4 сентября 2024
Экономика
Евразийского экономического союза (ЕАЭС) стремительно развивается на фоне
глобальных трансформаций. Активное укрепление производственных связей и
кооперации между странами региона заметно повышает устойчивость к экономическим
вызовам. Одновременно с этим совместные усилия стран БРИКС, ШОС и ЕАЭС
открывают новые возможности для развития торговли и взаимодействия. Однако недостаток
логистики и отсутствие единых транспортных коридоров усложняют международные
обмены. Для преодоления этих проблем необходимо создавать независимую платежную
платформу и аналогичные инструменты торгового финансирования. Кроме того, требуется
обновление устаревшего законодательства. К таким выводам пришли участники
сессии «Кооперация в Большой Евразии: опыт развития производственных цепочек
ЕАЭС, ШОС, БРИКС», которая состоялась в рамках Восточного экономического
форума.
КЛЮЧЕВЫЕ ВЫВОДЫ
Объединение ЕАЭС
динамично развивается
«Сегодня мы с
уверенностью можем констатировать, что Евразийский экономический союз состоялся
как эффективное интеграционное объединение. Создание союза стало результатом
совместного поиска формата и направления взаимовыгодного сотрудничества, в
рамках которого государства-члены пошли по пути объединения потенциалов
национальных экономик в интересах их устойчивого развития. Союз также показал
свою эффективность в свете новых геополитических реалий и продолжает динамично
развиваться в условиях глобальной экономической трансформации», — член Коллегии (Министр) по промышленности и
агропромышленному комплексу Евразийской экономической комиссии Гоар Барсегян.
«ЕАЭС — это не только
динамично развивающееся международное объединение, но и объединение, у которого
есть свой уникальный опыт содействия кооперации в самых разных сферах», — исполнительный
секретарь, член президиума Делового совета ЕАЭС Сергей Михневич.
Сотрудничество стран
ЕАЭС, ШОС, БРИКС обладает большим потенциалом для создания производственных
цепочек
«Участие в
региональной группе Евразийский экономический союз, ШОС и БРИКС является для
нас сигналом все более возрастающего значения экономических аспектов
сотрудничества. Подобное сотрудничество способствует торговле, региональному
развитию. Происходят изменения в продуктивном направлении, это говорит о том,
что каждая из этих групп реализует важные задачи, несмотря на сложности и
вызовы, обеспечивает реализацию того потенциала, который имеется в регионах,
обеспечивает также устойчивость в развитии своих стран», — Министр
промышленности Республики Мьянма Чарли Тан.
«В 2023
году объем международного грузопотока, который мы перевезли, 1,5 млрд [тонн — Ред.].
Из них одна треть — это международные перевозки. Это огромное количество, это
551 млн тонн, 196 млн тонн — это перевозки со странами БРИКС. Конечно, главное —
это перевозки с Китаем, с Арабскими Эмиратами, с Индией. В сообщении со
странами ЕАЭС — мы тоже поставили рекорд. Если говорить о текущем годе, за 8
месяцев мы только контейнеров перевезли 864 тысячи, а это плюс 66% к
предыдущему году. Вместе с партнерами из ЕАЭС, ШОС, БРИКС формируем
дополнительные экспортные и импортные маршруты, разрабатываем новые
логистические решения», — первый заместитель генерального директора ОАО
«Российские железные дороги» Сергей Павлов.
ПРОБЛЕМЫ
Противоречия на рынке
труда и несовершенство глобальных рынков
«Особо
выпукло можно увидеть, какие противоречия возникают по рынку труда. Кыргызстан —
один из основных поставщиков [трудовых ресурсов. — Ред.] на рынок труда России, является членом Евразийского
экономического союза, и он подчинен законам [Российской Федерации. — Ред.]. А в отношении Узбекистана и
Таджикистана нам пришлось принимать очень много законов, которые вызывают в
нашем обществе очень большой конфликт интересов между рынком труда национальным
и рынком труда региональным, тем более рынком труда глобальным. Эти
противоречия приходится решать, идя навстречу нашим жителям», — председатель
комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по
делам Содружества Независимых Государств евразийской интеграции и связям с
соотечественниками Леонид Калашников.
