12 сентября 2023

Логистика будущего: инфраструктура как исходная точка евразийской интеграции

КЛЮЧЕВЫЕ ВЫВОДЫ

Разворот российской внешней торговли нужно поддержать развитием транспортной инфраструктуры

«Развитие транспортной инфраструктуры с самого начала образования Евразийского союза было в числе приоритетов наших пяти стран. <…> В частности, по оценкам ЕЭК, рост инвестиций в инфраструктуру на 1% от ВВП дает дополнительный прирост производства в размере от 2% до 5%», — президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин.

 

«Мы уже фиксируем, что разворот нашей внешней торговли на восток состоялся. В этом году за семь месяцев грузооборот в торговле со странами Азии составил 420 млн тонн стоимостью 275 млрд долларов. То есть рост по грузообороту — 45% по сравнению с прошлым годом, по товарообороту — 22%», — временно исполняющий обязанности руководителя Федеральной таможенной службы Руслан Давыдов.

 

«Мы должны понять, что экономика там, на востоке, что мы одна команда, что мы должны вместе работать, развиваться опережающими темпами, а не конкурировать друг с другом. Конкуренты у нас находятся за рубежом», — губернатор Кемеровской области — Кузбасса Сергей Цивилев.

 

Россия накопила достаточный опыт и мощности для реализации инфраструктурных проектов

«Мы дороги строим и ремонтируем с опережением. С точки зрения организации мы набрали сил, все мощности, и готовы сделать рывок. Мы готовы прирасти на 20–30% плюсом, нужны только политические решения и финансы», — заместитель председателя Правительства Российской Федерации Марат Хуснуллин.

 

«Мы за последние два года существенно нарастили свои мощности, в принципе от года к году мы удваиваем объем выполненных работ», — генеральный директор группы компаний «1520» Алексей Крапивин.

 

«Я считаю, что у нас есть база, для того чтобы привлекать все необходимые средства, в том числе от азиатских, ближневосточных партнеров. У нас есть примеры успешных проектов, где это было сделано. Этот опыт надо еще более активно тиражировать», — генеральный директор Российского фонда прямых инвестиций Кирилл Дмитриев.

 

Существующие объемы грузоперевозок показывают перспективы увеличения

«Мы на сегодня сформировали проект программы. Мы видим горизонт уже до 2030 года с увеличением объемов перевозов до 210 млн тонн по сечениям Комсомольск — Волочаевка и до 255 млн тонн к 2032 году, с учетом того, что там есть искусственные барьерные сооружения, срок строительства которых составляет порядка семи-восьми лет», — заместитель генерального директора ОАО «Российские железные дороги» Андрей Макаров.

 

«Мы строим железные дороги уже более десяти лет. Я еще не видел ни одного объекта, по которому не достигался бы плановый показатель провоза грузов. Очень много идет дискуссий, будет ли объем. Я уверен, что он будет», — генеральный директор группы компаний «1520» Алексей Крапивин.

 

«Мы считаем, что этот грузопоток необходимо оценивать по мощностям портов, которые уже реализованы. <…> Огромные цифры для экономики, безусловно, огромные цифры потенциала экономики экспорта и импорта», — генеральный директор ООО «Универсальная логистика» Ирина Ольховская.

 

ПРОБЛЕМЫ

Реализация крупных инфраструктурных проектов требует серьезного финансирования

«У нас сейчас ослаблены возможности использования ресурсов международных крупных банков, в частности, Нового банка развития БРИКС, Азиатского банка инфраструктурных инвестиций, которые отказались от реализации новых проектов на территории нашей страны, ссылаясь на возможность вторичных санкций», — резидент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин.

 

«Надо решать вопрос финансирования. Мы можем рассказывать сколько угодно про инфраструктуру. Мы, конечно, какие-то определенные средства вкладываем напрямую из бюджета, за что огромное спасибо нашему Президенту, у нас действительно увеличился объем вложения средств. Но, чтобы кардинально ситуацию поменять, конечно, нужны другие источники и другой объем средств», — заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Марат Хуснуллин.

 

«Надо и бюджетные средства вкладывать, и искать внебюджетные. Для внебюджетных средств очень важно быть креативными с точки зрения создания доходной модели. Безусловно, вовлекать пенсионные средства, вовлекать средства суверенных фондов, вести такую комплексную работу», — генеральный директор Российского фонда прямых инвестиций Кирилл Дмитриев.

 

«Наверное, государству не надо жалеть денег на то, чтобы обеспечить дальнейший рост грузооборота. Как таможенники мы видим, что резервы здесь, конечно, огромные», — временно исполняющий обязанности руководителя Федеральной таможенной службы Руслан Давыдов.

 

РЕШЕНИЯ

Строительство инфраструктуры опережающими темпами

«Международные транспортные коридоры, на наш взгляд, должны выступать факторами комплексного пространственного развития Евразийского экономического союза и укрепления экономической кооперации. <…> Мы считаем, что бизнес в состоянии ставить достаточно амбициозные цели, даже более амбициозные, нежели национальные правительства», — президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин.

 

«Инфраструктура должна строиться опережающими темпами. Все, решение принято. Вот эти риски — будут или не будут грузы — государство должно взять на себя. Государство должно обеспечить полностью необходимыми средствами, дать условия для работы <…> и контролировать четко по срокам», — губернатор Кемеровской области — Кузбасса Сергей Цивилев.

 

Развитие автомобильных путей сообщения при комплексном подходе к расширению дорожной сети

«Считаю, что в сегодняшней ситуации для нас наибольший приоритет — это автомобильные дороги. Потому что они по факту есть, но вопрос в том, насколько быстро мы их приведем в порядок. <…> Понятно, что мы на автомобильных дорогах сырье не повезем. Сырье мы можем везти только железнодорожным транспортом, — я имею в виду уголь, руду. Конечно, надо развивать железные дороги. Но сейчас быстрое решение — автомобильные дороги», — заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Марат Хуснуллин.

 

«Автомобильный транспорт — это очень быстрый рывок. Но в железной дороге тоже есть быстрые победы», — генеральный директор ООО «Универсальная логистика» Ирина Ольховская.

 

«Комплексный план модернизации инфраструктуры и интеграционные процессы — это очень важно. Нужно развивать все виды транспорта. Смотреть, где действительно у нас быстрые победы, где наименьшие инвестиции нужны», — председатель совета директоров ГК «Дело» Сергей Шишкарев.

 

Подробнее читайте в Информационно-аналитической системе Фонда Росконгресс www.roscongress.org.

 

 

 

 

Читайте также