5 сентября 2024
Президент
России принимает участие в пленарном заседании девятого Восточного
экономического форума.
Тема
форума в этом году – «Дальний Восток – 2030. Объединим усилия, создавая возможности».
* * *
А.Суворова:
Добрый день!
Рада
вас приветствовать на пленарном заседании Восточного экономического форума. В
этом году его тема звучит так: «Дальний Восток – 2030. Объединим усилия,
создавая возможности».
Владимир
Владимирович, Вы уже не единожды говорили о том, что приоритет на весь XXI век
– это развитие Дальнего Востока. Что уже сделано? Что ещё предстоит? Как
сегодня Россия выстраивает взаимодействие со своими коллегами по АТР
[Азиатско-Тихоокеанскому региону] и по региональным объединениям?
Уважаемый
господин Хань Чжэн!
Дамы и
господа! Друзья!
Приветствую
всех участников и гостей девятого Восточного экономического форума.
Россия,
Владивосток, уже по традиции в начале сентября принимает представителей
бизнеса, технологических и научных команд, руководителей ведущих компаний,
органов власти, специалистов, экспертов, предпринимателей, которые проявляют
интерес к российскому Дальнему Востоку, к тем действительно безграничным
возможностям для созидания и взаимовыгодного партнёрства, которые открывает
этот уникальный район нашей страны.
Как вы
знаете, мы определили развитие Дальнего Востока, – и наша ведущая Александра
сейчас сказала об этом, – в качестве национального приоритета на весь ХХI век.
Важность, правильность этого решения подтвердила сама жизнь, вызовы, с которыми
мы столкнулись в последнее время, и те объективные тенденции, а это самое
главное, которые набирают силу в мировой экономике, когда основные деловые
связи, торговые маршруты и в целом весь вектор развития всё больше
переориентируется на Восток и Глобальный Юг.
Наши
дальневосточные регионы дают прямой выход на эти растущие, перспективные рынки,
позволяют преодолевать те барьеры, которые пытаются навязать всему миру
некоторые западные элиты. И главное, как уже сказал, наш Дальний Восток
является огромным пространством для проявления деловой инициативы, для запуска
сложнейших проектов и формирования целых новых отраслей.
По
сути, сегодня Дальний Восток безо всякого преувеличения стал важнейшим фактором
укрепления позиций России в мире, нашим флагманом в новой глобальной
экономической реальности. И от того, как будет развиваться Дальний Восток, во
многом зависит будущее всей нашей страны.
Именно
этой теме – образу будущего – посвящены около ста мероприятий, панельных сессий
и круглых столов нынешнего Восточного экономического форума. В целом в мероприятиях
форума принимают участие представители более 75 стран и территорий.
Очень
важно, что эти дискуссии сопровождаются предметным бизнес-диалогом, приводят к
конкретным инвестиционным решениям и торговым договорённостям. Отмечу, что
только на последних трёх форумах было подписано больше тысячи соглашений на
общую сумму свыше десяти с половиной триллионов рублей.
Словом,
Восточный экономический форум по праву стал признанной площадкой для
установления прочных деловых контактов и обсуждения стратегических вопросов
развития российского Дальнего Востока и всего Азиатско-Тихоокеанского региона.
В ходе
своего выступления расскажу о некоторых дальнейших шагах в этом направлении, о
наших предложениях зарубежным партнёрам по укреплению инвестиционной, торговой,
производственной, технологической кооперации на пространстве АТР и, конечно, о
результатах и намеченных планах в экономике, инфраструктуре, социальной сфере
Дальнего Востока, в вопросах повышения качества жизни наших граждан, жителей
этого региона.
Напомню,
что с 2013 года была запущена принципиально новая стратегическая программа и
система управления комплексным развитием Дальнего Востока. Этот подход доказал
свою эффективность. За десять лет в регионе запущены или готовятся к запуску
более трёх с половиной тысяч промышленных, инфраструктурных, технологических,
образовательных проектов. Темпы роста инвестиций в основной капитал на Дальнем
Востоке за десять лет увеличились, и они в три раза выше среднероссийских.
Результат
этих вложений тоже наглядный. Работают около тысячи новых предприятий. Создано
более 140 тысяч рабочих мест. Динамика промышленного производства в регионе с
2013 года превысила общероссийские темпы на 25 процентов.
Напомню,
что сейчас на Дальнем Востоке действуют 16 территорий опережающего развития и
свободный порт Владивосток. Запущен преференциальный режим на Курилах. Создан
специальный административный район на острове Русский, где проходит наша с вами
встреча. Кстати, этот район уже обеспечил возврат в Россию из офшоров и иностранных
юрисдикций активов на сумму свыше пяти с половиной триллионов рублей. Его
резидентами на сегодняшний день стали более сотни компаний.
