6 сентября 2022

Высшее на Востоке: новое качество образования

Ключевые выводы

 

Предпринимаются серьезные шаги в сторону повышения качества образования на Дальнем Востоке с учетом региональных особенностей, при этом не стоит требовать от них мгновенного эффекта 

«Дальневосточному образованию нужно повышать качество, выигрывать конкуренцию за лучших студентов и преподавателей. Важным этапом, вехой, на которую мы возлагаем большие надежды, стало принятие Правительством Российской Федерации постановления о запуске отдельной программы развития дальневосточных университетов «Приоритет 2030. Дальний Восток» с финансированием 7,8 млрд рублей до 2024 года. [В результате реализации этой программы. — Ред.] повышается доступность высшего образования, растет количество бесплатных бюджетных мест в вузы Дальнего Востока: если в 2019 году их было 26 тысяч, в 2022 — 30,5 тысячи», — Министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков.

 

«Нам надо набраться терпения и не требовать быстрых результатов в горизонте года — двух лет. Университеты живут длинными циклами, изменение коллектива всегда очень инертное, изменения долго формируются и очень неочевидным образом себя проявляют. <…> Необходимо подождать, в среднесрочной перспективе, если мы последовательно, правильно определим приоритеты, дадим возможность командам проявить себя при поддержке регионов, то результат [будет. — Ред.]», — Министр науки и высшего образования Российской Федерации Валерий Фальков.

 

ПРОБЛЕМЫ

 

Отток студентов и выпускников из регионов Дальнего Востока

«Идет серьезная борьба за сохранение и, мы надеемся, за привлечение талантов. Из-за демографических и миграционных факторов количество студентов в университетах сократилось: еще в 2016 году у нас на Дальнем Востоке было 237 тысяч [студентов. — Ред.], сегодня на территории Дальневосточного федерального округа обучается 178 тысяч студентов в 39 вузах. <…> 40% абитуриентов поступают в вузы за пределами ДФО», — Министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков.

 

«И удаленность, и менталитет, и ситуация исходная [в регионах Дальнего Востока. — Ред.] кардинально отличаются от того, что есть в [других регионах. — Ред.] России. <…> Пожалуй, нигде нет такой проблемы оттока кадров, которая существует на Дальнем Востоке», — Министр науки и высшего образования Российской Федерации Валерий Фальков.

 

«У нас сегодня не хватает кадров, которые готовит университет. Возьмем тот же медицинский институт [Медицинский институт Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова. — Ред.] — они сегодня готовят 200 человек, нам нужно — 400-500, потому что у нас сегодня уже есть потребность. Но, к сожалению, материально-техническая база, созданная в 50–60-х годах прошлого века, она просто физически уже никак не может нас устроить. Мы готовы вкладываться», — глава Республики Саха (Якутия) Айсен Николаев. 

 

Низкий уровень подготовки абитуриентов и нехватка педагогов, расхождение между ожиданиями выпускников и работодателей

«Вызов номер один — это то качество абитуриентов, которые приходят на порог дальневосточных вузов: 9 из 11 регионов Дальнего Востока находятся в последней трети рейтинга качества школьного образования. Доля участников экзамена по математике профильного уровня, не преодолевших минимальный порог баллов, за последние три года увеличилась более чем в два раза. Среднетестовый балл снизился и остается существенно ниже среднероссийского. Доля учителей пенсионного возраста составляет почти треть от общего учительского корпуса и по-прежнему превышает число молодых учителей — их, в возрасте до 35 лет, всего четверть. За три года число вакантных должностей учителей во всех субъектах ДФО увеличилось более чем в два раза», — Министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков.

 

«Если мы начинаем готовить — качественных даже — специалистов с высшим образованием в значительном количестве там, где некомфортные условия, где нет той работы, которая бы их заинтересовала, это достаточно бесполезный труд», — член совета Российского союза химиков Дмитрий Конов. 

 

«[Существует. — Ред.] проблема доверия. Доверия бизнеса к университету, доверия абитуриентов к университету, доверия работодателей к выпускникам. Этого доверия явно не хватает», — исполняющий обязанности ректора ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет» (ДВФУ) Борис Коробец.

 

РЕШЕНИЯ

 

Разработка программ обучения, дающих уникальные, привлекательные для абитуриентов и востребованные у работодателей компетенции 

«Мы готовы на площадке Правительства Российской Федерации предлагать руководителю нашего государства Владимиру Путину экспериментальные подходы, предлагать в образовании поступать так же, как поступали в экономике: использовать Дальний Восток как полигон для новых идей, для новых подходов», — Министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков.

 

«Мне кажется, дальневосточные вузы должны ставить себе другую задачу — привлечь с “большой земли” лучших студентов из разных регионов, в том числе из столицы. И здесь огромный потенциал у студентов, которые обучаются в магистратуре и аспирантуре. Уникальные особенности природно-климатические и другие, которые есть в дальневосточных регионах… при наличии определенных условий делают привлекательным этот регион для получения образования. <…> Дальше, как мы понимаем, возникает эффект формирования особой среды в том или ином дальневосточном регионе, поскольку такие люди привносят что-то новое», — Министр науки и высшего образования Российской Федерации Валерий Фальков.

 

«В дополнение к качеству образования важной частью привлекательности, на мой взгляд, является узнаваемость школы. <…> Человек идет в МГИМО… потому что это некая печать качества. И вот мне кажется, нам нужно наши “печати качества” изобрести. <…> Я считаю, что в каждом регионе должна быть своя стратегия», — губернатор Камчатского края Владимир Солодов.

 

«Мы проблему доверия [между бизнесом, вузами и абитуриентами. — Ред.] решаем через инструмент ПИШ — передовой инженерной школы. <…> Сегодня руководитель ПИШ… это человек из бизнеса», — исполняющий обязанности ректора ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет» (ДВФУ) Борис Коробец.

 

Подробнее читайте в Информационно-аналитической системе Фонда Росконгресс www.roscongress.org

Читайте также