитие транспортной инфраструктуры в регионах Дальнего Востока 

«Мы проводили опрос, спрашивая участников, что они видят основной проблемой развития Дальнего Востока. И 63% участников ответило — недостаточное развитие транспортной инфраструктуры либо высокие издержки на транспорт. То есть мы с вами понимаем, что на сегодняшний день транспорт остается узким горлышком, ограничивающим развитие одного из самых перспективных регионов в мире. При этом первое место занимала формулировка “недостаточно провозных способностей Восточного полигона железной дороги”», — основатель, председатель совета директоров Корпорации АЕОН Роман Троценко.

«Китай бросил вызов, закрыл свой рынок для экспорта дальневосточной рыбной продукции. Рыба, что называется, встала. Можно было бы самим поставлять в Европу, через центральную часть страны, но сегодня логистика для этого не готова. Рыбные порты морально и физически устарели. Условно говоря, их нет. Там уголь и лом. Контейнеров недостаточно, инфраструктуры для их перевалки нет», — председатель наблюдательного совета Инвестиционного товарищества «Корпорация «Рыба.РФ» Александр Крутиков.

«К сожалению, мы в прошлом году не перевезли, но могли бы перевезти 15 млн тонн. Для нас вопрос транспортной инфраструктуры является одним из ключевых в контексте развития макрорегиона Дальнего Востока. Мы на протяжении более 6 лет… реализуем программу по ускорению развития Дальнего Востока, создаем преференциальные режимы, привлекаем инвесторов. Сделано немало, у нас более 2,6 тыс. резидентов, 6,3 трлн рублей заявленного объема инвестиций, из которого уже осуществлено порядка 2 трлн рублей», — первый заместитель Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Гаджимагомед Гусейнов.

Несоответствие тарифов на транспортные перевозки реальной ситуации в экономике

«Стоимость угля, объем растет, а мы увеличиваем убытки. Как сформировать правильный, справедливый тариф? Считаю, что этот вопрос пока не урегулирован, не решен. Мы понимаем, что некоторые направления нужно поддерживать, это, прежде всего, угольное направление. Но сложившаяся ситуация нас подталкивает к тому, что тарифные решения должны быть изменены. Если тарифы выгодные, мы самый надежный заемщик сейчас на международном уровне. Если тарифы будут выгодные, мы найдем инвестиции. Здесь вопрос справедливости тарифов», — генеральный директор — председатель правления ОАО «Российские железные дороги» Олег Белозеров.

«Мы как производственники, как металлурги, угольщики, портовики понимаем обоснованность этого поднимаемого вопроса “Российскими железными дорогами” о том, что индексация на потребительскую инфляцию недостаточна, учитывая, что промышленная инфляция, конечно, обгоняет. Мы понимаем, что “Российские железные дороги” — это инфраструктура, это не офис. Это локомотивы, рельсы, депо, серьезное оснащение, электрификация. Конечно, инфляция идет», — директор по портовым и железнодорожным проектам ОАО «УГМК» Ирина Ольховская.

 

РЕШЕНИЯ

 

Усиление цифровизации сферы перевозок на Дальнем Востоке и внедрение IT-технологий

«Прежде всего — вопрос логистических издержек, это можно сделать только через тотальную цифровизацию. <…> Ключевой момент этой цифровизации — это появление сквозных блокчейн-платформ для фиксации транзакции и поддержки документооборота, и отслеживания всех этапов транспортировки от происхождения товара до точки его назначения. <…> В России платформа эта бесшовной мультимодальной логистики должна носить статус государственной информационной системы, чтобы интегрировать в себя не только морские линии, терминалы, грузовладельцев, но и обязательно госорганы, прежде всего, таможенные органы, регуляторы, прежде всего, налоговые органы, а также РЖД», — генеральный директор «Соллерс Груп» Вадим Швецов.

«У нас практически по всем регионам примерно на 300% перегруз по объему вывозных мощностей. Мы видим единственный выход — это беспилотное сообщение. <…> Мы в этом году запускаем два аппарата на Чукотке, это продукция “Вертолетов России”, это аппараты с хорошей подъемностью, с полезным грузом от 50 до 100 килограммов, с плечом полета до 350 километров. Это нас вполне устраивает, это актуально не только для Дальнего Востока, но и для центра России. <...> Ответ на вопрос, как приблизить Дальний [Восток]… для нас ответ один — это “беспилотье”», — генеральный директор АО «Почта России» Максим Акимов.

Регулирование тарифов за счет роста объемов перевозок и законодательной поддержки государства

«Важная мера настройки — тарифная политика. Мы не хотели бы дотировать тарифами уголь. Автомобили не готовы к этому. Нам просто нужна стабильная тарифная политика. РЖД абсолютно адекватно это выстраивает, есть преференции для новых маршрутов, для новых перспективных грузопотоков. Но здесь бы хотелось, чтобы это решение принималось не на год, как сейчас принимается, а на более длительный период, например, на 5 лет», — генеральный директор «Соллерс Груп» Вадим Швецов.

«Тариф — это такое дело, которым легко испугаться. Но на самом деле давайте поймем следующее: если больше возить, то и нынешний тариф будет выглядеть экономным. Затраты никуда не делись, они делятся на объем. Когда вывозим 85% от сегодняшних способностей, хочется сперва вывозить 100, потом посмотреть на экономику. А не сперва сказать: что ж, мы точно не можем вывезти 100% того, что уже должны, поэтому давайте повышать тариф», — генеральный директор ООО «Сибирская генерирующая компания», генеральный директор АО «СУЭК» Степан Солженицын.

«Поскольку у нас перекрестное субсидирование, некоторые коллеги справедливо говорят: почему мы платим больше? Давайте привяжемся к какой-то цене, поднимем убыточные грузы, снизим высокодоходные и создадим дополнительные условия для развития малого бизнеса перевозки, среднего бизнеса, высокодоходного. Мы с такой позицией согласны», — генеральный директор — председатель правления ОАО «Российские железные дороги» Олег Белозеров.

 

Подробнее читайте в Информационно-аналитической системе Фонда Росконгресс www.roscongress.org»

Читайте также