2 сентября 2021
КЛЮЧЕВЫЕ ВЫВОДЫ
Мир изменился под влиянием цифровизации, возникли новые тенденции и риски
«Благодаря цифровым технологиям, большому объему базы данных и искусственному интеллекту старые бизнес-процессы становятся ненужными. Это глобальный вызов, который стоит перед правительствами и перед государствами», — заместитель председателя правления Евразийского банка развития Тигран Саркисян.
«Интеллектуальная собственность стала очень сильным инструментом, и, думаю, мы недооцениваем ее значение для управления экономическими отношениями. <…> Цифровые компании, которые являются драйверами цифровой трансформации, формулируют, по сути, правовые нормы. То, что, как мы привыкли, формулирует государство. Даже в привычной нам частной правовой сфере. <…> Цифровые технологии меняют способы коммуникаций, взаимодействий между людьми, а это не что иное как общественные отношения, и мы привыкли, что право эти отношения регулирует», — председатель правления Фонда «Сколково» Игорь Дроздов.
«Россия одна из трех стран — США, Китай и Россия — где действительно пока еще есть реально конкурентоспособные продукты, у нас есть действительно конкурентоспособные социальные сети, на нашем рынке без какого-либо давления наши соцсети отлично конкурируют с глобальными, у нас есть поисковые системы, поисковая машина, голосовые помощники — и ряд других продуктов — тот базис, на котором мы можем свой цифровой суверенитет поддерживать и развивать», — Заместитель Министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Максим Паршин.
Развитие российского цифрового рынка и создание конкурентоспособных технологий входит в противоречие с вопросами безопасности и контроля
«С одной стороны, Россия, США и Китай являются здесь [В цифровой сфере — Ред.] лидерами, у нас есть конкурентные технологические преимущества, а с другой стороны, чтобы оставаться в этой гонке не на последних местах, необходимо инвестировать новые и новые средства, ресурсы — и таких ресурсов в США и Китае априори больше, потому что более развитые экономики, рынки больше. И тут любопытный выбор: с одной стороны мы волнуемся за сохранность данных <…> с другой стороны это же является препятствием для привлечения инвестиций и развития технологий. Получается, что мы должны инвестировать государственный ресурс, возможности привлечения частных инвестиций тают, и наша конкурентоспособность уменьшается», — председатель правления Фонда «Сколково» Игорь Дроздов.
«Если говорить о цифровом суверенитете, то два важных вопроса: возможен ли цифровой суверенитет вообще сейчас? И второй — нужен ли он? <…> Сегодня вопросы безопасности, контроля данных и, в частности, персональных данных выходят на передний план. И все это очень сложно. И взаимодействие с глобальными игроками предполагает очень тонкую настройку этих инструментов», — Заместитель Министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Максим Паршин.
Необходимость создания гибкого регулирования в сфере управления данными
«Какого-то структурированного документа на тему управления данными нет. <…> Здесь много вопросов и развилок, и очень серьезных. <…> Данные — они чьи? Есть ли у нас субъект права на данные? Можем ли мы законодательно ограничивать право распоряжаться данными, которое есть у тех или иных субъектов, физических лиц, юридических лиц? Можем ли мы обязать частную компанию раскрывать те или иные данные? Раскрывать или передавать государству? Вопрос, на самом деле, открытый», — Заместитель Министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Максим Паршин.
«С одной стороны, мы говорим, что хотим развивать искусственный интеллект, быть там лидерами, но для этого нужно много данных, нужно совсем по-другому к этому относиться <…> У нас [Эта сфера — Ред.] жестко зарегулирована. С другой стороны, мы говорим: частная жизнь превыше всего, достали уже своими звонками, спамом и так далее. Но это довольно взаимоисключающие вещи. <…> Технологическое лидерство, если мы на него претендуем, невозможно без достаточно гибкого регулирования в области данных», — председатель правления Фонда «Сколково» Игорь Дроздов.
РЕШЕНИЯ
Использование опыта стран Европы и международной кооперации при выстраивании механизма защиты цифрового суверенитета Российской Федерации
«Европейцы запретили американским национальным транскорпорациям вывозить оттуда персональные данные и начали с того, что необходимо защищать базы данных, персональные данные должны оставаться в Европейском Союзе, то есть понятие суверенитета начало проявляться в реальной жизни, они поняли, что тот, кто теряет цифровой суверенитет, может потерять и политический суверенитет, потому что все эти процессы будут управляться непонятными корпорациями извне. Базы данных должны оставаться на территории, надзорные органы должны четко контролировать, как работают с персональными данными, как аккумулируются эти базы данных, как они обрабатываются, как защищаются — и это провозглашается важной функцией в управлении виртуальной организации общества на конкретной территории», — заместитель председателя правления Евразийского банка развития Тигран Саркисян.
«Во многих вещах нам жизненно необходима международная кооперация, когда будет в хорошем смысле взаимозависимость. Когда с одной стороны мы что-то вкладываем, <…> в этом смысле косвенно продвигаем и наши продукты за рубеж, с другой стороны, и мы зависим от внешних продуктов, а наши партнеры — от наших. В этом смысле модель open sourse [разработка программного обеспечения, которое поставляется для конечного пользователя с открытым исходным кодом, то есть приложение можно доработать без нарушения авторских прав разработчиков, — Ред.], которая представляет собой некую альтернативу господству транснациональных корпораций, потому что интеллектуальная собственность стала очень сильным инструментом», — председатель правления Фонда «Сколково» Игорь Дроздов.
«Когда мы говорим об импортозамещении, мы говорим об умном импортозамещении. <…> Если мы «замкнемся», то те крутые продукты и решения, которые у нас есть, они в итоге без конкуренции — только с внутренней конкуренцией — сразу, в течение нескольких лет деградируют, и мы их лишимся», — Заместитель Министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Максим Паршин.
Создание выгодных условий для российских разработчиков программного обеспечения и иных цифровых продуктов
«Без отечественных решений говорить ни о каком суверенитете нельзя. <…> Из мер, которые реализованы: беспрецедентный налоговый режим для российских компаний, которые занимаются разработкой и реализацией софта, <…> режим действует с начала текущего года, и по двум кварталам, базируясь на данных налоговой, мы видим действительно мощную динамику развития отрасти. Отрасль ИКТ [информационного-коммуникационных технологий, — Ред.] вместе с телекомом и оптовой торговлей, включая торговлю компьютерами и другим оборудованием, прошла пандемию на первом месте среди всех отраслей народного хозяйства. <...> Мы даем льготные кредиты на внедрение отечественных решений — до 10 миллиардов [рублей — Ред.] на программы цифровой трансформации», — Заместитель Министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Максим Паршин.
Подробнее читайте в Информационно-аналитической системе Фонда Росконгресс www.roscongress.org