4 сентября 2024

Мировая торговля: инструмент развития, а не давления

Экономика России находится на пороге значительных преобразований. Идет процесс переориентации торговой политики в пользу дружественных стран, что требует не только стратегических решений, но и практических шагов. Приоритетом становятся развитие логистической инфраструктуры, освоение новых ниш экономики, создание альтернативных платежных систем, решение вопросов сертификации. Особое внимание уделяется масштабированию существующих и созданию новых рынков для поддержки экспорта, к таким выводам пришли участники сессии «Мировая торговля: инструмент развития, а не давления», которая состоялась в рамках Восточного экономического форума.

 

КЛЮЧЕВЫЕ ВЫВОДЫ

 

России удалось освоить новые ниши мирового рынка и масштабировать меры поддержки экспортеров

«Россия научилась диверсифицировать свой ассортимент несырьевого и неэнергетического экспорта — кроме металла, труб и химии мы еще многое умеем экспортировать. Если говорить про ниши — это и продовольствие, и машинотехническая продукция, где во многих отраслях мы являемся лидерами, химия высоких переделов и уже готовая продукция. Поэтому ниш стало гораздо больше. У нас стало гораздо больше компаний, которые осознали себя как экспортеры в новых отраслях», — генеральный директор АО «Российский экспортный центр» Вероника Никишина.

«Первое, что, как нам кажется, нам удалось сделать — это сохранить инфраструктуру институтов развития, институтов поддержки экспорта. Это в первую очередь, конечно, группа российского экспортного центра, это ВЭБ, это различные институты, которые поддерживают экспортера на разных этапах его жизненного цикла. И не просто сохранить, но и масштабировать», — статс-секретарь — заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации Роман Чекушов.

 

Развитие международной торговли требует новой транспортной инфраструктуры

«Для того чтобы поддерживать и развивать международную торговлю, требуются навыки и компетенции, которые должны развиваться в течение десятилетий. <…> Нужна система транспорта, нужна система разработки и развития новых коридоров, транспортных коридоров, коридоров доставки, чтобы объединить весь рынок Индии с другими странами в азиатском регионе, через сеть транспортных коридоров, портов, через развитие высокоскоростных трасс», — Чрезвычайный и Полномочный посол Республики Индия в Российской Федерации Винай Кумар.

«Мы видим очень большой потенциал по реализации нашей продукции в Индии. К сожалению, пока не видим устойчивой схемы поставки туда для нас. Но, опять же, мы сейчас видим эти усилия, которые делают наши партнеры, и участвуем в этом», — президент ПАО «Сегежа Групп» Александр Крещенко.

 

ПРОБЛЕМЫ

 

Санкционное давление на Россию

«Количество рестрикций, барьеров, ограничений вырастает по мере того, как нарастают структурные дисбалансы в мировой экономике. Но Россию это касается больше, чем любую другую страну, потому что в отношении нас и нашего продовольствия, как это ни странно звучит, введено невиданное количество санкций. <…> В отношении другой продукции введены заградительные пошлины, то есть фактически для наших продовольственных товаров рынки Евросоюза или Соединенных Штатов закрыты. Естественно, это побуждает нас более активно заниматься донастройкой, перенастройкой своей работы», — заместитель Министра сельского хозяйства Российской Федерации Сергей Левин.

 

Отсутствие единых систем платежей и сертификации для международной торговли

«Для того, чтобы развивать межстрановую кооперацию, по крайней мере в нашей области, нам нужны понятные системы прохождения платежей. <…> Помимо нее, очень важный момент — это признание и гармонизация различных отраслевых регламентов, система сертификации производственных цепочек. На мой взгляд, целесообразно разработать единую систему сертификации природопользования взамен ушедших FSC, европейских систем, которые будут разработаны исходя из наших открытых потребностей на платформах БРИКС, например», — президент ПАО «Сегежа Групп» Александр Крещенко.

«Речь идет и о механизмах по замене SWIFT, здесь уже упоминалось, что такая работа в рамках БРИКС идет, в том числе выстраивание альтернативных существующим платежных систем. В частности, о том, чтобы максимально использовать инструменты, привязанные к товарам, которые способны выполнять функции мер стоимости, средства обмена и сохранения ценностей. То есть о так называемых дуальных товарах, — это и металлы, в том числе редкоземельные, зерно, энергоносители», — президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин.

 

РЕШЕНИЯ

 

Переход на национальные валюты, создание альтернативной платежной системы и внимание к цифровым технологиям

«Нужно максимально обеспечивать переход на национальные валюты, нужно использовать возможности агентской инфраструктуры, а бизнесу — максимально интегрироваться в цифровые решения. Чем быстрее мы начнем это делать, тем быстрее стабильность этих расчетов [по альтернативным SWIFT платежным системам. — Ред.] будет обеспечена», — статс-секретарь — заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации Роман Чекушов.

«Мы изначально при формировании федерального проекта «Экспорт продукции АПК», экспортной стратегии аграрной отрасли исходили из того, что на западных рынках нас не очень ждут. Поэтому мы закладывали в качестве основного ориентира страны Юго-Восточной Азии, Южной Азии, страны Африки, то есть те рынки, которые сегодня являются рынками дружественных стран», — заместитель Министра сельского хозяйства Российской Федерации Сергей Левин.

 

Развитие логистики в регионах Дальнего Востока

«Рядом с портом Корсаков находится супераэропорт, где в следующем году сдается суперполоса для самолетов всех типов, всепогодная. Мы предлагаем сделать хаб, где будет и глубоководный порт-убежище, и большой аэропорт с большим аэровокзалом, способным принимать по пять миллионов пассажиров в год. Уже китайские партнеры предлагают сотрудничество, с тем чтобы через этот авиационный порт осуществлялись грузовые перевозки, и они же с нами ведут переговоры по поводу того, чтобы вместе с компанией «Дело» заниматься морской логистикой», — губернатор Сахалинской области Валерий Лимаренко.

«Если говорить о Севморпути, безусловно, нам не обойтись без хабов на побережье Северного Ледовитого океана. <…> Нужно выстраивать транспортно-логистическую цепь, исходя из конкурентных преимуществ каждого из регионов Дальнего Востока», — президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин.

 

*Материал подготовлен с использованием искусственного интеллекта

 

Подробнее читайте в Информационно-аналитической системе Фонда Росконгресс www.roscongress.org.

Читайте также