2 Сентября 2021

Развиваем ДВ: как привлечь инвестиции на Дальний Восток?

Дальневосточный федеральный округ имеет большой экономический потенциал и интересен бизнесу, но в округе существует дисбаланс между инвестиционным и экономическим потенциалом

«Дальний Восток — это регион крайне интересный, это особо значимый регион для государства. Не зря Президент РФ Владимир Владимирович Путин объявил Дальний Восток приоритетом России на весь 21 век. И с точки зрения инвесторов этот регион представляет огромный интерес. С одной стороны — это огромные ресурсы, это близость к Азиатско-Тихоокеанскому региону, всевозможный научно-технический потенциал», — заместитель председателя — член правления ВЭБ.РФ, генеральный директор ВЭБ.ДВ Артем Довлатов.

«На Дальнем Востоке банально не хватает людей, регион занимает 40% территории, а живет всего 5,5% жителей страны. Как решить главный вызов — дисбаланс экономического и инвестиционного потенциала? Первый и очевидный — это вахта. Современные вахтовые поселки по уровню комфорта не уступают существующим городам. Либо второй вариант — делать так, чтобы жители стремились в города, чтобы появлялись новые рабочие места. Возникает тема городской среды, качества жизни. Вот это качество жизни по всем опросам служит здесь главной причиной оттока населения», — архитектор, партнер КБ «Стрелка» Алексей Муратов.

 

ПРОБЛЕМЫ

 

Барьеры для инвесторов, в числе которых высокая стоимость строительных материалов, нехватка кадров, повышенные риски

«Конечно же, существуют определенные барьеры, и инвесторы относятся до сих пор с определенной опаской с точки зрения инвестирования средств в этот регион, поскольку существуют и объективные преграды — это и преграды, связанные с населением [недостаток кадров], это издержки, которые связаны со строительными вопросами. <…> Дальний Восток — абсолютно урбанизированный край. В этом кроется огромный вызов, чтобы прекратить отток населения или обеспечить приток населения, нужно увеличивать качество жизни в городах. Здесь необходимо стратегическое планирование в городах», — заместитель председателя — член правления ВЭБ.РФ, генеральный директор ВЭБ.ДВ Артем Довлатов.

«Все прекрасно понимают, что на новых территориях и, особенно, на Крайнем Севере ограничения — это сезонность, летняя навигация длится порядка ста дней, а потом возможность доставки через Росатомфлот. На Крайнем Севере можно строить только зимой, летом по тундре ездить нельзя, увеличивается срок и капитальные затраты на все инфраструктурные объекты. Повышенные риски — повышается риск при оценке проекта, и ставка, и стоимость заимствований, требования к заемщику в отношении залоговых обязательств. Мы в гораздо худших условиях, чем если бы делали такой проект в более развитых регионах, например, в Центральной Сибири», — генеральный директор ООО «Северная звезда» Сталбек Мишаков.

 

Необходимость благоустройства и преобразования городов Дальнего Востока для повышения их туристической привлекательности, повышения качества жизни в городах

«Туристические проекты важны для самих жителей Камчатки, потому что они повышают качество жизни. <…> Но, в обратную сторону, качество города влияет на туристический поток, на то, как себя чувствует турист, попадая на территорию региона. И, конечно, я здесь не буду скрывать, что внешний облик Петропавловска-Камчатского, городская среда, общественные пространства, сам настрой городской среды — он сейчас не является фактором привлечения туристов. <…> Мы должны это переломить, начиная с центра города», — губернатор Камчатского края Владимир Солодов.

 

РЕШЕНИЯ

 

Создание территорий опережающего социального экономического развития (ТОР) и других преференциальных режимов для инвесторов

«Многие меры [привлечения инвесторов] предприняты, уже многие события состоялись. Одним из ключевых при принятии этого решения [компании “Васта Дискавери”, которая участвует в реализации туристического проекта “Парк ‘Три вулкана” в Камчатском крае, прийти на Дальний Восток] было то, что существует система ТОРов — территорий опережающего развития на Дальнем Востоке. Это действительно отличная преференциальная система, налоговая, организационная, инфраструктурная, которая позволяет рассматривать проекты большие, которые в любой другой ситуации мы бы никогда не рассмотрели. <…> Но нужна еще тонкая “донастройка” внутри преференциальных режимов», — генеральный директор ООО «Васта Дискавери» Сергей Бачин.

 

Развитие транспортной инфраструктуры, развитие мастер-планирования как одного из инструментов комплексного развития территории

«Один из инструментов комплексного развития территории — это мастер-план. Сейчас мы делаем три проекта — это Большое Золотое кольцо, Крым и три территории на Дальнем Востоке: Приморский край, Камчатка и Сахалин. Мастер-план — это инструмент, когда можешь быстро и гуттаперчиво вносить изменения в моменте. Это социально-экономическое развитие города, синергия развития города и привлечения инвесторов», — генеральный директор компании «Прогород» Александр Чеботарев.

«Проект строительства нового международного терминала будет реализован за 18 месяцев, порядка 5 млрд инвестиций — собственные средства и деньги партнеров из ВЭБ.ДВ и ВЭБ.РФ. Он будет единым технологическим комплексом, самым современным на Дальнем Востоке. Мы живем на Дальнем Востоке, наши партнеры из Юго-Восточной Азии, без нормальной инфраструктуры невозможно развивать ни туризм, ни инвестиционные проекты. Аэропорт — это всегда лицо, в том числе международное. Пандемия скоро закончится, а инфраструктура, которую мы строим, не на год-два, а на десятилетия», — председатель совета директоров АО «Хабаровский аэропорт» Константин Басюк.

«В среднем города Дальнего Востока на 10% уступают городам России по жилищной обеспеченности, по качеству медицинских услуг. Здесь нужно прорывное интенсивное развитие. Мастер-план — комплексное развитие территории — может быть залогом такого развития. <…>. На уровне ДФО центр компетенций по городскому развитию. Второй момент — округ испытывает сильный дефицит специалистов, особенно в области архитектуры и градостроительства. Надо запустить по аналогии с программой “Архитектор.РФ” программу “Архитекторы.ДВ”, чтобы улучшить кадровый потенциал региона», — архитектор, партнер КБ «Стрелка» Алексей Муратов.

 

Поддержка крупных транспортных логистических проектов, экспорт рыбной продукции напрямую в Европу

«Корпорация “Рыба.РФ” создана крупными рыбопромышленными компаниями, чтобы преодолеть этот вызов (запрет импорта рыбной продукции из России в Китай под предлогом ковидных ограничений. — Ред.) и собрать единую логистическую цепочку, которая позволит [поставлять рыбу из ДФО] в центральную часть России и напрямую в Европу без участия третьих стран. Создание сети новых современных рыбных портов — это Мурманск, Владивосток, Корсаков на Сахалине и Петропавловск-Камчатский. <…> Второй проект — рыбной биржи, который будет реализован во Владивостоке и позволит диверсифицировать рынки для поставки рыбной продукции. <…> Помимо инфраструктуры, важен конкурентоспособный сервис, а это невозможно сделать без повышения качества работы таможенных, пограничных органов. Важно создать новую регуляторику, качественный сервис для экспорта рыбы в любую точку мира», — председатель наблюдательного совета Инвестиционного товарищества «Корпорация «Рыба.РФ» Александр Крутиков.

 

 

Подробнее читайте в Информационно-аналитической системе Фонда Росконгресс www.roscongress.org

 

 

 

Читайте также