5 сентября 2024

Креативный каркас — 2030: развитие креативных индустрий на Дальнем Востоке

Креативная экономика стала общемировым трендом, ее доля в ВВП развитых стран приблизилась к 9%, в России — к 2,5–3%. В частности, на Дальнем Востоке из-за небольшого внутреннего рынка потребления и нехватки кадров новое в экономике направление развивается медленно. Нет также четких правовых определений в самом понятии креативной индустрии. Решением проблемы может стать работа по самоопределению регионов округа, внедрению образовательных программ, созданию реестра кадров для оказания помощи в продвижении и выходе на азиатский рынок. К таким выводам пришли участники сессии «Креативный каркас — 2030: развитие креативных индустрий на Дальнем Востоке», которая состоялась в рамках Восточного экономического форума.

 

КЛЮЧЕВЫЕ ВЫВОДЫ

 

На Дальнем Востоке показатели в креативной экономике носят пока формальный характер

«У нас недавно прошел форум креативных индустрий в Хабаровске… И у нас было несколько сессий посвящено вообще большому методологическому, математическому спору, как считать креативную экономику. У нас есть формальные показатели… Не хотелось бы никого вводить в заблуждение. Если честно, мое мнение, что на сегодня у нас такой единой принятой методики еще, наверное, нет в сообществе и в правительстве. Эта дискуссия еще ведется», — заместитель Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Эльвира Нургалиева.

«Тут нет четких определенных границ, что вообще считать креативной индустрией. Потому что создание нового авиационного двигателя — это креативная индустрия или нет? Мне кажется, да. Двигатель ПД-14 — это ноу-хау, это креативная индустрия. Поэтому на самом деле все условно здесь», — губернатор Пермского края Дмитрий Махонин.

 

Архитектура, дизайн и кино стали основными направлениями креативных индустрий в ДФО

«Мы видим большой запрос, и многие регионы определяют для себя [в качестве приоритетных. — Ред.] направления архитектуры и дизайна. Во многом это определено тем, что мы сейчас активно занимаемся мастер-планами. То есть сам рынок создания новых объектов, благоустройства территории сформировал такое предложение для тех, кто занимается урбанистикой, озеленением, дизайном в части градостроительства», — заместитель Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Эльвира Нургалиева.

«Есть наши стратегические направления развития, которые определены в стратегии социально-экономического развития региона. Это дизайн, кино, анимация, это IT-технологии, мода, развитие ремесел с точки зрения поддержки малого и среднего бизнеса в небольших территориях, в основном в сельской местности», — губернатор Пермского края Дмитрий Махонин.

 

Закон о креативных индустриях будет способствовать оказанию целевой поддержки

«Наш закон [о креативных индустриях. — Ред.] позволит губернаторам оказывать целевую поддержку. <…> Мы создаем условия для бурного роста нового сектора экономики», — первый заместитель председателя комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по экономической политике Денис Кравченко.

«Когда закон о креативных индустриях разрабатывался, я очень просил… сделать закон как можно более рамочным, чтобы оставлять простор для людей. Самое страшное, что мы можем сделать в креативных индустриях страны сегодня, — это зарегулировать процесс», — глава Республики Саха (Якутия) Айсен Николаев.

«Закон носит скорее рамочный, концептуальный характер. Я считаю, что это новелла в российском законодательстве. Мы определили целую сферу экономики и дали определение креативной экономике, креативным индустриям, креативному продукту, инфраструктуре для креативных индустрий, которая начинается с кластеров и продолжается центрами и так далее, распределили полномочия между федерацией и регионами, определили возможные форматы и меры поддержки, в том числе имущественной», — первый заместитель председателя комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по экономической политике Денис Кравченко.

 

ПРОБЛЕМЫ

 

Регионы не владеют информацией о своем креативном потенциале или недооценивают его

«Регионы часто стесняются и не осознают, каким потенциалом они обладают. <…> Огромное количество компаний, ушедших в 2022 году, формировали и рабочие места, и проекты для креативного класса. Креативный класс привык работать с большими международными брендами, а российские бренды, работающие сейчас на импортозамещении, пока не умеют использовать креативный класс для решения своих задач», — директор центра по развитию креативной экономики Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов (АСИ) Екатерина Черкес-заде.

«Слово «стесняться» должно уходить из региона как на государственном, так и на региональном уровне. <…> Надо гордиться», — главный управляющий директор, главный стратег ВЭБ.РФ Михаил Хомич.

 

РЕШЕНИЯ

 

Создание условий для образования в сфере креативной экономики

«Стараемся запускать образовательные программы в рамках всех активностей в этой сфере. В Арктическом институте культуры есть отдельные программы, в следующем году уже открывается филиал ВГИК в Хабаровске», — заместитель Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Эльвира Нургалиева.

«Мы должны создать условия, чтобы творческие люди могли свой потенциал полностью реализовать на территории республики. Для этого, конечно же, мы должны готовить людей, обучать. И это как раз та задача, которую никто, кроме государства, на себя не возьмет. <…> Объединяем наш университет Северо-Восточный [Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова (СВФУ). — Ред.] с Арктическим институтом культуры и искусства, который мы хотим постепенно преобразовать в университет креативных индустрий», — глава Республики Саха (Якутия) Айсен Николаев.

 

Вывод российской креативной продукции на азиатские рынки

«Наша ключевая ставка — это экспорт и наше приграничное расположение. Здесь на порядок ниже барьеры входа на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона, чем с продуктами реального сектора. Нашим конкурентным преимуществом [является. — Ред.] наличие связей, исторически сформированных на Дальнем Востоке с азиатским рынком: когда есть понимание, как работает экономика, какие культурные коды есть у наших соседей азиатских, что позволяет нам выходить в эту среду», — заместитель Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Эльвира Нургалиева.

 

* Материал подготовлен с использованием искусственного интеллекта.

 

Подробнее читайте в Информационно-аналитической системе Фонда Росконгресс www.roscongress.org.

 

Читайте также