3 сентября 2024
Развитие международных транспортных коридоров в России
позволит в разы увеличить грузопоток, способствуя росту экономики и мобильности
населения. Расширение инфраструктуры за счет новых альтернативных маршрутов в
идеале должно предупреждать запросы рынка. Параллельно необходимо ликвидировать
дефицит транспорта на железной дороге, водных путях и в авиации. Наиболее
эффективно эти задачи можно решать, привлекая частных инвесторов. К таким
выводам пришли участники сессии «Логистическая связанность России. Влияние
состояния транспортных коридоров на экономическое развитие», которая состоялась
в рамках Восточного экономического форума.
КЛЮЧЕВЫЕ ВЫВОДЫ
Нужно задействовать
все направления развития транспортной инфраструктуры
«Нельзя зацикливаться на каком-то одном направлении. Все это
капиталоемко, требует вложений. Конечно, одна компания РЖД с этим не справится,
то есть это должно [обеспечиваться. — Ред.]
совместно — возможно, какие-то новые виды партнерства. Но развитие
инфраструктуры должно быть по всем направлениям», — генеральный директор АО
«Институт экономики и развития транспорта» Ирина Магнушевская.
«В долгосрочной перспективе для
сглаживания неравномерности развития инфраструктуры требуется подход к развитию
транспортного потенциала России в целом, не только на Дальнем Востоке. Помимо
всего прочего, тут должна быть кооперация между основными участниками
логистической отрасли и государством по поиску альтернатив», — первый
заместитель генерального директора по стратегии и развитию ГК «Дело» Александр
Иодчин.
Нужна совместная
работа государства с частными инвесторами
«Где наиболее эффективно происходит
рост? Там, где частный собственник. Мы должны создавать условия для того, чтобы
приходили частные собственники. Дать им максимальную возможность, чтобы они участвовали»,
— Председатель комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской
Федерации по экономической политике Андрей Кутепов.
«Каждая из предложенных альтернатив
[Дальнему Востоку. — Ред.], включая и
Север — Юг, требует решения ряда вопросов, требует устранения „бутылочных
горлышек“. И здесь как раз необходима кооперация между рыночными игроками и
государством», — первый заместитель генерального директора по стратегии и
развитию ГК «Дело» Александр Иодчин.
ПРОБЛЕМЫ
Неэффективное
использование водного транспорта
«Водные пути не особо эффективно
используются. В 60–70-е годы, когда у нас были возможности больше использовать
судоходный флот, они использовались наиболее эффективно», — Председатель
комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по
экономической политике Андрей Кутепов.
Нехватка железных
дорог на Восточном полигоне и дефицит средств на содержание автомобильных
«Безусловно, восточное направление —
самое дефицитное. Все толкаемся, все грузоотправители, не все грузы можем
провезти, что заявляют», — Первый заместитель Министра транспорта Российской
Федерации Валентин Иванов.
«Федеральные дороги из-за того, что
в последние годы снижаются нормативы их содержания, ухудшаются. В Якутии
впервые этим летом останавливали движение по федеральным дорогам из-за того,
что машины не могли проехать», — глава Республики Саха (Якутия) Айсен Николаев.
Недостаточная
операционная эффективность железнодорожных перевозок
«На всех направлениях РЖД
наблюдаются дефициты погружного состава, бросания. Это по 10–20 дней простоя.
Соответственно, увеличение срока оборота вагонов. <…> Операционная
эффективность страдает. У нас в одну сторону едут заполненные объемом поезда,
обратно — пустые», — заместитель генерального директора по работе с государственными
органами ОАО «УГМК» Михаил Юрчук.
Обострение дефицита
пропускной способности железных дорог из-за возведения новой инфраструктуры
«Чем больше строим [железнодорожной
инфраструктуры. — Ред.], тем больше
мы вынуждены ограничивать нормальную жизнедеятельность дороги. Больше окон,
больше ограничений для подвозки материалов и так далее», — Первый заместитель
Министра транспорта Российской Федерации Валентин Иванов.
РЕШЕНИЯ
Смещение акцента с
модернизации имеющейся инфраструктуры на создание новой
«Самое главное, о чем нужно говорить сейчас, что все — мы их
так называем — легкие строительные мероприятия завершены, инфраструктура
требует более существенных капитальных вложений. Это уже создание новых линий.
Не продолжение и не модернизация, а именно создание новых линий», — генеральный
директор АО «Институт экономики и развития транспорта» Ирина Магнушевская.
«Не хватает операционной
эффективности, трансформации, расшивки этих узких мест, потому что объем
большой. Страна большая, грузопоток тоже, номенклатура разная. Важно
прорабатывать альтернативные графики, смотреть обходные маршруты», —
заместитель генерального директора по работе с государственными органами ОАО
«УГМК» Михаил Юрчук.
Переход от реактивных
действий к проактивным
«Минтранс совместно с
Минэкономразвития активно реализует информационную систему
транспортно-экономического баланса. Это прогнозирование грузопотоков,
межрегиональных коммуникаций и перевозок между регионами и странами.
Накладываем эти прогнозы (они делаются на 10–15 лет вперед) на ту
инфраструктуру, которая у нас есть, с учетом объемов внутренних перевозок, с
учетом увеличения пропускных способностей в тех планах, которые есть. Это
позволяет не сейчас смотреть, где у нас появляются проблемные точки, а
заглянуть с учетом всех прогнозов на 10–15 лет вперед», — Первый заместитель
Министра транспорта Российской Федерации Валентин Иванов.
«Многие проекты, кажущиеся на первых
порах невостребованными или преждевременными, на самом деле оказываются и
востребованные, и окупаемые, и создают много бизнеса вдоль дороги, ну и,
соответственно, развивают экономику», — член правления Банка ВТБ (ПАО) Виталий
Сергейчук.
Снижение ключевой
ставки для расширения инвестиций в инфраструктуру
«Ставка должна быть маленькая.
Потому что при текущей ставке проще всю стройку остановить, положить деньги на
депозит — тебе хватит и на зарплаты, и на бонусы, и акционерам. <…>
Ставка душит инвестпланирование и дальнейшее развитие», — заместитель
генерального директора по работе с государственными органами ОАО «УГМК»
Михаил Юрчук.
* Материал подготовлен с использованием искусственного
интеллекта.
Подробнее читайте в Информационно-аналитической системе
Фонда Росконгресс www.roscongress.org.