4 Сентября 2021

Ценность и ценности Большого Евразийского партнерства

КЛЮЧЕВЫЕ ВЫВОДЫ

Цифровизация окажет прямое влияние на интеграцию стран БЭП

«Углубление сотрудничества, в том числе и в рамках интеграционных объединений, только может сблизить нас и дальше развивать интеграцию. Инструменты цифровой повестки и цифровой интеграции, в первую очередь, дают импульс развития интеграции. Вопрос сотрудничества в цифровой повестке стоит первым в нашей повестке и в том числе в сотрудничестве с другими интеграционными объединениями», — директор департамента развития интеграции Евразийской экономической комиссии Гоар Барсегян.

«Мы находимся на этапе цифровой трансформации. Об этом сейчас говорят все. Цифровая трансформация — это очень новая тема, и она может либо затормозить процесс интеграции, либо, наоборот, дать ему мощный толчок», — посол по особым поручениям Министерства иностранных дел Российской Федерации Кирилл Барский.

Европейцы, возможно, будут заинтересованы в участии в БЭП

«Европейский союз вполне может быть заинтересован в Большом Евразийском партнерстве, в сотрудничестве с Большим Евразийским партнерством. Вообще есть уже такие обсуждения, что касается Франции, Германии. Что я хочу сказать? Если вы хотите какого-то определенного баланса, мультиполярности, разносторонних отношений, необходимо расширяться в пространстве, действовать в разных направлениях», — профессор Школы бизнеса Университета Юго-Восточной Норвегии Гленн Дисен.

«Мы тоже очень надеемся, что лидеры европейских стран, европейские компании будут проявлять все больший и больший интерес к компаниям, к идее Большого Евразийского партнерства. Рано или поздно включатся в этот важный геополитический, геоэкономический, строительный процесс. Прежде всего Большая Евразия должна сама доказать, что этот концепт является эффективным ответом на вопросы современности», — посол по особым поручениям Министерства иностранных дел Российской Федерации Кирилл Барский.

«Остается факт неприятный и даже болезненный. Сегодня работа не занимает в этом процессе то место, которое мы бы хотели, чтобы она занимала. Тем не менее есть надежда, и есть точки роста. Пусть географически от Тихоокеанского региона, российского Дальнего Востока Европа находится далеко, в головах у людей она находится близко, потому что инвестиционные проекты реализуются. Мы намерены расширять эту работу», — генеральный директор Ассоциации европейского бизнеса (АЕВ) Тадзио Шиллинг.

 

ПРОБЛЕМЫ

Макроэкономическая ситуация Евразии дестабилизирована из-за пандемии

«Мы сейчас находимся в трудной ситуации. Пандемия новой коронавирусной инфекции отбросила многие экономики Евразийского континента назад, мы не победили еще эту инфекцию до конца. Надеюсь, что это произойдет в самое ближайшее время. Мы еще долго будем испытывать последствия COVID-19, его негативное влияние на экономики наши стран», — посол по особым поручениям Министерства иностранных дел Российской Федерации Кирилл Барский.

«У нас стоит задача стабилизации макроэкономической ситуации в рамках всего евразийского огромного экономического пространства. Мы сегодня работаем над расчетами в национальных валютах, над формированием общих институтов развития. Нам необходимо формирование общего биржевого пространства со стабильными условиями ценообразования — так, чтобы мы не зависели от монополистов, которые манипулируют рынками и наживаются на дестабилизациях», — член Коллегии (министр) по интеграции и макроэкономике Евразийской экономической комиссии Сергей Глазьев.

Экономики азиатских стран развиты неравномерно, у них разные возможности

«Мы хотели в рамках ШОС подписывать какие-то соглашения. Не получилось, поскольку у стран ШОС экономическое развитие разное», — директор Института России, Восточной Европы и Центральной Азии Китайской академии общественных наук Сунь Чжуанчжи.

«Страны континента заметно отличаются по уровню экономического развития и финансовым возможностям. Это существенно затрудняет для некоторых из них внедрение в национальную экономику стандартов “зеленого финансирования”, которые разработаны прежде всего для развитых стран», — директор Российского института стратегических исследований Михаил Фрадков.

