6 сентября 2022

Россия — Индия

Ключевые выводы

 

Россия и Индия имеют огромный потенциал для сотрудничества и увеличения товарооборота

 

«Более 2700 инвестпроектов на 6,5 трлн рублей реализуются сегодня на Дальнем Востоке. Из этой суммы индийский бизнес представлен не так широко — три инвестпроекта на 1,2 млрд рублей. Существует огромное пространство для развития между нашими странами, компаниями. Мы готовы в любой момент поддержать инвесторов из Индии и помочь им реализовать проекты как на Дальнем Востоке, так и в целом в Российской Федерации. Мы готовы дополнительно прорабатывать условия, чтобы максимально быстро и комфортно создавать производства», — заместитель Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Анатолий Бобраков.

 

«Мы продолжаем напряженный труд, чтобы компенсировать [сложности от санкционного. — Ред.]. Мы сейчас должны налаживать связи и сотрудничество во всех направлениях, чтобы достигать успешных решений. Что касается связи, мы уже в течение многих лет говорили о необходимости развития международных узлов связи. Существуют уже налаженные контейнерные перевозки. Сейчас есть трудности, но ведется поиск решений, чтобы все стороны — Россия, Иран, страны Центральной Азии — могли использовать эти связи между Россией и Индией», — Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Индия в Российской Федерации Паван Капур.

 

«Если говорить про рынок Индии, то мы видим его как перспективный рынок, с которым будем наращивать поставки и взаимовыгодное сотрудничество. Несколько цифр: за последние семь месяцев текущего года выпуск стали в Индии составил 73,3 млн тонн угля, что на 8% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Индия ставит амбиционные планы нарастить производство стали к 2035 году до 300 млн тонн стали в год», — председатель совета директоров АО «Колмар Груп» Анна Цивилева.

 

«Хочу отметить организацию новых торговых путей между Россией и Индией через первые результаты и кейсы. Результаты уже есть, мы произвели два судозахода в порт Нава-Шева из порта Восточный. Транзитное время составило 17 дней. Далее груз проследовал в западную часть России по железной дороге. На данном сервисе у нас стоит два судна с возможностью перевозки более тысячи ТЭО [транспортно-экспедиционных услуг]. <…> C 1 октября мы запускаем сервис Чинай — порт Восточный, тем самым увеличиваем географию присутствия на восточном и западном побережье. Главной целью нашей компании является организация еженедельного сервиса с Индией», — акционер Crystal Alliance Shipping Андрей Великородный.

  

ПРОБЛЕМЫ

Для развития перевозок не хватает российского флота и контейнеров

«Есть ключевая проблема — это судоходство, а именно количество флота, которого не хватает. Также мы испытываем сложности с арендой судов иностранных партнеров. Судоходство, я бы сказал, является стратегической отраслью, особенно для Дальнего Востока, которая требует больших инвестиций, сотен миллиардов долларов, но нет гарантий того, что завтра не придут иностранные "монстры" и не вернут рынок обратно. Сейчас у России есть хорошая возможность для наращивания своих мощностей в сфере контейнерной логистики», — акционер Crystal Alliance Shipping Андрей Великородный.

 

«Одна из проблем, с которой мы сталкиваемся, — контейнерный парк. После начала спецоперации [специальной военной операции на Украине. — Ред.] из России было вывезено более 350 тыс. контейнеров иностранными контрагентами. Мы нашли решение. Закупаем новое оборудование в Китае, релоцируем его в Россию и далее отправляем в Индию», — акционер Crystal Alliance Shipping Андрей Великородный.

 

РЕШЕНИЯ

Развитие портовой инфраструктуры

«Для нас этот рынок [Индии. — Ред.]  интересен и перспективен. Особенно это становится реалистичным с возможностью развития портовой инфраструктуры, с возможностью и строительством глубоководных портов с заходом крупнотоннажных судов, потому что логистический рукав длинный, мы должны везти крупными партиями, чтобы логистика не съедала маржинальную надбавку», — председатель совета директоров АО «Колмар Груп» Анна Цивилева. 

 

«С Индией у нас хорошие отношения, внешнеторговый оборот растет и достиг 40 млн долларов по итогам 2021 года, но это сырьевые направления, ТЭК, и они будут развиваться. <…> Сахалин видит себя полноценным участником Севморпути. Мы развиваем нашу портовую инфраструктуру, планируем, что в 2025 году наш Корсаковский порт станет ключом развития не только региона, но и международных отношений, контейнерные перевозки будут проходить через Сахалинскую область», — заместитель председателя Правительства Сахалинской области Антон Зайцев.

