11 сентября 2023
На полях Восточного экономического
форума Владимир Путин по видеосвязи провёл очередное совещание по реализации
программы развития дальневосточных городов.
Вступительное слово на совещании по
развитию дальневосточных городов
В.Путин: Уважаемые коллеги, добрый день!
Как мы с вами и договаривались, здесь,
на площадке Восточного экономического форума, мы завершаем рассмотрение
мастер-планов развития городов Дальнего Востока.
На прошлой неделе мы смотрели Якутск,
Анадырь, Магадан, а сейчас – ещё несколько городов. Таким образом, в общей
сложности мы проработаем 22 мастер-плана, в том числе сегодня сосредоточим
особое внимание на перспективах развития таких региональных центров, как
Владивостокская и Хабаровская агломерации, Благовещенск и Биробиджан. Здесь
проживает более 1,6 миллиона человек.
Большую часть городов, о которых сегодня
пойдёт речь, в силу их географии объединяет тесное взаимодействие с нашим
соседом и партнёром – Китайской Народной Республикой, другими государствами
АТР. Поэтому такие направления, как туризм, логистика, инвестиционное
сотрудничество, доминируют в их мастер-планах. Один из основных акцентов, упор
делается на развитии транспортной инфраструктуры: автомобильных и железных
дорог, мостов, вокзалов и аэропортов. Есть даже первая в мире трансграничная
канатная дорога. Она свяжет Благовещенск и китайский город Хэйхэ.
Эти два города находятся на
противоположных берегах Амура и активно расширяют коммуникации. Например, в
текущем году российско-китайский экономический форум «АмурЭкспо» прошёл
одновременно на площадках двух городов.
Вместе с тем, считаю, что у
Благовещенска, конечно, есть резервы для того, чтобы более эффективно
использовать конкурентные преимущества своего географического положения.
Хороший потенциал у него для наращивания въездного туризма, а также перспективы
стать одним из крупных центров международного делового сотрудничества. Для
этого нужно, в том числе, активнее строить здесь современные гостиницы,
развивать инфраструктуру для проведения выставок и конгрессов, других
международных мероприятий.
В целом в последние годы объёмы взаимной
торговли России с Китаем, другими странами АТР динамично растут. И наша
транспортно-логистическая инфраструктура также должна отвечать возрастающему
спросу на грузоперевозки. Сегодня обсудим ключевые проекты в этой сфере.
Отмечу также, что важным шагом на этом
направлении стало открытие в 2022 году железнодорожного моста через Амур
«Нижнеленинское – Тунцзян». С его запуском дополнительный стимул к развитию
получила и Еврейская автономная область.
Безусловно, Биробиджану, столице
Еврейской автономной области, ещё предстоит решить целый комплекс задач в
экономике и социальной сфере, обеспечить увеличение числа производств и рабочих
мест. Возможности для этого есть в самых разных отраслях, начиная от сельского
хозяйства до выпуска медицинских изделий и переработки полезных ископаемых, в
числе таких проектов, как комплекс по глубокой переработке графита. Он широко
применяется, в том числе в атомной энергетике, медицине и биотехнологиях.
Таким образом, мастер-план Биробиджана
может стать хорошим примером построения крепкой, разноплановой экономики.
Хорошие перспективы, возможности для
диверсификации экономики, для создания новых рабочих мест есть, конечно, и у
Хабаровской агломерации. В регионе развивается туризм, промышленные и
креативные индустрии. Есть здесь, например, одна из наших анимационных студий,
выпускает свою продукцию, мультфильмы, которые популярны не только в России, но
и за рубежом.
Особое внимание в Хабаровске нужно,
конечно, уделить развитию исторического центра города, благоустройству
набережных и других городских пространств, а также модернизации инженерных
сетей, общественного транспорта и автодорог, созданию жилья, объектов образования
и здравоохранения.
Хабаровск – это и один из крупнейших
образовательных центров Дальнего Востока. Важно интегрировать высшие учебные
заведения города, создать общее образовательное пространство на основе
современного межвузовского кампуса. Это позволит эффективнее готовить
специалистов, развивать сотрудничество с бизнесом, поддерживать молодёжные
предпринимательские и технологические команды, формировать платформы для
развития междисциплинарных, международных образовательных и исследовательских
программ.
Далее. Владивосток, в котором мы
находимся, – и об этом мы уже неоднократно тоже говорили – также имеет
колоссальные перспективы развития. И чтобы их реализовать, нужно устранять
инфраструктурные ограничения.
Да, конечно, здесь активно строятся и модернизируются
морские порты. И они, безусловно, играют значимую роль в экономике всей нашей
страны, а сегодня, как мы знаем, можно даже сказать особую роль. Но сам город
стоит в автомобильных пробках, жители знают об этом хорошо, есть и явный
дефицит общественного транспорта.
В целом к решению градостроительных
вопросов нужно подойти, безусловно, комплексно, с заботой об уникальной природе
этих территорий, архитектурном наследии Владивостока, включая и исторические
объекты, фортификации Владивостокской крепости.
Отдельно прошу акцентировать внимание на
реставрацию фасадов исторического центра города, на благоустройство пешеходных
улиц и набережных. Такая работа – это и новое качество жизни горожан, и
дополнительный поток российских и иностранных туристов.
И, конечно, и во Владивостоке, и в
других городах мы должны ориентироваться на запросы местных жителей, прежде
всего.
Так, сейчас в центральной части
Владивостока размещена, как известно, нефтебаза, что с точки зрения экологии и
современной урбанистики, конечно, неэффективно и абсолютно не правильно. Этот
район может быть использован с большей отдачей, в том числе для прогулок и
отдыха горожан и туристов, а нефтебаза, конечно, может быть и должна быть
вынесена за черту города, причём сделать это надо уже в обозримом будущем.
Что хотел бы подчеркнуть дополнительно.
Владивосток, Благовещенск, Хабаровск являются ведущими образовательными
центрами на Дальнем Востоке. Нужно, безусловно, сделать так, чтобы молодые люди
после окончания вузов оставались жить и трудиться в своих родных городах,
видели бы в них карьерные перспективы. Мы сейчас с Юрием Петровичем [Трутневым]
смотрели, что сделано за последние 10 лет, и коллеги докладывают, что много
молодых людей приезжает уже из других регионов Российскй Федерации, чтобы здесь
учиться. Надо создавать условия для того, чтобы они здесь, конечно, и
оставались.
Поэтому в мастер-планы так важно
заложить принципиально новую модель городской экономики, в основе которой –
развитие разнообразных эффективных производств, креативных отраслей,
формирование комфортных условий для малого и среднего бизнеса.
Я попросил бы выступающих именно на
таких инициативах сделать основной акцент в своих докладах.
Отдельно остановлюсь на такой актуальной
задаче, как берегоукрепление и защита населённых пунктов от подтоплений. Город
Уссурийск, мастер-план которого также входит в нашу повестку, недавно пережил
масштабное наводнение. Пострадало более 44 тысяч человек. Ущерб оценивается
примерно в 7 миллиардов рублей, и одной из причин этого бедствия стал, как
известно, прорыв дамбы.
Подобные происшествия в будущем должны
быть абсолютно исключены. Я прошу тщательно проанализировать ситуацию на
территориях, где есть риски подтопления, и предложить сбалансированные
предложения по берегоукреплению и строительству качественных гидросооружений, в
том числе и в Уссурийске.
Источник: www.kremlin.ru