Мы
обязательно продолжим идти вперёд, будем постоянно улучшать деловой климат и в
России в целом, и на Дальнем Востоке, в том числе будем применять в этом
регионе более новые, эффективные подходы к взаимодействию и с иностранными
инвесторами.
Так,
на прошлом Восточном экономическом форуме было объявлено о создании на Дальнем
Востоке международных территорий опережающего развития. Они должны предлагать
глобально конкурентоспособные условия для иностранных инвесторов, прежде всего,
конечно, из дружественных стран.
Первый
международный ТОР предполагается создать здесь, в Приморском крае. Большой
интерес к нему проявляют наши китайские партнёры, а также Республика Беларусь,
с участием которой в Приморье может появиться новый глубоководный порт. Прошу
Государственную Думу и Правительство ускорить работу над законопроектом,
необходимым для запуска международных ТОРов.
Дополнительным
фактором для расширения работы с зарубежными партнёрами должно стать ещё одно
нормативное решение, а именно: с 1 сентября текущего года в нашем
законодательстве предусмотрена возможность использования иностранных стандартов
в проектировании и строительстве. Конечно, речь идёт о стандартах тех
государств, где требования к качеству, надёжности, безопасности капитальных
объектов не ниже, чем у нас. Рассчитываю, что этот подход найдёт своё
применение в том числе в международных ТОРах Дальнего Востока.
Хорошим
примером сотрудничества с зарубежными партнёрами, крупных вложений в стройку, в
создание рабочих мест должно стать развитие острова Большой Уссурийский в
Хабаровском крае. Речь идёт о создании здесь крупных логистических комплексов,
пунктов пропуска через госграницу, о расширении автодорожной сети.
В мае
этого года в рамках государственного визита в Китайскую Народную Республику мы
договорились с китайскими коллегами о совместной работе над этим проектом.
Уверен, он придаст хороший, мощный импульс развитию Хабаровска и всего региона.
Прошу Правительство отработать все организационные и финансовые вопросы, чтобы
приступить к реализации этого плана уже со следующего, 2025 года.
Конечно,
одним из ключевых вопросов для старта деловых инициатив в обрабатывающей
промышленности, в жилищном строительстве и обновлении транспортной сети – во
всех сферах и отраслях, является снабжение электроэнергией.
Объём
энергопотребления на Дальнем Востоке растёт. Сегодня это 69 миллиардов
киловатт-часов в год, а к концу десятилетия прогнозируется 96 миллиардов. При
этом уже сейчас некоторые районы, населённые пункты и крупные дальневосточные
инвесторы сталкиваются с нехваткой электроэнергии, вынуждены ждать ввода новых
станций, из-за чего сдерживаются строительство, промышленные объекты,
инфраструктура.
Уже
поручил Правительству вместе с нашими крупными энергокомпаниями, деловыми
кругами подготовить долгосрочную программу развития энергетических мощностей на
Дальнем Востоке, предусмотреть для неё механизмы проектного финансирования.
В
рамках этой программы предстоит ликвидировать прогнозный дефицит электроэнергии
на Дальнем Востоке, прежде всего за счёт ввода в строй новых объектов
генерации, например, таких как Нижне-Зейская ГЭС в Амурской области, которая
будет не только снабжать электроэнергией сам регион и Восточный полигон
железных дорог, но и поможет защитить территории, населённые пункты от
паводков. Также прошу подумать о строительстве на Дальнем Востоке атомных
электростанций. Вчера тоже об этом с коллегами говорили.
Подчеркну:
план развития электроэнергетики должен учитывать как текущие, так и
перспективные потребности бизнеса и граждан, долгосрочные задачи, которые стоят
перед нашими субъектами Федерации, городами и населёнными пунктами.
Это в
полной мере относится и к укреплению транспортных, логистических возможностей
Дальнего Востока да и всей страны. Здесь самый значимый, крупный проект – это,
конечно же, расширение Восточного полигона железных дорог.
За
последние десять лет на Транссибе и БАМе построено более двух тысяч и
модернизировано свыше пяти тысяч километров пути. Возведено и реконструировано
более ста мостов и тоннелей, в том числе через реки Лену, Бурею, Селенгу. По
итогам текущего года провозная способность Восточного полигона железных дорог
должна вырасти до 180 миллионов тонн.
В этом
году мы запустили очередной, третий этап развития этой важнейшей транспортной
артерии. Работы ведутся, они развёрнуты.
