5 сентября 2019

Цифровое государство: Новые бизнес-модели на волне тотальной цифровизации

КЛЮЧЕВЫЕ ВЫВОДЫ

Цифровизация государства неизбежна

«Я смотрю на эти слова “цифровое государство”. Я бы двоеточие поставил и дальше написал — либо цифровое, либо никакое. Вот так звучит сейчас альтернатива. <…> Если у вас нет гармоничной модели данных, если вы не можете сделать секундные, однокликовые сервисы, зная уже о человеке примерно все, что нужно знать, чтобы этот сервис выдать, то значит, что этот сервис предоставит кто-то другой, и вы из государства превратитесь в часть чего-то другого <…> Здесь некогда размышлять о том, что у нас какой-то части данных не хватает для того, чтобы выдать сервис», — Максим Акимов, заместитель Председателя правительства Российской Федерации.

«Уже никто не говорит, нужна нам эта цифровизация, нет. Все понимают и, по-моему, примерно одинаково, что это должно быть автоматизировано, доступно, быстро, удобно, меньше проволочек, уровень удовлетворенности должен быть повышен», — Ермолай Солженицын, старший партнер McKinsey & Company.

Исполнительная и законодательная власть ведут активную работу по цифровизации

«Четыре суперсервиса так называемых, которые мы готовим. Это суперсервисы, которые в перспективе должны заработать, и по каждому из них есть разная степень продвижения. То, что касается сервисов в трудовой сфере, это затрагивает области пенсионной системы. Здесь, как мне представляется, мы продвинулись достаточно далеко <…> Пакет законов, три законопроекта в июле этого года правительством были одобрены, внесен в Государственную Думу. Это вопросы, связанные с постепенным отказом от бумажных трудовых книжек», — Максим Топилин, Министр труда и социальной защиты Российской Федерации.

«Работа по суперсервисам — это четыре сквозных результата, которые мы получаем. Первое — это регулирование, то есть изменение законодательства <…> Второе — это процессы, единые бизнес-процессы, которые с неизбежностью трансформируются, когда мы говорим о комплексных услугах. Третье — это технологии, то есть требования к информационным системам, которые также неизбежно должны быть сформулированы тоже сквозным образом <…> Четвертое — это данные. Какие данные нам нужны. Здесь тоже возникает вопрос, кто имеет право давать доступ к этим данным», — Максим Паршин, заместитель Министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

 

«В нашей стране на государственном уровне ведется масштабная работа по развитию информатизации. Приняты и реализуются ряд государственных программ в области информатизации и развития цифровой экономики, совершенствуется законодательная база, также проводится работа по выявлению и устранению административных барьеров, препятствующих цифровому развитию <…> Руководство Совета Федерации уделяет особое внимание созданию благоприятных условий для информационного и цифрового развития нашей страны», — Александр Пронюшкин, член Совета Федерации.

 

ПРОБЛЕМЫ

Нехватка кадров, технологий и законодательной базы

«Предстоит ответить на три главных вопроса, на три главных блока. Первый — это технологический блок. Здесь более-менее все понятно. Надо быть онлайн, надо быть секьюрным, надо быть клауднейтив. Это зрелые решения, они абсолютно не дискутабельны <…> Второй серьезный вопрос, самый, наверное, серьезный, это кадровый вопрос. Это люди, которые готовы к этим изменениям или будут их продвигать <…> Третий вызов — это управленческий. Как менять бизнес-процессы?» — Максим Акимов, заместитель Председателя Правительства Российской Федерации.

«Сейчас много говорим о скорости изменений. Можем ли мы быстро меняться? От этого многое зависит. И, на мой взгляд, нам нужно ответить на вопрос, а как мы меняемся, потому что система закупок <…> явно не соответствует вызовам, стоящим перед нами. Есть еще одна проблема, проблема того, как меняется законодательство, потому что можно сколько угодно разрабатывать сервисы, но пока законодательные рамки существуют, мы не можем их внедрять», — Савва Шипов, заместитель Министра экономического развития России.

