5 сентября 2019
КЛЮЧЕВЫЕ ВЫВОДЫ
В школьном образовании требуются новые
методики и подходы
«Персонализация потребует от нас большего количества учителей и более
высокой подготовки. Учитель должен еще лучше разбираться в предмете,
<...> становиться лучшим воспитателем, получать дополнительные
компетенции в психологии», — Павел Зенькович, заместитель Министра образования
и науки Российской Федерации.
«Речь идет и об изменении среды, и о том, что нужно создавать новые
форматы коллаборации и кооперации и обучать уже в деятельности», — Елена
Харисова, заместитель проректора по учебной и воспитательной работе ФГАОУ ВО
«Дальневосточный федеральный университет» (ДВФУ).
«Если есть учитель. который на вопрос “Что должен делать учитель?”
отвечает: “Учиться”, то в этой школе может быть интересно и детям, и учителям»,
— Татьяна Киселева, директор лицея «Технический» г. Владивостока.
Не следует делать ставку только на технологии
«Важно донести до родителей <…> интернет, гаджеты — это
реальность, которой уже нельзя избежать, вопрос в том, что там внутри», —
Герман Греф, президент, председатель правления ПАО «Сбербанк».
«Все технологические средства могут диагностировать только какой-то
факт <...> но понять, почему ты не сделал или что тебя мотивирует — это
вопрос, который лежит далеко за пределами контента», — Наталья Чеботарь,
директор по стратегии «Яндекс.Учебники».
ПРОБЛЕМЫ
Недостаточное качество текущего школьного
образования
«51% населения убеждены, что сдать ЕГЭ и ГИА без репетитора
невозможно, и это признак низкого качества образования <…> Нам мешают три
человека <...> это бюрократ, репетитор и потребитель. Ученик в
потребительской позиции на уроке, когда он думает, что ему кто-то что-то должен
дать. Учитель, который смиряется с репетиторством <…> И бюрократ, который
позволяет репетитору и потребителю на уроке взаимодействовать и выдает это за
качество образования», — Елена Казакова, директор института педагогики
Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ); научный
руководитель АНО «Платформа новой школы».
«Если мы посмотрим на современную школу <...> никакой
коллаборации и кооперации не происходит. Нет специальной среды», — Елена
Харисова, заместитель проректора по учебной и воспитательной работе ФГАОУ ВО
«Дальневосточный федеральный университет» (ДВФУ).
Неравенство между регионами в плане
доступности образования
«У нас появляются инструменты, которые позволят решать проблему
неравенства. У нас очень большая страна, 85 субъектов с совершенно разными
возможностями», — Павел Зенькович, заместитель Министра образования и науки
Российской Федерации.
Неэффективность действующей системы оценки обучения
«Сам процесс (экзамена) таков, что он отбивает желание учиться.
<...> Одна из моих целей — убить экзамены», — Герман Греф, президент,
председатель правления ПАО «Сбербанк».
«Человек, который оценивает себя сам, самооценка полезнее внешней
оценки. До тех пор, пока школа и оценка неразрывно связаны, то другие элементы
и процессы нам не будут интересны», — Елена Казакова, директор института
педагогики Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ); научный
руководитель АНО «Платформа новой школы».
РЕШЕНИЯ
Использование цифровых технологий для
персонализации обучения
«Персонализация образования <…> раньше это было недоступно
большинству <…> Чем хорошо персонализированное обучение — это
использование цифровых технологий для того, чтобы это стало доступно каждому
<…> Цифра — это для нас шанс больше внимания уделить тем, кто отстает по
разным причинам. У нас все дети талантливые, возможности разные. Сейчас мы эти
возможности выравниваем и будем давать этот инструмент учителю, в первую очередь,
для того, чтобы он мог более гибко работать с детьми», — Павел Зенькович,
заместитель Министра образования и науки Российской Федерации.
«Мир отрастил себе виртуальность. Мы раньше жили в физическом мире, а
сейчас живем в двух мирах сразу <...> В этих двух мирах, существующих
вместе, надо научиться жить, и жить так, чтобы не потерять себя как человека,
свою гуманитарную сущность, свои смыслы, свое предназначение <...> АНО
“Платформа новой школы” строит такую цифровую платформу персонализированного образования,
в которой этот идеал может быть в некоторой степени достигнут, но не в отдельно
взятой школе, а во многих школах», — Елена Казакова, директор института
педагогики Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ); научный
руководитель АНО «Платформа новой школы».
«С 1 сентября у нас 15 школ начало работать на этой платформе
<…> Это платформа не для каких-то специализированных школ, а для всех
школ, чтобы в любой школе это можно было поставить, переобучить учителей и
начать работу. Это благотворительный проект, платформа будет бесплатной», —
Герман Греф, президент, председатель правления ПАО «Сбербанк».
Создание системы мотивации учащихся и учителей
«Идеал XXI века
— это человек, способный к самообразованию, но в хорошо организованном
сообществе. Никому никогда не удавалось эффективно учиться индивидуально
<…> Школа должна стать пространством, мотивирующим друг друга», — Елена
Казакова, директор института педагогики Санкт-Петербургского государственного
университета (СПбГУ); научный руководитель АНО «Платформа новой школы».
«Мы мало работаем с мотивацией. Не только с мотивацией детей, но и с
мотивацией учителей. Учитель оказывается человеком, который всем должен.
<...> Но при этом учителей самих мы продолжаем учить по старинке, не
давая возможность проявить инициативу», — Наталья Чеботарь, директор по
стратегии «Яндекс.Учебники».