«В эпоху глобального
мира ни у кого не возникало сомнений, что, если что-то государству не хватает,
все можно приобрести на большом глобальном рынке, разместив заказы на заводах и
предприятиях в другом конце земного шара. Но сегодня мы живем в условиях, когда
подобного рода глобальная кооперация реализуется все сложнее. Когда мы говорим
про растущий протекционизм государства, не надо забывать, что это вынужденная
необходимость, которая порождена в том числе и внешним давлением», — заместитель
Министра экономического развития Российской Федерации (онлайн) Дмитрий Вольвач.
Влияние санкций на
экономические связи между представителями бизнеса
«Железнодорожный
транспорт — он объединяющий. Вы знаете, сколько было вызовов в текущем году, в
прошлом году, когда менялись и закрывались системы платежей. Но ни на сутки
железнодорожный транспорт не переставал работать. И все наши погранпереходы,
взаимоотношения со всеми коллегами, с которыми у нас есть железнодорожное
сообщение, подчеркиваю, со всеми, никогда не переставали работать, и работают
сейчас», — первый заместитель генерального директора ОАО «Российские железные
дороги» Сергей Павлов.
«Недобросовестная
конкуренция, диктат доллара и недружественных валют приводят к тому, что это
ограничивает возможность кооперационных и интеграционных связей, в рамках
которых осуществляет внешнеторговую и внешнеэкономическую деятельность
Российская Федерация. Это серьезный сдерживающий фактор. Мы научились за
последние годы обходить все санкции — незаконные и противоречащие
международному праву. Но это все-таки надо признать, это серьезный сдерживающий
фактор», — первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации
Федерального Собрания Российской Федерации по бюджету и финансовым рынкам Сергей
Рябухин.
РЕШЕНИЯ
Укрепить
взаимодействие между предпринимателями с помощью новых информационных платформ
«Есть
потенциал: мы должны поддерживать и расширять связи между нашими
предпринимателями и бизнесменами. Чем больше предприятий, организаций будет
участвовать в работе при поддержке скоординированных действий своих
правительств, тем в более дружелюбной среде мы можем оказаться. Мы видим, что
продвижение в плане инноваций помогает нам также лучше реализовывать потенциал,
который имеется в нашем регионе», — Министр промышленности Республики Мьянма
Чарли Тан.
«Еще одно направление
— устранение информационных разрывов, укрепление доверия между экономическими
операторами стран-участников. Речь может идти не только об обмене информацией,
создании таких информационных платформ, которые дают возможность узнать, как
устроена регуляторика по привлечению инвестиций в каждой из стран. Речь может
идти о создании совместной базы данных проектов и задач, в решении которых
заинтересованы компании наших стран. Эту информацию могли бы предоставлять
ведущие деловые объединения и такие структуры, как деловые советы ШОС, БРИКС,
ЕАЭС», — Президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр
Шохин.
Активнее обеспечивать
стабильные экономические связи между странами
«Нам вместе
нужно более активно прорабатывать вопросы создания независимой платформы для
проведения платежей. На базе БРИКС эта работа началась. Нужно понимать, что
абсолютно все субъекты предпринимательства во всех странах-членах объединений,
которые мы сегодня обсуждаем, они в этом заинтересованы. Это обеспечит
независимость торговых сделок и с точки зрения перечисления средств по данным
сделкам и с точки зрения невозможности влияния других компаний, которые не
заинтересованы в развитии нашего сотрудничества, на данные сделки», — статс-секретарь
— заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации Роман
Чекушов.
«Что нам необходимо
делать? Стабильность экономических связей ближайших региональных партнеров
является базой продолжения роста и развития. <…> Нам необходимо не
упускать из виду использование современных технологий для содействия
кооперационному развитию. У нас есть карта индустриализации ЕАЭС. Я бы хотел,
чтобы она из информационной превратилась в проактивную. Над этим будем еще
работать», — заместитель Министра экономического развития Российской Федерации Дмитрий
Вольвач.
*Материал подготовлен
с использованием искусственного интеллекта
Подробнее читайте в
Информационно-аналитической системе Фонда Росконгресс www.roscongress.org.