4 сентября 2024
Цифровые платформы оказывают
значительное воздействие на развитие городской среды, ускоряют внедрение
инноваций и помогают улучшать качество жизни. Они уже влияют на экономику
России, создавая возможности для временной занятости и трудовой мобильности. Стимулирование
внедрения платформенных решений в городскую экономику позволит быстрее внедрять
новейшие технологии и повысить качество услуг. К такому заключению пришли
участники сессии «Цифровое настоящее. Эффективные платформенные решения для
отраслей экономики», которая состоялась в рамках Восточного экономического
форума.
КЛЮЧЕВЫЕ ВЫВОДЫ
Цифровые платформы
расширяют границы возможностей развития экономики и бизнеса
«В чем основной плюс и
характеристика цифровых платформ, в чем они могут помочь вообще людям? Мы
убираем географические и экономические границы, которые ранее существовали.
Фактически, мы обеспечиваем для любой территории доступ к товарам, услугам,
автомобилям, недвижимости, если она необходима», — управляющий директор по
взаимодействию с органами власти «Авито» Владислав Федулов.
«Особенность платформенных решений в том, что с ними горожане
взаимодействуют регулярно, напрямую, и самое главное — это формирует у них
определенную культуру потребления, культуру быта. С одной стороны,
платформенные решения изменяют города и приносят цифровизацию. С другой — они
полностью меняют потребительскую картину и привычные вещи. У нас даже была
гипотеза, что с внедрением цифровых сервисов в определенной математической
закономерности автоматически растет качество жизни в городе, где появляются
самые базовые сервисы», — генеральный директор Национального Центра ГЧП,
главный управляющий директор ВЭБ.РФ Андрей Самохин.
ПРОБЛЕМЫ
Слабость
нормативной базы, регулирующей отношения участников цифровых платформ
«Законодательство [регулирующее
отношения участников цифровых платформ. — Ред.] только-только
развивается. <…> Поэтому отношения регулируются спонтанно: методом проб и
ошибок. Мы видели всплески конфликтов с владельцами пунктов выдачи заказов, с
продавцами, которые были недовольны неупорядоченностью правил смены условий
торговли и так далее», — генеральный директор Национального Альянса по вопросам
социальной и экологической ответственности, корпоративного управления и
устойчивого развития Андрей Шаронов.
«Так получается с течением
времени, что невозможно развивать этот рынок — он очень офлайновый, сложный и
сопряжен с существенными регуляторными барьерами, с тем, как города видят
развитие не только транспортной системы, но и рынка труда. Мы все больше
переходим в некоторую инфраструктурную функцию, не только в том смысле, что мы
обеспечиваем транспортную связность, обеспечивает доступность перевозок, но и в
том смысле, что мы должны в рамках своих собственных решений смотреть на то,
что нас окружает», — директор по корпоративным отношениям и связям с органами
государственной власти «Яндекс Такси» Антон Петраков.
Риск утечки
персональных данных пользователей платформ и увеличения объемов контрафактной продукции
«Есть
потенциальные риски утечки персональных данных. Точнее они повышаются в силу
того, что платформы концентрируют огромное количество таких данных. Еще одна
проблема, которая тоже решается, — это большие риски по контрафакту.
Именно в силу того, что платформы не являются продавцами, у них нет
возможности, как у традиционных сетей, проверять качество товара и отвечать за
него. И последнее, наверное, о чем я
хотел бы сказать, — платформы создают большое
количество хорошо оплачиваемых рабочих мест. Это воспринимается отрицательно», — генеральный
директор Национального Альянса по вопросам социальной и экологической
ответственности, корпоративного управления и устойчивого развития Андрей
Шаронов.
РЕШЕНИЯ
Корректировка
законодательства и регулирование трудовых отношений
«Поэтому я считаю, что с платформенной
экономикой может такая же ситуация [аналогичная развитию и продвижению
креативных индустрий после принятия базового закона
о креативных индустриях и мерах их поддержки. — Ред.]
случиться, и она должна произойти. [Необходимо затронуть. — Ред.] две
сферы. Во-первых, это сфера конкуренции, это корректировка антимонопольного
законодательства в сторону недопустимости осуществления перекоса между
инфраструктурными решениями, платформами. <…> Во-вторых, это сфера трудовых
отношений, <…> поскольку текущая сложившаяся модель не совсем корректно
формирует отношения между платформой, ее сотрудниками и предпринимателями, по
мнению экспертов, на которых мы опираемся», — первый заместитель председателя
комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по
экономической политике Денис Кравченко.
«Понятийный аппарат важен,
потому что мы все на разном языке говорим с разными ведомствами и
стейкхолдерами. Вопрос трудовых отношений, платформенной занятости, гибкой
занятости, временной занятости — это один из приоритетов. У нас как у бизнеса
есть запрос на то, чтобы было сформулировано такое регулирование, которое
позволит решение некоторых проблемных вопросов в таком виде, как это видим мы,
синхронизировать с подходами государства», — директор по корпоративным
отношениям и связям с органами государственной власти «Яндекс Такси» Антон
Петраков.
**Материал подготовлен с
использованием искусственного интеллекта
Подробнее читайте в
Информационно-аналитической системе Фонда Росконгресс www.roscongress.org.