4 сентября 2019

Культурные люди — реализация проектов по повышению интеллектуального и культурного уровня образования

КЛЮЧЕВЫЕ ВЫВОДЫ

Россия занимает ведущие позиции в сфере творческого образования

«Россия — это одна из стран, которая занимает реально ведущие, лидирующие позиции в мире в области образования в искусстве. Наши консерватории устойчиво входят в число лучших консерваторий мира. Наши художественные учебные заведения, наши художественные заведения тоже всегда занимают топовые позиции», — Ольга Голодец, заместитель Председателя Правительства Российской Федерации.

Образовательная деятельность становится важнейшей функцией организаций культуры

«Людям больше недостаточно прийти в музей, увидеть что-то, представленное на стенах <…> Сейчас и в России, и во всем мире образовательные проекты, образовательная деятельность начинают действительно выходить на первый план. Ты не можешь быть успешным музеем, если твои образовательные программы не интересны и не обращены к самому широкому кругу людей», — Зельфира Трегулова, генеральный директор ФГБУК «Всероссийское музейное объединение «Государственная Третьяковская галерея».

Поддержка проектов в сфере культуры имеет позитивный социальный эффект

«За 2 года мы поддержали тысячу проектов на уже довольно большую сумму, там порядка 3 млрд, и этот сегмент растет», — Иннокентий Дементьев, заместитель генерального директора Фонда президентских грантов.

«Госкорпорация “Ростех” поддерживает большое количество социальных проектов, как федеральных, так и региональных <…> Проект творческого индустриального кластера “Октава” был открыт в 2017 году. Интересный проект именно государственно-частного партнерства <…> В рамках кластера мы работаем как с контентом, так и с контекстом. На территории открыто большое количество объектов: это первый Музей станка в России, который через аналоговые формы и через мультимедийный контент рассказывает, по сути, про всю историю индустриальности», — Ольга Пивенко, заместитель директора по особым поручениям Государственной корпорации “Ростех”».

«Если вы хотите увидеть, как может союз культуры и бизнеса менять мир, менять Россию, менять территории, просто съездите однажды в город Выкса Нижегородской области, где уже много лет реализуется фестиваль “Арт-овраг”. И вот, за 8 лет реализации этого проекта там не то что появились новые произведения искусства, они много где есть — уровень преступности снизился, средний возраст жителей увеличился, отток практически прекратился», — Вадим Ковалев, первый заместитель исполнительного директора Ассоциации менеджеров России.

 

ПРОБЛЕМЫ

Неравномерность территориального развития в сфере культуры

«В рамках национальных проектов у нас есть очень серьезная задача. Мы, к сожалению, развивались очень долго по принципу двух реально центров — Москва и Санкт-Петербург. И наша задача сейчас — изменить географию серьезных культурных центров. И то, что такие центры сейчас возникают здесь во Владивостоке, в Севастополе, в Калининграде, в Кемерово, и они дополняют те центры, которые есть у нас в центре России, в Сибири — это Новосибирск, Екатеринбург, Самара, Нижний Новгород и так далее, это будет замечательно. Это будут наши точки роста», — Ольга Голодец, заместитель Председателя Правительства Российской Федерации.

Недостаточная доступность творческого образования

«Наша задача — увеличить доступность образования в сфере культуры, прежде всего, для детей и молодежи <…> Театры, музеи сегодня открывают новую программу для обучения детей дошкольного и школьного возраста», — Ольга Голодец, заместитель Председателя Правительства Российской Федерации.

«Мы столкнулись с тем, что обеспечение учебными материалами и музыкальными инструментами в удаленных населенных пунктах не осуществлялось с 80-х годов. И на это в национальном проекте культуры заложено 9 млрд рублей, из которых 8 млрд 280 млн — это только федеральный бюджет», — Павел Степанов, заместитель Министра культуры Российской Федерации.

 

РЕШЕНИЯ

Совершенствование методик образования в сфере культуры

«Очень важно педагогические кадры взращивать, к ним относиться внимательно и способствовать тому, чтобы их профессиональный уровень постоянно рос <…> На сегодняшний день на основе принципа непрерывности образования до 2024 года планируется создать 15 центров непрерывного образования и в них повысить квалификацию 200 тысяч работников отрасли из всех субъектов Российской Федерации», — Павел Степанов, заместитель Министра культуры Российской Федерации.

«Мы выработали некие ноу-хау, которыми готовы делиться. Именно поэтому мы подписали с истфаком МГУ год назад соглашение о том, что совместно с историческим отделением МГУ мы разрабатываем специальную магистерскую программу на два года. Таким образом, в очень яркой, живой форме мы рассказываем им о новых профессиях, которые возникли в музее, профессиях, связанных с современным учетом и хранением, с использованием мультимедийных технологий, с маркетингом и пиаром, с фандрайзингом», — Зельфира Трегулова, генеральный директор ФГБУК «Всероссийское музейное объединение “Государственная Третьяковская галерея”».

Господдержка культурных проектов

«Мне бы хотелось сказать о той помощи, о тех инвестициях, которые сегодня делает Фонд президентских грантов. Это большая поддержка нашего проекта <…> “Якутская биеннале современного искусства” <…> Этот биеннале родился для того, чтобы оживить городские площадки <…> И действительно, большой толчок получило волонтерское движение, прекрасный арт-объект был создан под Якутском», — Ася Габышева, учредитель фонда развития Национального художественного музея Республики Саха (Якутия).

«Если мы хотим говорить, и очень правильно говорили, об объеме, о том, чтобы вовлекать в эту историю не только столичные города, а вовлекать в эту историю российские города, то, конечно, здесь необходима помощь государства или помощь коммерческих структур, спонсорских. Но здесь другая история, чтобы это не превратилось в бесконечное прошение денег на мероприятие, потому что мероприятие все равно должно быть востребовано, а зритель голосует так или иначе билетом, и когда эта мотивация получить зрителя и мотивация, чтобы на твое представление покупались билеты, теряется, и мы просто начинаем постоянно ходить и отчитываться представлением, а не качеством представления, то, мне кажется, это неправильно», — Илья Авербух, российский фигурист, заслуженный мастер спорта России; основатель, генеральный директор продюсерской компании «Илья Авербух».

Популяризация культуры

«У вас же такая богатейшая история культуры! У нас, американцев, только 200 лет культуры, но у вас совершенно другая история, поэтому нужно это рассказывать с точки зрения людей, через сердца людей. У вас столько всего: и такие глубинные конфликты, и потрясающие романтические истории, и социальные конфликты», — Марта Де Лаурентис, продюсер кино и телевидения; президент De Laurentiis Company.

Подробнее читайте в Информационно-аналитической системе Росконгресс www.roscongress.org

Читайте также