2 сентября 2021

Вызовы и перспективы российского рынка труда

КЛЮЧЕВЫЕ ВЫВОДЫ

В центре системы занятости находится человек и его потребности

«Когда мы говорим о рынке труда, мы должны всегда иметь в виду, что это, прежде всего, человек. Это его желание быть счастливым, успешным, иметь семью, иметь достаток. И то, что называется сухим словом самореализация, — это на самом деле выбор жизненного пути», — Заместитель Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Ирина Яровая. 

«Мы видим существенное улучшение условий труда. Мы это видим, потому что мы даже видим, внешний облик строителя как резко изменился», — проректор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Лилия Овчарова.

«Сейчас система среднего профессионального образования (СПО) у молодых людей очень востребована. В 2020 году порядка 60% выпускников 9-х классов ушло в систему СПО учиться. Еще лет 10 назад нам это было сложно представить», — Первый заместитель Министра просвещения Российской Федерации Александр Бугаев. 

«У нас на сегодняшний день наблюдается тенденция к росту самозанятых. Мы сейчас подошли к планке почти 3 млн человек. Это те граждане, которые выбрали этот режим для осуществления своей трудовой деятельности. <…> По нашим прогнозам к 2030 году мы дойдем до 10-11 млн самозанятых в различных сферах экономики», — Министр труда и социальной защиты Российской Федерации Антон Котяков.

Ситуация на рынке труда является отражением глобальных вызовов и перемен

«Низкооплачиваемый и неквалифицированный труд перестал быть конкурентным преимуществом. Эта история, которую придется в ближайшее время осознать. Мы в осознании этих трендов. Россия отстает от наших стран-конкурентов примерно лет на двадцать», — проректор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Лилия Овчарова.

«Наша российская специфика — это изменение демографии, “демографическая яма”. В более долгосрочной перспективе это проблемы, которые возникнут в том числе и для рынка труда, связанные с изменением климата и дефицитом ресурсов. Это урбанизация, которая тоже вносит свой вклад в этот процесс», — президент Московской школы управления СКОЛКОВО Андрей Шаронов. 

«Мы сейчас находимся, по сути дела, на пике четвертой промышленной революции, когда этот темп только ускоряется. То есть профессии, рабочие места, требования к подготовке резко меняются», — генеральный директор АНО «Агентство развития профессионального мастерства (Ворлдскиллс Россия)» Роберт Уразов. 

«Если мы посмотрим на 10-летнюю ретроспективу, мы увидим, что уровень образования граждан работоспособного возраста растет. Если в 2020 году у нас порядка 24% граждан не имело высшего образования и среднего специального образования, то на сегодняшний день этот показатель составляет 19%», — Министр труда и социальной защиты Российской Федерации Антон Котяков. 

Рынок труда в России преодолел последствия пандемии коронавируса

«Уровень безработицы в Российской Федерации вернулся на допандемический уровень. По состоянию на 1 августа уровень безработицы составил 4,5%. <…> До периода пандемии удаленно, дистанционно в Российской Федерации трудилось 30 тыс. человек. В период пандемии мы видели рост этого показателя до 11% от работоспособного населения. Этот показатель соответствовал порядка 5-6 млн человек. На сегодняшний день при восстановлении рынка труда, при снятии большинства ограничений удаленно, дистанционно продолжают трудиться порядка 2,8-3 млн человек. Это говорит о том, что на сегодняшний день работодатели и наши работники почувствовали все прелести и все преимущества удаленного, дистанционного формата занятости и по-прежнему продолжают им пользоваться. И в принципе, это долгосрочный тренд, который повлияет и будет влиять на рынок труда в целом», — Министр труда и социальной защиты Российской Федерации Антон Котяков. 

«Впервые в период пандемии мы прошли через кризис без снижения заработной платы. Это впервые за 20 лет. <…> У нас произошло снижение доходов населения, но не произошло снижение заработной платы в корпоративном сегменте. Для меня это является подтверждением того, что мы стали на путь ухода от российской модели рынка труда на модель, которая сопровождается повышением заработной платы и производительности», — проректор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Лилия Овчарова.

ПРОБЛЕМЫ

Дефицит на рынке труда сдерживает развитие экономики и рост благосостояния граждан

«Средние потери от так называемого несоответствия квалификаций в мире около 6% ВВП. Попробуйте переложить это на российский ВВП, и вы поймете, что это очень большая цифра. Это то, что мы теряем здесь и сейчас», — генеральный директор АНО «Агентство развития профессионального мастерства (Ворлдскиллс Россия)» Роберт Уразов.

