26 июля 2022
На рассмотрение
Правительства России направлен интегрированный план развития Севморпути до 2035
года, который включает в себя как развитие инфраструктуры, так и строительство
новых ледоколов, запуск космических спутников, совершенствование систем
безопасности и обновление метеорологических технологий.
В Петропавловске-Камчатском состоялась выездная
сессия ВЭФ на тему «Перспективы круглогодичной навигации по Северному морскому
пути». Организаторами сессии выступили Министерство Российской Федерации по
развитию Дальнего Востока и Арктики, Корпорация развития Дальнего Востока и
Арктики (КРДВ), Госкорпорация «Росатом», Камчатский край и Фонд Росконгресс. В
ходе мероприятия обсудили вопросы интенсификации грузопотока
по Севморпути, а также равномерное распределение нагрузки на транспортный
коридор. Модератором выездной сессии выступил руководитель практики инфраструктурного
и проектного финансирования, управляющий партнер компании «Технологии доверия»
Михаил Баженов.
Мероприятие открыло выступление губернатора
Камчатского края Владимира Солодова,
который отметил, что развитие Северного морского пути является ключевой темой
для Камчатки: «Стратегическая цель –
сделать Северный морской путь глобальной транспортной артерией, ведь это
подтверждено цифрами. Это самый короткий, быстрый и экономически обоснованный
путь. А Камчатка – это естественные, логичные ворота нового стратегического
транспортного коридора».
Вместе с тем было отмечено, что развитие Северного
морского пути и его переход от экспериментальной к регулярной работе зависит от
слаженности в части развития инфраструктуры, строительства новых судов, обеспечения
системы безопасности и совершенствования технологических решений.
Первый заместитель Министра Российской Федерации
по развитию Дальнего Востока и Арктики Гаджимагомед
Гусейнов подчеркнул, что работа по синхронизации уже запущена.
Минвостокразвития России подготовило и внесло на рассмотрение Правительства РФ
консолидированный план, включающий все мероприятия по обеспечению запуска
круглогодичной работы нового транспортного коридора. По его словам, в план
развития заложены обязательства как со стороны грузоотправителей, которые
гарантируют объемы, так и со стороны государства о создании необходимой
инфраструктуры.
«На
сегодняшний день, согласно плану, собрана перспективная грузовая база: к 2024
году она составит 90 млн тонн, а к 2030 году – более 200 млн тонн. По проектам,
формирующим эту грузовую базу, предполагаются инвестиции в объеме более 15,6
трлн рублей, причем создаваемая валовая добавленная стоимость – 28 трлн рублей,
а налоговые поступления до 2035 года должны составить более 16 трлн рублей, – рассказал Гаджимагомед
Гусейнов. – Отдельный раздел плана
посвящен развитию ледокольного флота и связывает возможности верфей, заказ и
будущие объемы: согласно документу, будет построено не менее 8 ледоколов, причем
2 ледокола уже выпущены, а третий будет готов к концу текущего года. Кроме
того, это и развитие безопасности на трассах СМП, и рост спутниковой
группировки, усиление метеорологического прогнозирования и так далее». Он
также отметил, что после ВЭФ, к октябрю, в соответствии с планом, будет подготовлена
дорожная карта с ключевыми событиями и контрольными точками.
В ходе сессии представители госкорпораций и
бизнеса рассказали о своем опыте проведения экспериментальных рейсов, а также
представили собственные технологические мощности и результаты, которых удалось
достичь.
Заместитель председателя государственной комиссии
по вопросам развития Арктики, специальный представитель Госкорпорации «Росатом»
Владимир Панов отметил: «Дальний Восток и центр России – это
неразрывные понятия и слова, которые мы, как правило, произносим вместе. А
единство – это, в частности, и слаженность работы транспортных потоков. Если
говорить о наземной транспортной инфраструктуре, то БАМ и Транссиб – это
единственный путь, соединяющий запад и восток России. Дополнить его может
только Северный морской путь. В сегодняшней геополитической реальности этот
путь звучит!»
