6 сентября 2022

Рынок углеродных единиц в России: от эксперимента к долгосрочной стратегии развития

Ключевые выводы

Климатическая повестка остается важной в современном мире 

«Вопросы климата никуда не делись. Более того, очевидно, что та ситуация, которая сейчас есть, и тот уровень цен на углеводороды в мире… подстегнет дальнейшее развитие и альтернативной энергетики, и ветра, и солнца, и всех остальных направлений, энергосбережения. И большие сдвиги произойдут. И климатическая повестка будет, скажем так, на острие всех этих сдвигов. Это первое. Второй момент… нормализация повестки и нормализация отношений, которая рано или поздно произойдет, она также начнется с климатических, скорее всего, тем. Поэтому мы должны быть здесь готовы, мы должны здесь не отстать», — Министр экономического развития Российской Федерации Максим Решетников. 

«Нельзя строить предприятия вчерашнего дня. Нужно строить предприятия будущего, где высокая эффективность, где новая энергетика, где нет экологической загрязненности. <…> Мы понимаем, как будет развиваться мировой уклад экономический на ближайшие несколько десятилетий. И мы понимаем, что мы находимся уже в центре событий, которые называются промышленной революцией. <…> И вот эта тема, связанная с климатом, на самом деле это тема не с климатом, на самом деле это переустройство мира, экономического уклада, социально-политического уклада», — губернатор Сахалинской области Валерий Лимаренко. 

Рынки квотируемых и добровольных углеродных единиц ожидает бурный рост 

«Объем выпускаемых углеродных единиц в мире растет очень бурными темпами. Он вырос за 15 лет в 350 раз и будет расти высокими темпами в будущем. И, безусловно, он будет измеряться миллиардами, десятками и сотнями миллиардов условных единиц. <…> И, безусловно, российскому бизнесу надо в этом деле участвовать», — президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин. 

«Если говорить о добровольном рынке, это более молодой рынок, и он действительно по объемам сильно уступает рынку квотированных углеродных единиц. Но что очень важно — этот рынок развивается достаточно высокими темпами, эксперты предрекают, что на горизонте 8-10 лет объем этого рынка увеличится более чем в 20 раз. Есть прогнозы, что к 2030 году объем этого рынка будет составлять уже 50 млрд долларов США в эквиваленте. На сегодняшний день эти показатели гораздо скромнее — 2 млрд долларов», — первый вице-президент «Газпромбанк» (Акционерное общество) Наталья Третьяк. 

ПРОБЛЕМЫ

Необходимость в углеродных единицах снизилась с учетом сокращения экспорта на Запад

«Основным драйвером… последних нескольких лет по [углеродным] единицам и по квотам были экспортеры, которым наличие низкоуглеродной продукции было необходимым фактором присутствия их на некоторых рынках, которые хотели это ограничить. Давайте посчитаем суммарное изменений продаж в Европу, которая является лидером по вот этой “ограде” из углеродных единиц своего рынка. Давайте посмотрим на динамику продаж российских компаний на европейский рынок и поймем, много ли осталось экспортеров, для которых единицы углеродные важны для возможности продажи их продукции? Моя гипотеза, что осталось очень мало. На Востоке это идет, я соглашусь с вами, но гораздо медленнее, совершенно не так интенсивно», — член совета Российского союза химиков Дмитрий Конов. 

«Самый сложный вопрос – а мы для чего это в конечном счете делаем? Потому что не секрет, что все-таки так активно в том числе мы развивали (рынок углеродных единиц. — Ред.) в связи с возможностью введения пограничного корректирующего углеродного механизма европейского. И я не считаю, что у нас полностью тема, скажем так, с экспортом углеродных единиц, или, вернее, с использованием углеродных единиц при экспорте, совсем отпала, все-таки Восток остался. Но в любом случае у нас крайне высока неопределенность. А когда неопределенность высока, лучше иметь заготовки на все случаи жизни», — Министр экономического развития Российской Федерации Максим Решетников.

Ситуация в мире приводит к отказу от зеленой повестки

«Действительно, ситуация такая, что она имеет и политические последствия. Безусловно, влияет на очень многое. В том числе влияет и на отказ от зеленой повестки. Видим, что Европа возвращается к углю. Но у нас это, наоборот, благоприятный способ, например, переводить на газ теплоснабжение наших муниципалитетов и т. д., пока есть потребность экспортировать уголь», — президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин.

«Большое различие между развитыми и развивающими странами. Примерно, если упрощать, дискуссия следующего характера: “Вы, товарищи развитые страны, CO2выбрасывали 150 лет во время промышленной революции и экономического развития, достигли определенного образа жизни и сейчас можете позволить себе много излишеств… и ограничиваете нас, развивающиеся страны, в достижении качественного уровня жизни. Вот вы нам не даете строить энергоемкие производства, потому что это вредно для окружающей среды, но это вы там накопили все молекулы СО2, которые болтаются уже несколько десятилетий, несколько сотен лет”. <…> И в том числе из-за этого скорость или глубина распространения того или иного регулирования будет разной», — член совета Российского союза химиков Дмитрий Конов. 

РЕШЕНИЯ

Регулирование энергоэффективности в различных сферах 

«Мы экспериментируем с жестким регулированием на примере Сахалинской области. Сахалин вышел с этой идеей, как бы посчитал модель, взял на себя риски, скажем так, взаимоотношения с компаниями, взял на себя риски структурной трансформации. По большому счету взял на себя, прямо скажем, большую часть сокращений. <…> Но в то же время это дает нам возможность предъявить некий спрос все-таки на углеродные единицы и аккуратно попытаться сделать более жестким механизм регулирования. <…> Мы, конечно, сейчас хотим, скажем так, заверить бизнес, что мы будем крайне аккуратно подходить к расширению эксперимента», — Министр экономического развития Российской Федерации Максим Решетников.

«Для того чтобы снижать углеродный след, надо просто в два раза меньше тратить энергию на то, что мы тратим просто бесхозяйственно. Надо закрыть двери в подъездах, понимаете, нужно поменять окна на те, которые не пропускают ветер и прочие дела. Надо утеплить крыши. <…> Речь то идет просто об эффективности. Это во-первых. Для того чтобы существенно снизить углеродный след — это надо навести порядок в жилищно-коммунальном хозяйстве. Просто создать уют, комфорт для людей», — губернатор Сахалинской области Валерий Лимаренко.

Климатические проекты позволяют сокращать расходы и увеличивать прибыль 

«Реализация климатических проектов способствует технологическому переоснащению производства, а соответственно — получению более высоких доходов и созданию более устойчивого бизнеса… И в этом плане это, конечно, интересно всем», — первый вице-президент «Газпромбанк» (Акционерное общество) Наталья Третьяк.

«Мы наводим порядок с вами в стране. Потому что как только начинаешь учитывать, сразу становишься богаче. Даже если на первых порах возникает ощущение, что что-то не так… Фактически мы сейчас берем на учет всю эту историю, и это позволяет фактически сейчас расставить все точки над i», — губернатор Сахалинской области Валерий Лимаренко. 

Подробнее читайте в Информационно-аналитической системе Фонда Росконгресс www.roscongress.org

Читайте также