12 сентября 2018

Развитие туризма: кластерный подход и экспорт туристских услуг

КЛЮЧЕВЫЕ ВЫВОДЫ 

Туризм — одна из наиболее быстро развивающихся отраслей экономики

«(В области объемов туризма — Ред.) <…> есть хорошая динамика — за прошлый год число туристов перевалило за 56 млн. Это наш исторический максимум», — Ольга Голодец, заместитель Председателя Правительства Российской Федерации.

«Экспорт по статье “Поездки” <…> в первом квартале этого года сохранил положительную динамику и вырос на 33%», — Вера Подгузова, управляющий директор по внешним связям и коммуникациям АО «Российский экспортный центр».

«В Послании Президента (Федеральному Собранию — Ред.) и в майских указах Президента поставлены крупные цели <…> к 2024 году выйти на новые показатели по экспорту услуг — 100 млрд долларов», — Максим Сафонов, директор Green Capital Alliance; профессор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС). 

Растет интерес туристов к российскому Дальнему Востоку 

«В прошлом году более полутора миллионов человек ездили в путешествия (в Россию — Ред.). Количество поездок может достигнуть 5 млн — если говорить о всей стране. На Дальний Восток (в прошлом году — Ред.) ездили 700 тысяч человек <…> Китайские фирмы приходят на Дальний Восток, и мы готовы помогать этому региону. <…> Мы должны развивать инвестирование и <…> информацию», — Ван Пин, председатель Туристической палаты Китайской Народной Республики.

ПРОБЛЕМЫ

Недостаток информации о туристическом потенциале Дальнего Востока

«Потенциал рекреационный, туристический, лечебно-курортный, который есть у Дальнего Востока, — это пока нераскрытый, не востребованный в полной мере фактор», — Ирина Яровая, заместитель Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

«Нам не хватает информации (о Дальнем Востоке — Ред.) <…> Развитие инфраструктуры — это тактический вопрос <…> Ростуризм должен помогать <…> чтобы массовый турист знал этот регион <…> Очень слабо развито информационное поле», — Юлия Морозова, генеральный директор Creative Production.

«На привлечение туриста (на ЧМ — Ред.) мы потратили, по разным данным, от 150 до 400 млн рублей, а на удержание его мы почти ничего не потратили <…> Бразилия за два последующих года, по их данным, только на тех маршрутах, которые были сделаны к чемпионату мира, собрала 180 млн долларов <…> Продвижение и информирование — это очень важно», — Руслан Новиков, генеральный директор АО «Аргументы и факты».

Слабо развитая туристическая инфраструктура 

«В ряде регионов отсутствует достаточное количество объектов размещения», — Тарас Демура, генеральный директор TUI Россия.

«Скудная инфраструктура не позволяет инвесторам приходить в туристический бизнес», — Владимир Дмитриев, вице-президент Торгово-промышленной палаты Российской Федерации.

Низкий уровень сервиса

«Принимающие компании <…> должны улучшить уровень приема туристов, развивать логистическую сеть, охватывающую основные точки привлечения туристов, повышать уровень сервиса и качество предоставляемых услуг», — Тарас Демура, генеральный директор, TUI Россия.

«В плане развития России в туризме нужно учитывать <…> личный опыт, который упирается в <…> гостеприимство, тепло <…> этот контакт очень важен, чтобы обеспечить успех в туризме», — Тимоти Патрик МакНэлли, председатель совета директоров, NagaCorp Ltd.

Высокая стоимость авиаперевозок 

«Дорогие авиаперевозки — один из основных барьеров», — Тарас Демура, генеральный директор, TUI Россия.

РЕШЕНИЯ

Разработка программы развития туристического кластера

«Предлагаем (в рамках новой ФЦП — Ред.) разработать отдельную подпрограмму развития туристического кластера на Дальнем Востоке <…> Это будет ориентиром для бизнеса», — Ирина Яровая, заместитель Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

«Ставится задача развития туристской инфраструктуры, повышения качества обслуживания туристов, активного продвижения российского туризма за рубежом <…> В рамках новой ФЦП объем финансирования должен составить 262 млрд рублей (в рамках действующей программы — 120 млрд рублей) <…> Предполагается, что реализация ФЦП приведет к тому, что доля туризма в ВВП вырастет до 5% и составит 5,3 трлн рублей <…> Регионы Дальнего Востока активно работают в рамках нашей целевой программы. Она построена на принципе кластерного подхода, что предполагает объединение усилий государства и бизнеса, наиболее эффективное использование бюджетных и частных денежных средств», — Олег Сафонов, руководитель Федерального агентства по туризму (Ростуризм). 

Введение электронных виз

«В 7 аэропортах Дальнего Востока с прошлого года начала работать эта система. Уже более 40 тысяч иностранных туристов получили данные визы и въехали <…> на территорию Дальнего Востока. Мы рассчитываем расширять перечень стран, из которых с помощью этих электронных виз можно будет приехать на территорию России до списка стран ОСЕАН», — Сергей Тырцев, первый заместитель Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока. 

Строительство аэропортовых комплексов

«В рамках наших преференциальных режимов (ТОР — Ред.), в настоящее время реализуется два проекта, и по третьему принято инвестиционное решение (в Петропавловске-Камчатском — Ред.) о начале реализации по строительству и реконструкции аэропортовых комплексов — в Хабаровске <…> и Южно-Сахалинске. Все это реализуется на деньги частных инвесторов», — Сергей Тырцев, первый заместитель Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока. 

Поддержка экспорта образовательных услуг  

«Ведется большая работа с Минобрнауки по продвижению нашего образования <…> На данный момент подписано порядка 25 соглашений с ведущими вузами, которые предоставляют экспорт образовательных услуг <…> В части продвижения медицинских услуг ведется проработка большого комплекса», — Вера Подгузова, управляющий директор по внешним связям и коммуникациям АО «Российский экспортный центр».

Читайте также