По его словам, за 2021 год компании удалось обеспечить
перевозку по Северному морскому пути 34,9 млн тонн, что на 2 млн тонн больше,
чем годом ранее. В текущем году, несмотря на внешнеполитическую ситуацию,
наблюдается рост в 5% в сравнении с аналогичным периодом за первое полугодие
прошлого года. Стоимость перевезенных грузов составила 1,6 трлн рублей.
Транзитные грузы превысили объем в 2 млн тонн. Он подчеркнул, что все эти цифры
являются рекордными: «Если в 2020 и 2021
году сверхранние и сверхпоздние рейсы по Севморпути мы называли
экспериментальными, то сейчас мы говорим о том, что это будет регулярная
круглогодичная навигация. Она должна перейти в рутинный характер».
Представители компаний «НОВАТЭК», «Совкомфлот» рассказали
о возможностях флота, которые удалось раскрыть по результатам экспериментальной
эксплуатации. В частности, суда-газовозы проекта «Ямал СПГ» показали более
высокую ледопроходимость в сравнении со спецификационными требованиями, а
скорость движения новых газовозов, строящихся для проекта «Арктик СПГ-2», еще
выше за счет улучшенных ледокольных характеристик. Также в ходе
экспериментальных рейсов выработана стратегия по эффективному ледокольному
сопровождению. На сегодняшний день удалось актуализировать правила плавания по
Северному морскому пути и расширить период навигации с 5 до 8 месяцев. Кроме
того, к 2023 году планируется построить на Камчатке плавучую базу для перевалки
газа. Это позволит сократить длительность рейса и, соответственно, повысить
оборачиваемость газовозного флота. Аналогичный проект планируется реализовать и
в Мурманском порту.
Директор департамента образовательной и
научно-технической деятельности МЧС России Александр
Бондар представил планы по обеспечению безопасности всего Северного
морского пути. Для этого предлагается создать комплексные аварийно-спасательные
центры, включающие подразделения центров управления в кризисных ситуациях,
арктические поисково-спасательные подразделения и авиационные звенья МЧС
России. «Чтобы обеспечить 100%-е покрытие
Северного морского пути, надо разместить авиационные звенья МЧС России в семи
точках – планируемых четырех центрах в Певеке, Сабетте, Тикси и Диксоне, а
также в существующих центрах в Архангельске, Мурманске и Анадыре с
использованием плеча ледокольного флота. Вертолетные площадки сегодня
закладывают во всех новых проектах судов», – рассказал он.
В ходе мероприятия выступили также представители
Росгидромета, ФГУП «Гидрографическое предприятие» и МГУ, которые рассказали о
совершенствовании прогнозирования, развитии гидрографической инфраструктуры и
экологическом мониторинге.
«Все
представленные предложения легли в основу плана развития СМП до 2035 года. Но
стоит усилить фокус на вопросах экологического мониторинга – предлагаю уделить
этим вопросам особое внимание в рамках Восточного экономического форума», –
резюмировал мероприятие первый заместитель Министра Российской Федерации по
развитию Дальнего Востока и Арктики Гаджимагомед
Гусейнов.
Результаты обсуждения и выводы, сделанные в ходе
работы выездной сессии ВЭФ (запись трансляции доступна по ссылке: https://vk.com/video-211047666_456239032), будут рекомендованы для формирования программы Форума.
VII Восточный экономический форум состоится 5–8 сентября 2022 года во Владивостоке, на территории кампуса Дальневосточного федерального университета (ДВФУ). Организатор – Фонд Росконгресс. Регистрация представителей СМИ на ВЭФ-2022 открыта на официальном сайте.
Все оперативные новости о подготовке ВЭФ-2022
– в официальных соцсетях Форума.
Telegram: t.me/roscongress
ВК: Восточный экономический форум (vk.com)