Неравномерность цифрового развития территорий

«Здесь большая часть населения живет в маленьких населенных пунктах, численностью несколько сот человек <…> Поэтому, думая о будущем цифровых продуктов, хотел бы сказать о том, что мы должны, может быть, даже в большей степени думать вот об этой части нашего населения, которая не такая продвинутая, которая более пожилая, у которой нет такого пользовательского опыта. И вот эти наши сервисы и продукты должны быть, в том числе и, может быть, в первую очередь, ориентированы на них», — Михаил Осеевский, президент, председатель правления ПАО «Ростелеком».

 

РЕШЕНИЯ

Проактивное предоставление госуслуг гражданам

«Проактивный формат, который мы закладываем в предоставление услуг социальных, это, в основном, информирование, предоставление опережающей информации гражданам о тех или иных пособиях. То есть, если у человека рождается ребенок, семья должна знать о тех или иных видах поддержки, но это не означает — таких планов у правительства нет пока, — что семья будет автоматически получать то или иное пособие», — Максим Топилин, Министр труда и социальной защиты Российской Федерации.

«Проактивное предоставление социальных услуг — это, на самом деле, то, что сегодня граждане от нас ждут. Возьмем то же пособие на ребенка. Чтоб получить его, сколько справок собрать, даже я сейчас не скажу <…> Мы же хотим у нас в Республике реализовать проект, когда эти услуги будут предоставлять проактивно. То есть ребенок родился, родители ничего не делают, все документы собирает государство в электронном виде, и просто на счет начинают поступать деньги», — Айсен Николаев, глава Республики Саха (Якутия).

«Сложность в том, что государство говорит про людей, как про граждан. Вот представьте, что человек — это клиент государства, и тогда начинается принципиальное изменение восприятие вообще всего. И вы увидите, что мы конкурируем все вместе за одних и тех же людей, которые клиенты государства, клиенты банка, клиенты телекома. Вот, допустим, про наш банк могу сказать, что, конечно, мы предоставляем услуги моментально, проактивно, мы рекомендуем клиенту, что и как ему сделать, и клиент привыкает к этому и с теми же требованиями потом приходит к государству», — Александр Ведяхин, первый заместитель председателя правления ПАО Сбербанк.

Создание инфраструктуры для обеспечения всеобщего доступа к цифровым сервисам

«Когда мы говорим про цифровое государство, когда мы говорим про цифровые сервисы, наличие инфраструктуры намного важнее, чем конкретные сервисы, потому что сервисы появятся, но они вторичны. Первичное — это собственно инфраструктурное развитие <…> Cоздание инфраструктуры, я считаю, это ключевой фактор, который, безусловно, будет и повышать эффективность, и создавать возможности для государства, для цифрового государства и экономики», — Алексей Корня, президент ПАО «МТС».

«Свою роль в данном вопросе — построения цифрового государства — мы видим как очень важную, как роль совмещения цифрового и физического мира. Собственно говоря, обеспечить доступ ко всем благам цифровизации для всего населения нашей страны даже в самом удаленном ее уголке. Я думаю, государство должно нас таким образом использовать как главный акционер, чтобы этот процесс максимально быстро продвигался», — Николай Подгузов, генеральный директор ФГУП «Почта России».

Привлечение бизнеса к выработке цифровых решений в госуправлении

«Хотелось бы поддержать саму идею привлечения частного бизнеса <…> Здесь две стороны медали. Во-первых, сама конкуренция повышает качество, естественно, платформенных решений, которые нужны системе государственного управления. А во-вторых, частный бизнес формирует в самой системе государственного управления большую клиентоориентированность и ориентацию на конечный результат и т.д. Поэтому с двух этих сторон если смотреть на проблему, то, безусловно, развивать конкуренцию между частным и государственным сектором и встраивать платформенные решения, которые частный бизнес выстроил уже, в систему госуправления», — Александр Шохин, президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП).

Выработка международных соглашений в цифровой сфере

«Чтобы максимизировать цифровую экономику, она должна быть глобальной. Для этого нужны потоки данных и агрегация этих данных. И это относится, в первую очередь, к международному уровню каждой экономики в отдельности. Как мы это сделаем, как позволить нам и заставить все государства почувствовать, что они не теряют при этом свою автономность? Вот что важно. Нам нужна новая форма международных соглашений, потому что существующие соглашения были сделаны для физических продуктов, не для данных, не для цифровых услуг», — Тарман Шанмугаратнам, старший Министр, Министр-координатор по социальной политике Республики Сингапур.

Читайте также