11 сентября 2023
КЛЮЧЕВЫЕ ВЫВОДЫ
Эксперты прогнозируют спрос на увеличение провозных возможностей Восточного полигона на фоне разворота России на восток
«С учетом грузовой базы, перестройки всей логистики на восточные направления, видим необходимость дальнейшего развития Восточного полигона. <…> В этом году нам предстоит достигнуть 173 млн [тонн. — Ред.] провозной способности по итогам года, в 2024 году — 180 млн. На этом не останавливаемся, делали оценку перспективной грузовой базы к 2030 году: дополнительных грузов, которые поедут из Центральной России, с Урала, с тех станций, которые находятся у нас западнее Тайшета [в Иркутской области. — Ред.], видим, что к 2030 году это будет плюс 45 млн тонн, плюсом с территории Восточного полигона дополнительно поедет <…> порядка 35 млн тонн. Эти предпосылки нас заставляют смотреть дальше на перспективы развития Восточного полигона. <…> В части третьего этапа уже приняты решения о расширении Восточного полигона под 210 млн тонн [перевозок. — Ред.], при этом акцент должен быть сделан именно на грузах, которые будут идти с Запада России в направлении Дальнего Востока. <…> Есть отдельная программа по развитию транспортно-логистических центров — это более 30 таких ТЛЦ на всем протяжении маршрута. <…> К 2027 году у нас объем переработки транспортно-логистических центров увеличится в 2,5 раза [по стране], при этом на Дальнем Востоке увеличение будет больше — в четыре раза», — заместитель Министра транспорта Российской Федерации Валентин Иванов.
«Во многом благодаря тому, что запустили объекты в рамках первого и начала второго этапов [расширения. — Ред.] Восточного полигона, <…> в прошлом году мы уже перевезли 149 млн тонн в направлении востока — это тоже рекорд, и в этом году он, безусловно, будет побит, учитывая, что 158 [млн тонн. — Ред.] провозная [способность. — Ред.]. <…> При этом в контейнерах мы приросли в вывозе с востока на 20%, <…> по перевозке в направлениях погранпереходов — 46% плюсом. Это то, что мы видим сегодня по Гродеково, Забайкальску, Наушкам — увеличение перевозок в направлении пограничных переходов», — заместитель генерального директора ОАО «Российские железные дороги» Андрей Макаров.
«Восточный полигон, по сути, сегодня обеспечивает экономическую безопасность нашей страны», — председатель совета директоров АО «Бамтоннельстрой-Мост», сопредседатель попечительского совета Общероссийской общественной организации «Бамовское содружество» Руслан Байсаров.
ПРОБЛЕМА
Затягивание сроков принятия решений
«Мы ждем строительство Кузнецовского тоннеля, моста через Амур второго в Комсомольске-на-Амуре. Дуссе-Алиньский тоннель уже бьется успешно, бываю на стройке регулярно. <…> Но решения надо принимать, давайте быстрее проекты делать», — губернатор Хабаровского края Михаил Дегтярев.
«Чтобы не повторить ошибок второго этапа, нам надо определиться, что делать максимально быстро. Иначе мы уйдем в обсуждения, дискуссии, как это было со вторым этапом: 4,5 года обсуждали что же нам делать — осталось три года на стройку», — заместитель генерального директора ОАО «Российские железные дороги» Андрей Макаров.
РЕШЕНИЕ
Необходимо наладить оперативную реализацию инфраструктурных проектов на Восточном полигоне, особенно ускорить темпы подготовки проектной документации
«В прошлом году мы запустили движение по всем объектам первого этапа. <…> Восемь первых объектов ввели во временную эксплуатацию по второму этапу Восточного полигона. <…> По текущему году РЖД, строительный комплекс должны обеспечить ввод почти 80 объектов. <…> Львиная доля — это Дальневосточная железная дорога, примерно 60%, и 40% — Восточно-Сибирская. <…> Сейчас фокус, действительно, больше на Дальневосточной железной дороге, и 85 объектов, которые мы планируем реализовывать после 2024 года, уже в стадии проектирования. Рассчитываем, что в первом квартале следующего года мы уже пройдем государственную экспертизу. <…> Задача наша по третьему этапу — заранее выполнить проектирование, чтобы у нас был резерв, которым мы можем в любой момент воспользоваться независимо от того, когда по сроку — в 2024, 2025, 2026 году — будет принято решение о начале работ на том или ином объекте», — заместитель генерального директора ОАО «Российские железные дороги» Андрей Макаров.
«Мы год назад подали четыре концессионных инициативы по строительству второго Кодарского, Кузнецовского, Северомуйского тоннелей и железнодорожного перехода через реку Амур. <…> Фактически работа сейчас ведется по двум направлениям. По концессионным инициативам мы находимся в процессе согласования условий с органами исполнительной власти. Второй трек — обсуждение схемы договора генерального подряда с обязательством подрядчика привлечь финансирование в долгосрочный контракт жизненного цикла с РЖД. <…> По сути, у нас сейчас на столе лежат два пакета готовой документации с финансовыми моделями, с юридической обвязкой, конкретными документами, которые можно пускать в работу. <…> Оба варианта в очень продвинутой стадии, они проработаны, они на столе и ждут своего часа», — первый вице-президент АО «Газпромбанк» Павел Бруссер.
«Мы просим РЖД все-таки достаточно оперативно реализовывать генеральную схему по станции Находка-Восточная, которая уже была давно утверждена. <…> Это обеспечит очень серьезный рост и пропускной, и технологической оптимизации. <…> Необходимо, конечно, реализовывать не только масштабные проекты на всем сечении, но и проекты на ближних подходах станций, на ближних подходах к терминалам», — генеральный директор ООО «Универсальная логистика» Ирина Ольховская.
«Мы будем поддерживать и активно участвовать во всех тех мерах, которые будут позволять опережающим образом финансировать этот проект. <…> У ВЭБ.РФ, как у института развития, который, в том числе, специализируется на работе на Дальнем Востоке, есть свои инструменты — это и льготное финансирование, и фабрика проектного финансирования», — заместитель председателя ВЭБ.РФ Артем Довлатов.
«Я предлагаю создать союз или совет потребителей услуг инфраструктуры Восточного полигона», — председатель совета директоров ГК «Дело», председатель высшего совета Федерации гандбола России Сергей Шишкарев.
Подробнее читайте в Информационно-аналитической системе Фонда Росконгресс www.roscongress.org.