Подчеркну:
предстоит не только «расшить» узкие участки магистралей, ввести в строй более
трёхсот объектов, включая дублёры Северомуйского, Кузнецовского и Кодарского
тоннелей, а также мост через Амур – задача гораздо более масштабная. Так,
например, на всём протяжении БАМа предстоит проложить сплошные вторые пути. При
этом уже сейчас нужно думать о перспективе. Считаю, что нам нужно сделать БАМ
не только полностью двухпутным, но и электрифицировать эту магистраль.
В
ближайшие восемь лет на Восточном полигоне предстоит уложить 3100 километров
железнодорожного полотна. Для сравнения: столько же было уложено в рамках
первого и второго этапа расширения БАМа и Трансссиба, вместе взятых, и столько
же – в годы строительства БАМа, с 1974 по 1984 год.
Словом,
сегодня мы реализуем проект, который по масштабу больше самого крупного
инфраструктурного инвестиционного проекта Советского Союза, реализованного
всеми республиками СССР, причём с огромным напряжением сил.
Подобно
Транссибу континентальной артерией должен стать новый автотранспортный коридор
от Санкт-Петербурга до Владивостока.
Причём
речь не только об увеличении объёмов грузоперевозок и повышении качества
автомобильного сообщения. Со строительством коридора получит развитие и
внутренний туризм: весь маршрут трассы проходит через десятки регионов
Российской Федерации.
Коридор
развивается поэтапно. В декабре прошлого года открыта современная
автомагистраль между Москвой и Казанью. В конце текущего года она должна дойти
до Екатеринбурга, а затем до Тюмени. Также будут построены обходы Омска,
Новосибирска, Кемерово, Канска.
В
дальнейшем, когда современная дорога достигнет Владивостока, автотранспортный
коридор будет насчитывать более 10 тысяч километров, включая подъезды к пунктам
пропуска через государственную границу России.
В этой
связи напомню о задаче, которая была поставлена в Послании Федеральному
Собранию, а именно: сократить очереди на границе, снизить типовое время
досмотра грузового автомобиля. Оно не должно превышать десяти минут.
Уже в
2026 году нужно выйти на этот результат на первых пяти пограничных переходах
Дальнего Востока. Кстати, на железнодорожных переходах уже сейчас достигнута
хорошая динамика по скорости обработки грузов на границе.
Подчеркну:
и на Восточном полигоне железных дорог, и на всех крупных автодорожных объектах
России развёрнута действительно большая работа. В ней задействованы
специалисты, инженеры, проектировщики из многих регионов нашей страны. Своим
интенсивным трудом, ответственным подходом к делу они доказывают, что Россия
может и готова строить быстро, много и качественно, реализовывать
инфраструктурные, транспортные проекты национального и в полном смысле этого
слова глобального масштаба.
Среди
таких проектов – развитие Северного морского пути как международного
логистического маршрута. За последние десять лет его грузопоток вырос почти на
порядок: если в 2014 году по Севморпути было перевезено всего четыре миллиона
тонн грузов, то в прошлом году – уже более 36 миллионов тонн. Это в пять раз
больше рекорда советского времени.
Будем
и дальше наращивать грузопоток, в том числе за счёт активного освоения
арктических месторождений, перенаправления грузов с запада на восток, за счёт
увеличения транзита.
Масштабный
план развития Северного морского пути развёрнут. Мы строим ледоколы, развиваем
спутниковую группировку, укрепляем береговую инфраструктуру, сеть
аварийно-спасательных центров. Чтобы, так сказать, раскатать новые
логистические маршруты, два года назад по Севморпути были запущены каботажные
рейсы. Сегодня в этой схеме – 14 портов Северо-Запада, Арктики и Дальнего
Востока
Отмечу,
что по итогам прошлого года мощность российских портов в границах Севморпути
превысила 40 миллионов тонн. Разумеется, считаем, что это только начало. Будем
и дальше наращивать их возможности, модернизировать перевалку грузов, расширять
ближние и дальние железнодорожные подходы к ним. В том числе это позволит
нарастить мощности Мурманского транспортного узла до 100 миллионов тонн, а в
перспективе, конечно же, и выше.
Отмечу,
что в развитии Мурманского транспортного узла заинтересованы и наши партнёры по
евразийской интеграции. Так, коллеги из Белоруссии, о которых уже вспоминал,
предметно рассматривают перспективы развития портовой инфраструктуры и своих
терминалов на Кольском полуострове. И мы, конечно, приглашаем к работе в этом
проекте другие страны. Знаю, что заинтересованность в этой работе есть.
Добавлю,
что все крупные транспортные, логистические инициативы России реализуются с
привлечением передовых инженерных, цифровых и экологичных решений, что
обеспечивает дополнительный спрос на продукцию отечественных машиностроительных
и металлургических предприятий, на услуги строительной и других отраслей, науки
и высокотехнологичного бизнеса.
