4 сентября 2019
КЛЮЧЕВЫЕ
ВЫВОДЫ
Россия
занимает ведущие позиции в сфере творческого образования
«Россия — это одна из
стран, которая занимает реально ведущие, лидирующие позиции в мире в области
образования в искусстве. Наши консерватории устойчиво входят в число лучших
консерваторий мира. Наши художественные учебные заведения, наши художественные
заведения тоже всегда занимают топовые позиции», — Ольга Голодец, заместитель
Председателя Правительства Российской Федерации.
Образовательная
деятельность становится важнейшей функцией организаций культуры
«Людям больше
недостаточно прийти в музей, увидеть что-то, представленное на стенах <…>
Сейчас и в России, и во всем мире образовательные проекты, образовательная
деятельность начинают действительно выходить на первый план. Ты не можешь быть
успешным музеем, если твои образовательные программы не интересны и не обращены
к самому широкому кругу людей», — Зельфира Трегулова, генеральный директор
ФГБУК «Всероссийское музейное объединение «Государственная Третьяковская
галерея».
Поддержка
проектов в сфере культуры имеет позитивный социальный эффект
«За 2 года мы поддержали
тысячу проектов на уже довольно большую сумму, там порядка 3 млрд, и этот
сегмент растет», — Иннокентий Дементьев, заместитель генерального директора
Фонда президентских грантов.
«Госкорпорация “Ростех”
поддерживает большое количество социальных проектов, как федеральных, так и
региональных <…> Проект творческого индустриального кластера “Октава” был
открыт в 2017 году. Интересный проект именно государственно-частного
партнерства <…> В рамках кластера мы работаем как с контентом, так и с
контекстом. На территории открыто большое количество объектов: это первый Музей
станка в России, который через аналоговые формы и через мультимедийный контент
рассказывает, по сути, про всю историю индустриальности», — Ольга Пивенко,
заместитель директора по особым поручениям Государственной корпорации
“Ростех”».
«Если вы хотите увидеть,
как может союз культуры и бизнеса менять мир, менять Россию, менять территории,
просто съездите однажды в город Выкса Нижегородской области, где уже много лет
реализуется фестиваль “Арт-овраг”. И вот, за 8 лет реализации этого проекта там
не то что появились новые произведения искусства, они много где есть — уровень
преступности снизился, средний возраст жителей увеличился, отток практически
прекратился», — Вадим Ковалев, первый заместитель исполнительного директора
Ассоциации менеджеров России.
ПРОБЛЕМЫ
Неравномерность
территориального развития в сфере культуры
«В рамках национальных
проектов у нас есть очень серьезная задача. Мы, к сожалению, развивались очень
долго по принципу двух реально центров — Москва и Санкт-Петербург. И наша
задача сейчас — изменить географию серьезных культурных центров. И то, что
такие центры сейчас возникают здесь во Владивостоке, в Севастополе, в
Калининграде, в Кемерово, и они дополняют те центры, которые есть у нас в
центре России, в Сибири — это Новосибирск, Екатеринбург, Самара, Нижний
Новгород и так далее, это будет замечательно. Это будут наши точки роста», —
Ольга Голодец, заместитель Председателя Правительства Российской Федерации.
Недостаточная
доступность творческого образования
«Наша задача — увеличить
доступность образования в сфере культуры, прежде всего, для детей и молодежи
<…> Театры, музеи сегодня открывают новую программу для обучения детей
дошкольного и школьного возраста», — Ольга Голодец, заместитель Председателя
Правительства Российской Федерации.
«Мы столкнулись с тем,
что обеспечение учебными материалами и музыкальными инструментами в удаленных
населенных пунктах не осуществлялось с 80-х годов. И на это в национальном
проекте культуры заложено 9 млрд рублей, из которых 8 млрд 280 млн — это только
федеральный бюджет», — Павел Степанов, заместитель Министра культуры Российской
Федерации.
РЕШЕНИЯ
Совершенствование
методик образования в сфере культуры
«Очень важно
педагогические кадры взращивать, к ним относиться внимательно и способствовать
тому, чтобы их профессиональный уровень постоянно рос <…> На сегодняшний
день на основе принципа непрерывности образования до 2024 года планируется
создать 15 центров непрерывного образования и в них повысить квалификацию 200
тысяч работников отрасли из всех субъектов Российской Федерации», — Павел
Степанов, заместитель Министра культуры Российской Федерации.
«Мы выработали некие
ноу-хау, которыми готовы делиться. Именно поэтому мы подписали с истфаком МГУ
год назад соглашение о том, что совместно с историческим отделением МГУ мы
разрабатываем специальную магистерскую программу на два года. Таким образом, в
очень яркой, живой форме мы рассказываем им о новых профессиях, которые
возникли в музее, профессиях, связанных с современным учетом и хранением, с
использованием мультимедийных технологий, с маркетингом и пиаром, с
фандрайзингом», — Зельфира Трегулова, генеральный директор ФГБУК «Всероссийское
музейное объединение “Государственная Третьяковская галерея”».
Господдержка
культурных проектов
«Мне бы хотелось сказать
о той помощи, о тех инвестициях, которые сегодня делает Фонд президентских
грантов. Это большая поддержка нашего проекта <…> “Якутская биеннале
современного искусства” <…> Этот биеннале родился для того, чтобы оживить
городские площадки <…> И действительно, большой толчок получило
волонтерское движение, прекрасный арт-объект был создан под Якутском», — Ася
Габышева, учредитель фонда развития Национального художественного музея
Республики Саха (Якутия).
«Если мы хотим говорить,
и очень правильно говорили, об объеме, о том, чтобы вовлекать в эту историю не
только столичные города, а вовлекать в эту историю российские города, то,
конечно, здесь необходима помощь государства или помощь коммерческих структур,
спонсорских. Но здесь другая история, чтобы это не превратилось в бесконечное
прошение денег на мероприятие, потому что мероприятие все равно должно быть
востребовано, а зритель голосует так или иначе билетом, и когда эта мотивация
получить зрителя и мотивация, чтобы на твое представление покупались билеты,
теряется, и мы просто начинаем постоянно ходить и отчитываться представлением,
а не качеством представления, то, мне кажется, это неправильно», — Илья Авербух, российский фигурист,
заслуженный мастер спорта России; основатель, генеральный директор продюсерской
компании «Илья Авербух».
Популяризация
культуры
«У
вас же такая богатейшая история культуры! У нас, американцев, только 200 лет
культуры, но у вас совершенно другая история, поэтому нужно это рассказывать с
точки зрения людей, через сердца людей. У вас столько всего: и такие глубинные
конфликты, и потрясающие романтические истории, и социальные конфликты», —
Марта Де Лаурентис, продюсер кино и телевидения; президент De Laurentiis
Company.
Подробнее читайте
в Информационно-аналитической системе Росконгресс www.roscongress.org