12 сентября 2023
КЛЮЧЕВЫЕ
ВЫВОДЫ
Разворот российской внешней торговли нужно
поддержать развитием транспортной инфраструктуры
«Развитие
транспортной инфраструктуры с самого начала образования Евразийского союза было
в числе приоритетов наших пяти стран. <…> В частности, по оценкам ЕЭК,
рост инвестиций в инфраструктуру на 1% от ВВП дает дополнительный прирост
производства в размере от 2% до 5%», — президент
Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин.
«Мы
уже фиксируем, что разворот нашей внешней торговли на восток состоялся. В этом
году за семь месяцев грузооборот в торговле со странами Азии составил 420 млн
тонн стоимостью 275 млрд долларов. То есть рост по грузообороту — 45% по
сравнению с прошлым годом, по товарообороту — 22%», — временно исполняющий
обязанности руководителя Федеральной таможенной службы Руслан Давыдов.
«Мы
должны понять, что экономика там, на востоке, что мы одна команда, что мы
должны вместе работать, развиваться опережающими темпами, а не конкурировать
друг с другом. Конкуренты у нас находятся за рубежом», — губернатор Кемеровской
области — Кузбасса Сергей Цивилев.
Россия накопила достаточный опыт и
мощности для реализации инфраструктурных проектов
«Мы дороги строим и ремонтируем с опережением. С точки зрения
организации мы набрали сил, все мощности, и готовы сделать рывок. Мы готовы
прирасти на 20–30% плюсом, нужны только политические решения и финансы», —
заместитель председателя Правительства Российской Федерации Марат Хуснуллин.
«Мы
за последние два года существенно нарастили свои мощности, в принципе от года к
году мы удваиваем объем выполненных работ», — генеральный директор группы
компаний «1520» Алексей Крапивин.
«Я считаю, что у нас есть база, для того чтобы привлекать все
необходимые средства, в том числе от азиатских, ближневосточных партнеров. У
нас есть примеры успешных проектов, где это было сделано. Этот опыт надо еще
более активно тиражировать», — генеральный директор Российского фонда прямых
инвестиций Кирилл Дмитриев.
Существующие объемы грузоперевозок
показывают перспективы увеличения
«Мы
на сегодня сформировали проект программы. Мы видим горизонт уже до 2030 года с
увеличением объемов перевозов до 210 млн тонн по сечениям Комсомольск —
Волочаевка и до 255 млн тонн к 2032 году, с учетом того, что там есть
искусственные барьерные сооружения, срок строительства которых составляет
порядка семи-восьми лет», — заместитель генерального директора ОАО «Российские
железные дороги» Андрей Макаров.
«Мы
строим железные дороги уже более десяти лет. Я еще не видел ни одного объекта,
по которому не достигался бы плановый показатель провоза грузов. Очень много
идет дискуссий, будет ли объем. Я уверен, что он будет», — генеральный директор
группы компаний «1520» Алексей Крапивин.
«Мы
считаем, что этот грузопоток необходимо оценивать по мощностям портов, которые
уже реализованы. <…> Огромные цифры для экономики, безусловно, огромные
цифры потенциала экономики экспорта и импорта», — генеральный директор ООО
«Универсальная логистика» Ирина Ольховская.
ПРОБЛЕМЫ
Реализация крупных инфраструктурных
проектов требует серьезного финансирования
«У
нас сейчас ослаблены возможности использования ресурсов международных крупных
банков, в частности, Нового банка развития БРИКС, Азиатского банка
инфраструктурных инвестиций, которые отказались от реализации новых проектов на
территории нашей страны, ссылаясь на возможность вторичных санкций», — резидент
Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин.
«Надо решать вопрос финансирования. Мы можем рассказывать сколько
угодно про инфраструктуру. Мы, конечно, какие-то определенные средства
вкладываем напрямую из бюджета, за что огромное спасибо нашему Президенту, у
нас действительно увеличился объем вложения средств. Но, чтобы кардинально ситуацию
поменять, конечно, нужны другие источники и другой объем средств», —
заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Марат Хуснуллин.
«Надо
и бюджетные средства вкладывать, и искать внебюджетные. Для внебюджетных
средств очень важно быть креативными с точки зрения создания доходной модели.
Безусловно, вовлекать пенсионные средства, вовлекать средства суверенных
фондов, вести такую комплексную работу», — генеральный директор Российского
фонда прямых инвестиций Кирилл Дмитриев.
«Наверное,
государству не надо жалеть денег на то, чтобы обеспечить дальнейший рост
грузооборота. Как таможенники мы видим, что резервы здесь, конечно, огромные», —
временно исполняющий обязанности руководителя Федеральной таможенной службы
Руслан Давыдов.
РЕШЕНИЯ
Строительство инфраструктуры
опережающими темпами
«Международные
транспортные коридоры, на наш взгляд, должны выступать факторами комплексного
пространственного развития Евразийского экономического союза и укрепления
экономической кооперации. <…> Мы считаем, что бизнес в состоянии ставить
достаточно амбициозные цели, даже более амбициозные, нежели национальные
правительства», — президент Российского союза промышленников и предпринимателей
Александр Шохин.
«Инфраструктура
должна строиться опережающими темпами. Все, решение принято. Вот эти риски —
будут или не будут грузы — государство должно взять на себя. Государство должно
обеспечить полностью необходимыми средствами, дать условия для работы <…>
и контролировать четко по срокам», — губернатор Кемеровской области — Кузбасса
Сергей Цивилев.
Развитие автомобильных путей сообщения
при комплексном подходе к расширению дорожной сети
«Считаю, что в сегодняшней ситуации для нас наибольший приоритет — это
автомобильные дороги. Потому что они по факту есть, но вопрос в том, насколько
быстро мы их приведем в порядок. <…> Понятно, что мы на автомобильных
дорогах сырье не повезем. Сырье мы можем везти только железнодорожным
транспортом, — я имею в виду уголь, руду. Конечно, надо развивать железные
дороги. Но сейчас быстрое решение — автомобильные дороги», — заместитель Председателя
Правительства Российской Федерации Марат Хуснуллин.
«Автомобильный
транспорт — это очень быстрый рывок. Но в железной дороге тоже есть быстрые
победы», — генеральный директор ООО «Универсальная логистика» Ирина Ольховская.
«Комплексный
план модернизации инфраструктуры и интеграционные процессы — это очень важно.
Нужно развивать все виды транспорта. Смотреть, где действительно у нас быстрые
победы, где наименьшие инвестиции нужны», — председатель совета директоров ГК
«Дело» Сергей Шишкарев.
Подробнее
читайте в Информационно-аналитической системе Фонда Росконгресс www.roscongress.org.