Именно
так – на основе самых современных подходов, с учётом качественно возросших
технологических, экономических, образовательных возможностей всей страны –
необходимо решать задачи стратегического развития Дальнего Востока, включая
дальнейшее освоение такой сильной, базовой отрасли региона, как
недропользование.
Сегодня
на Дальнем Востоке добывается весь российский вольфрам, олово, плавиковый шпат
и борные руды, 80 процентов алмазов и урана, больше 70 процентов серебра, 60
процентов золота страны. Вместе с тем в ключевых центрах добычи, в том числе в
Якутии и на Чукотке, запасы разрабатываются давно и объективно ограничены, а
спрос на полезные ископаемые растёт, причём не только на экспорт, но и на нашем
внутреннем рынке.
Мы
должны обеспечить ресурсный суверенитет страны, сформировать устойчивую базу
для бесперебойного снабжения национальной экономики, наших регионов, городов и
посёлков доступным сырьём и топливом, создать основу для производства новых
материалов и источников энергии. Причём, как уже сказал, это нужно делать с
использованием более эффективных отечественных технологий и научных разработок
в сфере экологии и природопользования.
На
нашем форуме в прошлом году было сформулировано поручение Правительству
составить отдельные программы изучения недр Дальнего Востока и Сибири, включить
их в федеральный проект «Геология: возрождение легенды».
Эти
программы готовы. По оценке, каждый рубль государственных средств, вложенных в
геологоразведку, привлечёт как минимум 10 рублей частных инвестиций. Но самое
главное: вложенные средства, безусловно, окупаются – они будут окуплены,
обеспечат мощную отдачу, комплексный эффект по всей производственной цепочке.
Но нужно делать эту работу своевременно, понимая горизонт планирования
инвестиций.
Прошу
Правительство в проекте федерального бюджета на предстоящие три года заложить
финансирование указанных программ в объёме, необходимом для достижения
поставленных целей.
Повторю,
Дальний Восток имеет потенциал кратного роста геологической изученности, в том
числе речь идёт о поиске и добыче высокотехнологичного сырья: титана, лития,
ниобия, редкоземельных металлов, которые требуются в экономике будущего. И
главное, что всё это у нас есть.
Потенциал
этих индустрий для роста дальневосточных регионов, создания рабочих мест, для
повышения доступности различных услуг и сервисов, укрепления связи и логистики
огромный.
Мы будем
поддерживать развитие на Дальнем Востоке передовых, креативных отраслей,
инфраструктуры экономики больших данных, искусственного интеллекта, в том числе
организуем зону для отработки беспилотных летательных аппаратов в гражданских
целях.
Чтобы
задействовать на полную мощь преимущества технологического прогресса, продолжим
наращивать научный и образовательный потенциал Дальнего Востока. В регионе уже
началась реализация новых проектов университетских кампусов в Южно-Сахалинске и
Хабаровске, но этого, очевидно, недостаточно для Дальнего Востока.
Предлагаю
запустить работу ещё по нескольким проектам, а именно построить новые кампусы в
Улан-Удэ, Петропавловске-Камчатском, Чите. Также реализуем строительство второй
очереди кампуса Дальневосточного федерального университета здесь, во
Владивостоке. В таких центрах будут созданы все условия для учёбы, работы,
проживания студентов, откроются площадки для молодёжного предпринимательства и
бизнес-клубы.
Будем
также развивать и университеты в Арктике. В дополнение к уже запущенному
проекту кампуса в Архангельске добавится такой же проект и в Мурманске.
Также
на базе кампусов будут действовать передовые инженерные школы. Две такие школы
– на Сахалине и во Владивостоке – уже созданы. Их задача не только готовить специалистов
для промышленности и сельского хозяйства, транспорта и сферы услуг, для
использования искусственного интеллекта, но и предлагать оригинальные решения
для серийного внедрения в системе управления, в социальной сфере, в отраслях
экономики.
На острове
Русский два года успешно действует научно-технический центр компании
«РусГидро». Он специализируется на инновационных разработках в сфере глобальной
энергетики. Они уже активно применяются в программе технического перевооружения
энергетического комплекса Дальнего Востока.
Также
с участием наших ведущих компаний будет создан ещё один крупный инновационный
научно-технологический центр на острове Русский – на базе Дальневосточного
федерального университета. Его профилем станут изыскания и практические решения
в области морской инженерии, биотехнологий, биомедицины и других перспективных
направлений.
Прошу
коллег из Правительства и Приморского края задействовать инструменты
дальневосточной концессии для реализации проекта, а также продумать механизмы
привлечения в этот центр учёных из других научных центров России, да и из
других стран тоже. Имею в виду конкурентоспособные, мотивационные программы и
социальный пакет для специалистов и членов их семей.
Продолжение
следует.
Источник
kremlin.ru