7 сентября 2022

Сильный бизнес — сильная Россия

Ключевые выводы 

Российский бизнес имеет большой потенциал для развития в странах Азиатско-Тихоокеанского региона

«Мы и наши клиенты, партнеры ищем способы выхода на азиатские рынки. Во-первых, потому что это самые большие рынки в мире, и уровень потребления [в азиатских странах] неуклонно растет. Во-вторых, объемы нашей пшеницы, сои, кукурузы, рапса почти незаметны, но очень там понадобились. Это означает, что большой конкуренции у нас не будет, и мы легко свою продукцию продадим», — президент группы компаний «Арника» Александр Генералов. 

«Мы видим, как уверенно растет товарооборот между Россией и Китаем. С января по июль 2022 года объем российско-китайского товарооборота вырос на 29% и составил 97,7 млрд долларов. К концу года мы ожидаем, что объем двусторонней торговли достигнет исторического максимума. Мы, как Союз китайских предпринимателей в России, продолжаем, как и раньше, выполнять нашу миссию: поддерживать российско-китайские бизнес-отношения и укреплять деловое и политическое сотрудничество. <…> Сегодня лучшее время, чтобы взаимное доверие между Россией и Китаем конвертировать в практические проекты», — председатель Союза китайских предпринимателей в России Чжоу Лицюнь.

 

Созданные на Дальнем Востоке условия и преференции способствуют привлечению бизнеса 

«Исходя из того, что Дальний Восток является геостратегической территорией, исходя из того, что у нас самая динамичная экономика в Азии, у нас, безусловно, общее экономическое будущее со странами Азии. <…> Мы должны иметь на Дальнем Востоке лучшие условия и преференции для ведения бизнеса из тех, что есть в России. <…> Мы будем на законодательном уровне закреплять принцип: лучшее — для Дальнего Востока», — Министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков.  

«Честно говоря, на сегодняшний день условий, созданных [на Дальнем Востоке. — Ред.] для того, чтобы мы [бизнес] могли работать на разных уровнях, достаточно. <…> [Создана] достаточно эшелонированная система и с точки зрения федеральных законов — я в первую очередь говорю о территориях опережающего развития, — и с точки зрения специальных дополнительных условий СЗПК [соглашений о защите и поощрении капиталовложений. — Ред.]… и с точки зрения работы региональных властей и муниципалитетов», — председатель правления, генеральный директор ООО «СИБУР» Михаил Карисалов. 

«На сегодняшний день меры поддержки, которые реализованы для МСП [на Дальнем Востоке. — Ред.], на мой взгляд, интереснее, чем для любого крупного бизнеса: суммы кратно больше и процентные ставки ниже», — генеральный директор, председатель правления АО «Корпорация «МСП» Александр Исаевич.

 

ПРОБЛЕМЫ 

Необходимость расширения и модернизации БАМа и Транссиба 

«Какие меры поддержки нам необходимы? Я бы отметил, что это логистика. Наш проект в силу своего месторасположения был ориентирован на страны Азиатского-Тихоокеанского региона, в первую очередь — Китай. <…> У нас возникла [из-за переориентации компаний и грузопотоков на восточное направление. — Ред.] на текущий момент огромная проблема с логистикой на БАМе и Транссибе, в том числе на погранпереходах. Здесь, наверное, самая главная задача, которую необходимо решить, — это расширение и расшивка [узких мест. — Ред.] этих путей», — председатель совета директоров ООО «Удоканская медь» Еркожа Акылбек. 

«Мы сталкиваемся с тем, что есть логистические трудности, мешающие перенаправить европейский поток [грузы из европейской части России. — Ред.] в азиатские ворота России — владивостокский порт Находка, а железная дорога не имеет бесконечных возможностей, и, к сожалению, ее пределы мы видим. Периодически, как только какой-то перспективный товар становится очень нужен в Азиатско-Тихоокеанском регионе, например уголь, мы сразу сталкиваемся с тем, что [происходят] задержки по поставкам других наших товаров, которые нужны здесь. <…> Мы не готовы оказались инфраструктурно», — президент группы компаний «Арника» Александр Генералов. 

«Больная тема, о которой многократно говорили, на этом форуме в том числе: обеспечение провозными мощностями железных дорог продукции, которую мы производим в рамках своих инвестпрограмм», — председатель совета директоров АО «Колмар Груп» Анна Цивилева. 

 

РЕШЕНИЯ 

При дальнейшем развитии Дальнего Востока необходимо акцентировать внимание на диверсификации экономики и среднем бизнесе 

«Следующее направление [развития экономики Дальнего Востока. — Ред.] — отраслевая диверсификация, увеличение доли сферы услуг. <…> Предложение создает спрос», — Министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков.

«Делать бизнес здесь [на Дальнем Востоке] важнее, потому что здесь логистические плечи [доступные расстояния для транспортировки товаров в страны АТР. — Ред.]. <…> Средний бизнес… это фундамент [развития] Дальнего Востока, потому что здесь не такие крупные рынки сбыта, не такое большое население, удаленность — естественно, здесь вырасти в крупную компанию [очень сложно. — Ред.]», — заместитель председателя правления Сбербанка Анатолий Попов. 

 

Подробнее читайте в Информационно-аналитической системе Фонда Росконгресс www.roscongress.org

 

Читайте также