«За 20 лет в корпоративном сегменте мы потеряли 15 млн рабочих мест, и эта потеря, она сопровождалась снижением заработной платы», — проректор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Лилия Овчарова.

«Если говорить о региональной специфике, то здесь двойная проблема: не только нехватка квалифицированных кадров, но и нехватка кадров вообще, отрицательный прирост населения, миграция из региона и дополнительные вызовы, которые характерны для этой части Российской Федерации», — президент Московской школы управления СКОЛКОВО Андрей Шаронов. 

«Нам как-то внутренне объясняют, что менеджерами быть лучше, чем работниками на стройках. Как только мы этот тренд переломим, поверьте, у нас все будет хорошо», — 3аместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Никита Стасишин. 

Отсутствие образования у соискателей осложняет ситуацию

«В период пандемии действительно наблюдался серьезный рост числа граждан, ставших на учет в центры занятости. Он достигал пиковых значений в 3,7 млн человек. На сегодняшний день в центрах занятости стоит на учете порядка 1 млн человек. Но структура тех, кто сейчас стоит в центре занятости на учете, показывает нам, что 58% этих граждан не имеют ни высшего, ни среднего профессионального образования. Это те граждане, под которых нужно формировать долгосрочные образовательные программы», — Министр труда и социальной защиты Российской Федерации Антон Котяков. 

«Не работают по специальности 47% [выпускников вузов]. Следовательно, инвестиции государства в человека, они не дают того результата, ради которого государство вкладывает эти средства. <…> Нет механизма, который бы позволял правильно выпускнику школы сориентироваться на ожидания работодателя, на понимание того, а где этого мальчика или девочку ждут через пять лет, точно ждут и гарантированно дадут ему рабочее место с определенным социальным пакетом», — Заместитель Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Ирина Яровая. 

«Службы занятости в настоящее время видят в человеке прежде всего безработного, без учета того, какие еще есть нюансы, потому что безработная женщина с маленьким ребенком, безработный предпенсионер, безработный выпускник или безработный человек, который долгие годы был занят по профессии рабочего, — это все разные безработные», — генеральный директор ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт труда» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации Дмитрий Платыгин. 

«Мы традиционно делаем упор только на первичную подготовку. Например, во всех реформах образования мы всегда говорим исключительно про студента, школьника, то есть про того человека, который впервые получает образование, ни слова не говоря о том, как это будет делать взрослый человек. Простой пример. Чтобы пойти в образовательное учреждение взрослому человеку, есть определенные проблемы», — генеральный директор АНО «Агентство развития профессионального мастерства (Ворлдскиллс Россия)» Роберт Уразов. 

РЕШЕНИЯ

Инвестиции в знания и компетенции позволят стабилизировать ситуацию на рынке труда

«На сегодняшний день Министерство науки и высшего образования совместно с рядом ведущих вузов Российской Федерации формируют программу по развитию центров компетенции на территории Российской Федерации. Такие центры компетенции будут формироваться на базе крупнейших вузов в Российской Федерации. Первый сейчас открылся на базе РАНХиГС в Москве. <….> Программы Ворлдскиллс позволяют технологии привнести в образовательный процесс, и уже на стадии завершения обучения, на основании того практического экзамена, который сейчас внедрен в повседневную жизнь, уже оценивать и понимать те навыки, которые приобретает абитуриент в процессе обучения», — Министр труда и социальной защиты Российской Федерации Антон Котяков.

«Постоянно требуется обновление знаний и компетенций, и сегодня выигрывает тот, кто вкладывается в непрерывное образование. Более того, я хочу сказать, что уже исчерпан потенциал мотивации домашних хозяйств на повышение образования, поэтому у наших стран-конкурентов уже наступил, а у нас наступает период, когда в образование будут инвестировать компании», — проректор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Лилия Овчарова.

«Необходимо создать публичную платформу профессионального образования, на которой будет размещаться запрос на целевое обучение. <…> Мое предложение для Дальнего Востока заключается в том, что каждому инвестору, который приходит на территорию Дальнего Востока, кто является участником наших ТОРов, предоставить право быть заказчиками на специалистов под то новое производство, которое они создают у нас на Дальнем Востоке, за счет бюджета», — Заместитель Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Ирина Яровая. 

Подробнее читайте в Информационно-аналитической системе Фонда Росконгресс www.roscongress.org

Читайте также