5 сентября 2019

Школа будущего: Куда движется мир? Новые образовательные платформы

КЛЮЧЕВЫЕ ВЫВОДЫ

В школьном образовании требуются новые методики и подходы

«Персонализация потребует от нас большего количества учителей и более высокой подготовки. Учитель должен еще лучше разбираться в предмете, <...> становиться лучшим воспитателем, получать дополнительные компетенции в психологии», — Павел Зенькович, заместитель Министра образования и науки Российской Федерации.

«Речь идет и об изменении среды, и о том, что нужно создавать новые форматы коллаборации и кооперации и обучать уже в деятельности», — Елена Харисова, заместитель проректора по учебной и воспитательной работе ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет» (ДВФУ).

«Если есть учитель. который на вопрос “Что должен делать учитель?” отвечает: “Учиться”, то в этой школе может быть интересно и детям, и учителям», — Татьяна Киселева, директор лицея «Технический» г. Владивостока.

Не следует делать ставку только на технологии

«Важно донести до родителей <…> интернет, гаджеты — это реальность, которой уже нельзя избежать, вопрос в том, что там внутри», — Герман Греф, президент, председатель правления ПАО «Сбербанк».

«Все технологические средства могут диагностировать только какой-то факт <...> но понять, почему ты не сделал или что тебя мотивирует — это вопрос, который лежит далеко за пределами контента», — Наталья Чеботарь, директор по стратегии «Яндекс.Учебники».

 

ПРОБЛЕМЫ

Недостаточное качество текущего школьного образования

«51% населения убеждены, что сдать ЕГЭ и ГИА без репетитора невозможно, и это признак низкого качества образования <…> Нам мешают три человека <...> это бюрократ, репетитор и потребитель. Ученик в потребительской позиции на уроке, когда он думает, что ему кто-то что-то должен дать. Учитель, который смиряется с репетиторством <…> И бюрократ, который позволяет репетитору и потребителю на уроке взаимодействовать и выдает это за качество образования», — Елена Казакова, директор института педагогики Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ); научный руководитель АНО «Платформа новой школы».

«Если мы посмотрим на современную школу <...> никакой коллаборации и кооперации не происходит. Нет специальной среды», — Елена Харисова, заместитель проректора по учебной и воспитательной работе ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет» (ДВФУ).

Неравенство между регионами в плане доступности образования

«У нас появляются инструменты, которые позволят решать проблему неравенства. У нас очень большая страна, 85 субъектов с совершенно разными возможностями», — Павел Зенькович, заместитель Министра образования и науки Российской Федерации.

Неэффективность действующей системы оценки обучения

«Сам процесс (экзамена) таков, что он отбивает желание учиться. <...> Одна из моих целей — убить экзамены», — Герман Греф, президент, председатель правления ПАО «Сбербанк».

«Человек, который оценивает себя сам, самооценка полезнее внешней оценки. До тех пор, пока школа и оценка неразрывно связаны, то другие элементы и процессы нам не будут интересны», — Елена Казакова, директор института педагогики Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ); научный руководитель АНО «Платформа новой школы».

 

РЕШЕНИЯ

Использование цифровых технологий для персонализации обучения

«Персонализация образования <…> раньше это было недоступно большинству <…> Чем хорошо персонализированное обучение — это использование цифровых технологий для того, чтобы это стало доступно каждому <…> Цифра — это для нас шанс больше внимания уделить тем, кто отстает по разным причинам. У нас все дети талантливые, возможности разные. Сейчас мы эти возможности выравниваем и будем давать этот инструмент учителю, в первую очередь, для того, чтобы он мог более гибко работать с детьми», — Павел Зенькович, заместитель Министра образования и науки Российской Федерации.

«Мир отрастил себе виртуальность. Мы раньше жили в физическом мире, а сейчас живем в двух мирах сразу <...> В этих двух мирах, существующих вместе, надо научиться жить, и жить так, чтобы не потерять себя как человека, свою гуманитарную сущность, свои смыслы, свое предназначение <...> АНО “Платформа новой школы” строит такую цифровую платформу персонализированного образования, в которой этот идеал может быть в некоторой степени достигнут, но не в отдельно взятой школе, а во многих школах», — Елена Казакова, директор института педагогики Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ); научный руководитель АНО «Платформа новой школы».

«С 1 сентября у нас 15 школ начало работать на этой платформе <…> Это платформа не для каких-то специализированных школ, а для всех школ, чтобы в любой школе это можно было поставить, переобучить учителей и начать работу. Это благотворительный проект, платформа будет бесплатной», — Герман Греф, президент, председатель правления ПАО «Сбербанк».

Создание системы мотивации учащихся и учителей

«Идеал XXI века — это человек, способный к самообразованию, но в хорошо организованном сообществе. Никому никогда не удавалось эффективно учиться индивидуально <…> Школа должна стать пространством, мотивирующим друг друга», — Елена Казакова, директор института педагогики Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ); научный руководитель АНО «Платформа новой школы».

«Мы мало работаем с мотивацией. Не только с мотивацией детей, но и с мотивацией учителей. Учитель оказывается человеком, который всем должен. <...> Но при этом учителей самих мы продолжаем учить по старинке, не давая возможность проявить инициативу», — Наталья Чеботарь, директор по стратегии «Яндекс.Учебники».

Читайте также