6 сентября 2022

Первое заседание Совета участников судоходства по СМП

Развитие Севморпути нужно планировать на десятилетия вперед

«Общими мазками мы видим для себя три задачи… Необходимо создание комфортных условий для грузоотправителей, недропользователей на десятилетия вперед. Именно такие сроки планирования должны быть. Вы прекрасно знаете, сколько строится ледокол, сколько он должен работать, а работать он должен экономически обоснованно. Поэтому все программы, все проекты, связанные с развитием ледокольного флота, мы должны за этим столом обсуждать и иметь от вас одобрение», — генеральный директор Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» Алексей Лихачев.

«Вопросы, связанные с организацией морского движения, плавания в акватории СМП (Северного морского пути. – Ред.), — здесь очень важно, во-первых, заставить и научить работать новые нормы закона, связанные с полномочиями «Росатома». <…> Очень важно не просто писать нормы законов, нужны еще и комфортные условия для реализации этих норм. В подавляющем случае это должен быть цифровой формат, формат единого окна. Что-то нам сделать уже удалось, в частности, сократить практически в два раза сроки выдачи разрешений, но уже со следующего года мы начнем сбор заявок и выдачу разрешений проводить через единое окно портала Госуслуги», — генеральный директор Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» Алексей Лихачев.

 

Сроки развития СМП должны соблюдаться несмотря на новые вызовы

«Мы видим почти порядка 2 трлн рублей в год, которые вкладываются в проекты, чья долгосрочная экономическая модель зависит от обеспечения круглогодичной навигации по СМП <…>. И когда мы смотрим на эти планы грузопотоков <…>, мы понимаем, что не имеем права споткнуться. И с этим связано важнейшее решение Правительства РФ этого года о консолидации полномочий по организации навигации на СМП в компании «Росатом». Президент [России Владимир Путин] на совещании по развитию Арктики однозначно высказался, чтобы время не сдвигалось вправо, и планы компаний, которые они заявляли по грузоперевозкам, были реализованы вовремя, независимо от новых вызовов, которые стоят перед нашей промышленностью, транспортниками, по импортозамещению, по технологическому суверенитету, запуску новых технологий и промышленных товаров», — Министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков.

 

Необходимы стандарты экологического сопровождения деятельности в Арктике

«В настоящее время состояние морских экосистем в акватории СМП можно оценить как нормальное, транзитное и каботажное судоходство сейчас не оказывает на них серьезного влияния. Для контроля экологической безопасности судоходства работы по экологическому мониторингу необходимо продолжать. Мероприятия 2022 года направлены на уточнение и развитие Рамочной программы экологического мониторинга, созданной на первом этапе. Все это вместе позволит задать стандарты экологического сопровождения логистической и хозяйственной деятельности в Арктике, оперативно оценивать ситуацию и принимать решения. Это важная задача, позволяющая создать нам национальный инструмент для контроля экологической безопасности, который базируется как на российском законодательстве, так и на международном праве», — исполнительный директор Центра морских исследований Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова Николай Шабалин.

 

ПРОБЛЕМЫ

Потребность в арктическом судостроении опережает его возможности

«Потребность в арктическом судостроении намного выше, чем отечественные возможности. По нашим расчетам, 132 судна необходимо для реализации всех арктических проектов, 45 – это активный флот сейчас, 32 строится и 55 еще необходимо реализовать <…>. Нужно начинать серьезную работу по новым подходам ледокольного обеспечения и новым тарифам», — специальный представитель по вопросам развития Арктики Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» Владимир Панов.

 

Ограниченные возможности для прогноза ледовой обстановки и экомониторинга

«Для гарантированной доставки грузов покупателям в условиях арктического судоходства критически важным является выбор оптимального маршрута, учитывающего текущую и прогнозную ледовую обстановку. Для этого нам потребуются спутниковые снимки с отечественных космических аппаратов дистанционного зондирования Земли. В настоящее время в радиолокационном диапазоне доступны исключительно иностранные снимки из открытых источников. Таких снимков мало, они крайне редко затрагивают наиболее сложные и необходимые нам участки акватории СМП. Требуется группировка российских космических аппаратов дистанционного зондирования Земли, работающих в оптическом инфракрасном и радиолокационном диапазонах, обеспечивающих необходимое разрешение снимков», — заместитель председателя правления ПАО «НОВАТЭК» Евгений Амбросов.

«Программы экологического мониторинга в акватории СМП прошлого года были сфокусированы либо на отдельных компонентах, либо на отдельных лицензированных участках и были ведомственно разрозненны. Интегральная единая оценка СМП как единого инфраструктурного проекта, а это огромный и очень важный инфраструктурный проект, отсутствовала. Недостаточность публичных данных позволяла критиковать проект, обвинять его с ходу в экологической небезопасности, рискованности. Принципиальная наша миссия —– научное обоснование подходов по экологической безопасности с привлечением лучших научных практик российских экспертов и международного сообщества», — исполнительный директор Центра морских исследований Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова Николай Шабалин.

 

РЕШЕНИЯ

Развитие наблюдательной сети и новые сервисы позволят улучшить качество прогнозов

«Основная метрика нашей работы – это оправдываемость автоматизированных ледовых прогнозов. К концу 2024 года при сохранении финансирования она составит не менее 90% в режиме онлайн. Качество прогнозов определяется качеством исходных данных. Именно поэтому необходимо развивать инфраструктуру наблюдательной сети, модернизировать прибрежную сеть, устанавливать гидрометеорологические буи и оборудовать суда бортовыми измерительными комплексами. И, безусловно, развивать космическую составляющую… Всего планируем закупить и установить до конца 2024 года 68 [дрейфующих гидрометеорологических] буев», — заместитель руководителя Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) Дмитрий Зайцев.

«Сегодня на орбите Земли эксплуатируется гидрометеорологический спутник “Арктика-М №1”. До конца 2023 года планируется запустить еще четыре спутника типа “Кондор”, “Обзор” и “Арктика-М №2”. Помимо высокого качества получаемых данных, запуск аппаратов снизит зависимость от иностранных провайдеров. Еще дополнительные семь спутников обеспечат стабильное функционирование группировки до 2035 года», — заместитель руководителя Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) Дмитрий Зайцев.

«В этом году мы запускаем новые [цифровые] сервисы. Это и контроль загрязнений, и расчет интегральной судовой нагрузки, и определение факторов беспокойства, и расчет углеродного следа всех судов на акватории СМП. В данном проекте мы находимся в плотном диалоге с Минприроды и “Росатомом”. Продолжаются экспедиционные работы по трассе СМП в том же объеме. Станции расставлены по СМП с учетом мнений экспертного сообщества. Отходим от концепции эпизодического мониторинга», — исполнительный директор Центра морских исследований Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова Николай Шабалин.

 

Подробнее читайте в Информационно-аналитической системе Фонда Росконгресс www.roscongress.org

Читайте также