РЕШЕНИЯ

Членам БЭП необходимо действовать сообща, создавать площадки для общего диалога

«Нам необходима общая стратегия развития. Нам нужно устранение барьеров, формирование общих систем технического регулирования, создание общего пространства стандартов, то есть формирование лучших мировых практик в рамках Евразии на основе не только общих рекомендаций, но и полноформатных торгово-экономических соглашений», — член Коллегии (министр) по интеграции и макроэкономике Евразийской экономической комиссии Сергей Глазьев.

«Большое Евразийское партнерство — это возможности подумать нам в Евразии о создании площадки или каналов для системного диалога. Мы хорошо знаем, что такие площадки для диалога есть в разных регионах мира», — директор департамента развития интеграции Евразийской экономической комиссии Гоар Барсегян.

Укрепление транспортной инфраструктуры

«Увеличению потоков грузов по железной дороге на пространстве ШОС будет способствовать начатая модернизация российской стороной Транссибирской и Байкало-Амурской железнодорожных магистралей, которая позволит к 2025 году увеличить грузопотоки до 210 миллионов тонн. Развитие и состыковка Северного морского пути и китайской инициативы Морской шелковый путь создаст глобальный и конкурентный маршрут, связывающий страны ШОС, АСЕАН и Евросоюза. В то же время приоритетное значение для развития транспортной инфраструктуры Евразии приобретает скорейшее строительство железных дорог», — генеральный секретарь Шанхайской организации сотрудничества Владимир Норов.

«Мы понимаем, что Большое Евразийское партнерство также предполагает развитие морских путей, которые являются наиболее выгодными для транспортировки товаров в Азию. Мы видим, в течение долгого времени мы развивали производство в центральной части континента, и это поможет в значительной степени с течением времени насытить распространение сухопутных коридоров», — президент Национального института дипломатии и международных отношений Королевства Камбоджи Самнанг Тин.

«По мнению специалистов, для государств Большой Евразии перспективным может стать проект создания единой базы данных по международным транспортным коридорам. Она должна отражать направления, тарифы, условия и сроки перевозок, доступные виды транспорта и загруженность маршрутов. Партнерские отношения в этой области открывают дополнительные возможности по согласованию тарифной политики и требований к трансграничным грузам», — директор Российского института стратегических исследований Михаил Фрадков.

«О транспортной инфраструктуре говорилось много. Если использовать сухопутные маршруты от Норвегии до Чунцин в Китае через Россию и Казахстан — это занимает 15 дней по морскому пути, это в три раза больше, чем путь по суше. Об этом свидетельствует рост карго, который происходит по этому маршруту», — генеральный директор Ассоциации европейского бизнеса (АЕВ) Тадзио Шиллинг.

Необходима трансформация экономик в атмосфере доверия между странами

«Снова возвращаясь ко вчерашнему пленарному заседанию, подчеркну, что во многом именно о доверии говорили лидеры государств. Так, например, президент Республики Казахстан Касым-Жомрат Токаев сделал важные акценты на важности и актуальности сотрудничества и диалога между ближайшими соседями в вопросах трансформации экономик без политизации и без утраты объективности. Это очень важный тезис и очень важный акцент», — директор департамента развития интеграции Евразийской экономической комиссии Гоар Барсегян.

«До сих пор мир развивался по путям либеральной глобализации, где торжествовала игра с “нулевой” суммой. Кому-то открытие границ было выгодно, кому-то — нет. Бесконечное торговые споры сотрясают Всемирную торговую организацию уже многие десятилетия. Новый мирохозяйственный уклад — это не игра с “нулевой” суммой, это прежде всего поиск механизмов сочетания конкурентных преимуществ различных стран, интеграционных объединений, это поиск новых форматов сотрудничества», — член Коллегии (министр) по интеграции и макроэкономике Евразийской экономической комиссии Сергей Глазьев.

Подробнее читайте в Информационно-аналитической системе Фонда Росконгресс www.roscongress.org