3 сентября 2021
Ключевые выводы:
Владивосток - окно в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, его преимущества должны использовать и художники
- “Владивосток уже 170 лет является окном в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. И художники наши этим пользуются. Достаточно давно, насколько я помню, с 90-х годов были выставки в Японии, Новой Зеландии”, - Бутусов Илья, председатель Приморского отделения Союза художников России.
- “Петр I прорубил окно в Европу, а нам очень хочется опять, снова прорубить окно в Азию. Но когда мы находимся здесь, во Владивостоке, нам не просто это окно, нам и двери эти вполне открыты”, - Зеленцова Елена, заведующая кафедрой территориального развития им. В.Л. Глазычева, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС).
Арт-рынок во Владивостоке развит слабо
- “В первую очередь нет всех составляющих, чтобы говорить о рынке в принципе. Художники работают большей частью самостоятельно - им нравится делать выставки в выставочных залах города, но далее идет их личное желание продавать работы”, - Глазкова Вера, директор, Галерея “Арка”.
- “На Дальнем Востоке не так много международно представленного искусства. У нас в основном все, что связано с активным культурным, художественным процессом происходит в Центральной России”, - Зеленцова Елена, заведующая кафедрой территориального развития им. В.Л. Глазычева, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС).
Влияние арт-рынка стоит воспринимать более широко, оно не ограничивается профессиональной сферой
- “Современные культурные институции действуют в очень широком спектре и выступают не просто носителями культурно-художественных ценностей, а становятся интеграторами процессов в городской среде, в обществе, в образовании, в международных связях”, - Зеленцова Елена, заведующая кафедрой территориального развития им. В.Л. Глазычева, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС).
Высокая заинтересованность Китая в российском искусстве:
- “Наиболее активный потребитель российского изобразительного искусства - Китай <...> В Китае выросли десятки галерей, которые были ориентированы именно на русское искусство, на современное русское искусство в основном”, - Бутусов Илья, председатель Приморского отделения Союза художников России.
Проблемы:
Отсутствие профессиональных культурных институтов
- “Во Владивостоке очень мало профессиональных культурных институций. Это плохо, что нас мало. Но это не было бы бедой, если бы это не сужало темы для обсуждения и разговоров вокруг эти институций <...> У нас ни одного центра современного искусства на сегодняшний день, у нас не растут коммерческие галереи, у нас нет креативных кластеров”, - Климко Юлия, директор Фонда культурных инициатив “Энсо”.
- “Говоря о внутреннем рынке, - его здесь нет. Есть несколько художников, которые ориентированы на Владивосток, владивостокские зрители их знают”, - Бутусов Илья, председатель Приморского отделения Союза художников России.
Решения:
Привлечение поддержки со стороны властей и меценатов:
- “Необходимо внимание не только частных лиц, которые заинтересованы, которые любят искусство, готовы работать во Владивостоке, - несомненно нужна поддержка городских и краевых властей”, - Глазкова Вера, директор, Галерея “Арка”.
- “У нас есть перманентный “плач Ярославны”, что нам не помогает государство <...> Только через объединение усилий, создание совершенно особенной атмосферы, не рассчитывая на помощь государства, а рассчитывая на помощь меценатов, меценатов столичных, меценатов местных, - просто хотела бы обратить внимание, что все масштабнейшие выставочные проекты Третьяковской галереи, о которых говорила вся страна, делались на спонсорские деньги”, - Трегулова Зельфира, генеральный директор, ФГБУК «Всероссийское музейное объединение «Государственная Третьяковская галерея».
Поиск и поддержка художников
- “Ключи к успеху - это невероятная целеустремленность, нацеленность и энтузиазм тех, кто хочет добиться изменения и развития ситуации. А второе - это миф, что из художника-пустышки можно сделать международную звезду, то есть должны появиться художники, - а мы активно работаем с современными художниками, в которых есть потенциал мощного развития, который может привести их на международный рынок”, - Трегулова Зельфира, генеральный директор, ФГБУК «Всероссийское музейное объединение «Государственная Третьяковская галерея».
- “Инструмент, о котором сейчас очень много говорят - в Приморском крае нужно говорить про арт-резиденции. Это один из инструментов, который позволяет лучше узнавать друг друга, очень важный инструмент”, - Зеленцова Елена, заведующая кафедрой территориального развития им. В.Л. Глазычева, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС).
Подробнее читайте в Информационно-аналитической системе Фонда Росконгресс www.roscongress.org