 

Совместные проекты в энергетической отрасли

«Мы действительно поставили пробные партии крупным металлургическим заводам [Индии. — Ред.], которые сейчас активно изучают наш уголь. <…> Так вот наш уголь настолько хорошего качества, что при небольшой добавке он снижает себестоимость шихты, увеличивая или как минимум сохраняя ее качество, что очень важно для металлургической отрасли. Сейчас Индия в большей степени, до 80%, потребляет австралийский уголь — порядка 27 млн тонн. Россия поставляет всего 1 млн тонн [коксующегося угля. — Ред.], энергетического — 1,3 млн, антрацита — 1,4 млн тонн. У нас есть большая перспектива занять рынки, тем более Индия очень хочет диверсифицировать свою зависимость от австралийских углей», — председатель совета директоров АО «Колмар Груп» Анна Цивилева. 

 

Необходим запуск расчетов в национальных валютах 

«Важнейшим фактором является стабилизация расчетов и их упрощение, запуск расчетов в национальных валютах. Мы на многих форумах дискутируем, как активизировать возможности расчетов в рублях и рупиях, надеюсь, что в ближайшее время эти сложные вопросы будут решены», — Министр, руководитель департамента внешнеэкономических и международных связей Правительства Москвы; председатель правления Делового совета по сотрудничеству с Индией Сергей Черемин.

 

«Большую перспективу я вижу в том, чтобы запустить дорожную карту по линии Шанхайской организации сотрудничества. Через неделю с небольшим эта дорожная карта, я надеюсь, будет утверждена главами государств и правительств в ходе очередного саммита. В рамках этого взаимодействия у нас получится больше шансов выстроить систему отношений, а не точечные проекты, разовые решения. <…> Большая ставка делается, что состоится интернационализация китайского юаня. Эта валюта при должном внимании со стороны китайских властей и желании китайских партнеров будет использована и в российско-индийских отношениях. А так флагманский проект — использование российского рубля», — старший банкир ВЭБ.РФ Сергей Сторчак.

 

«У нас уже есть работающий механизм, через который понятно, как проводить платежи. Сбербанк является также центром компетенций по помощи в выходе российских компаний на индийский рынок, и с финансовой поддержкой, имеем опыт поддержки открытия компаний. Также помогаем индийским компаниям с выходом на российский рынок. Мы готовы финансировать несырьевой экспорт и импорт, готовы рассматривать подобные проекты. Сейчас офис находится в городе Дели, в 2023 году планируется открытие еще одного офиса в городе Мумбаи. Ждем от Индии некоторых шагов по либерализации, которые позволят развивать расчеты в национальных валютах, мы видим движение с обеих сторон», — управляющий филиалом Сбербанка в Индии Иван Носов.

 

 

Новые логистические решения

«В этом году на Курильских островах утвержден преференционный режим. Это освобождение на 20 лет от ключевых налогов. За последний год в 2,5 раза увеличился турпоток [в Сахалинскую область. — Ред.]. Через два года мы создадим совершенные условия для грузовых авиационных перевозок и считаем, что все эти составляющие дадут развитие и для туризма, и для фармацевтической отрасли, и для локализации бизнеса на Сахалине», — заместитель председателя Правительства Сахалинской области Антон Зайцев.

 

«Как эксперт отрасли, я вижу и другие направления для развития логистических решений. Предлагаю коллегам из Индии организовать совместную линию в западную часть России, в максимально пострадавшую от санкций Балтику», — акционер Crystal Alliance Shipping Андрей Великородный.

 

«У нас до сих пор нет прямого авиасообщения. Если в ближайший год между 10 крупнейшими городами Российской Федерации и Индии запустится прямое пассажирское авиасообщение, тогда многое будет иметь реальный смысл и десятикратно быстрее пойдет [развитие сотрудничества. — Ред.]», — основатель, генеральный директор Евразийской федерации онкологии (ЕАФО); председатель совета директоров Евразийского совета по исследованию рака (ECRC) Сомасундарам Субраманиан.

 

 

Подробнее читайте в Информационно-аналитической системе Фонда Росконгресс www.roscongress.org

Читайте также