4 сентября 2024
Россия
нацелена на резкий рост инвестиций, это потребует серьезной модернизации
инфраструктуры и создания благоприятного инвестиционного климата, который будет
стимулировать привлечение капитала в уникальные проекты. Создание уникального
институционального контекста для реализации инвестиций сможет придать новый
импульс развитию. Поддержка образования и подготовка кадров становятся
ключевыми аспектами будущего роста, обеспечивая устойчивое и гармоничное
развитие Дальнего Востока. К этому мнению пришли участники сессии
«Инвестиционный климат Дальнего Востока и новые возможности», которая
состоялась в рамках Восточного экономического форума.
КЛЮЧЕВЫЕ
ВЫВОДЫ
Россия
должна обеспечить рост инвестиций на 60% к 2030 году
«Основные приоритеты и задачи определены указом президента. В
соответствии с задачей, которую поставил руководитель государства, нам нужно
обеспечить рост инвестиций на 60% к 2030 году. Такие темпы простимулируют
развитие экономики предложения, обеспечат конкурентоспособность и
технологический суверенитет экономики», — заместитель Министра экономического
развития Российской Федерации Мурат Керефов.
Для роста инвестиций необходима поддержка инвесторов
«Ключевую роль в достижении национальной цели мы отводим частным
инвестициям, они должны стать основным драйвером роста. На поддержку частной
инициативы у нас направлен достаточно широкий спектр мер поддержки, которые мы
тиражируем и развиваем последние годы. Для начала надо сформировать базовые
условия для работы с инвесторами, когда на местах создана вся инфраструктура,
причем эта инфраструктура должна быть единой на территории всей страны», — заместитель
Министра экономического развития Российской Федерации Мурат Керефов.
«Вопрос привлечения частных инвестиций является критическим
приоритетом для достижения национальных целей развития. <…> Региональный
инвестстандарт на сегодняшний день составляет почти половину показателей
национального рейтинга, потому что он фиксирует минимально необходимый набор
институтов и правил взаимодействия региональной власти с инвесторами. Набор не
догма, он постоянно пересматривается, развивается, но, чтобы сдать вот такое
своего рода ГТО относительно отношений и работы с инвесторами, готовности
широко запускать новые проекты, субъект и его администрация должны вот этому
минимальному набору требований соответствовать», — председатель Общероссийской
общественной организации «Деловая Россия» Алексей Репик.
«Мы сейчас создаем системы безопасности морские, которые видят на 30
километров вперед, что происходит, где подводные лодки ходят, где торпеды, где
вражеские аквалангисты или какие-то другие факторы опасности. Как будет
сотрудничество после этой информации с береговой охраной, с пограничниками, как
будет работа строиться, например, с авиационными беспилотными системами,
защищающими шельфовые проекты? Это мы сейчас готовим, делаем предложения,
обсуждаем с военными, нефтяниками, газовиками. Это тоже про инвестиции в сферу
безопасности», — губернатор Сахалинской области Валерий Лимаренко.
«В ряде случаев наши флагманские инвестпроекты начинают уходить
по графику на неопределенный срок. Мы вспоминали: 20 лет назад малая авиация,
Ан-24, которые крайне важны для региона, они оказываются нереализованными или
находятся в амбициозном целеполагании», — генеральный директор ООО «Яков и
Партнеры» Яков Сергиенко.
Новые
инвестиционные возможности на Дальнем Востоке
«В России на самом деле в этой части происходит последние годы
революция с точки зрения появления спроса. Мы видим, если взять с 2023 года по
2021, то зарплаты выросли в среднем на 50%. Понятно, что где-то процентов 30
съела инфляция. В общем, эти 20% создали тот самый спрос, который в итоге
вылился в инфляцию и с чем сегодня Центральный банк борется. Но важно другое:
что за это же время примерно почти 10% населения России в среднем удвоили свои
доходы. Если говорить о таком усредненном показателе, человек получал три года
назад 40 тысяч рублей зарплату в месяц, сейчас он получает 150 тысяч рублей. И
таких людей почти 10%, дополнительно появившихся в России. Из тех, кто работает
официально, 6 млн человек. И это на самом деле такой новый средний класс, который
формирует огромный спрос на услуги, на товары», — старший вице-президент,
руководитель блока финансы ПАО Сбербанк Тарас Скворцов.
«Государство остается сегодня ключевым инвестором на Дальнем
Востоке, хотя, безусловно, мы видим тоже динамику роста частных инвестиций,
продолжают развиваться ключевые логистические проекты и портовая инфраструктура
в рамках Северного морского пути. Это новые возможности для Дальнего Востока и
Сахалинской области», — генеральный директор Агентства
стратегических инициатив по продвижению новых проектов (АСИ) Светлана Чупшева.
ПРОБЛЕМЫ
Нехватка
научных исследований, технологий и логистики
«Мы начинаем чувствовать голод в области науки, которая поддерживает
развитие шельфовых проектов. <…> Рыбаки говорят, что не хватает науки. И
колоссальный запрос на то, чтобы научно-исследовательская работа пошла в
сторону рыбаков. Нужно эффективное исследование: где находится рыба, как ее
добывать с меньшими затратами», — губернатор Сахалинской области Валерий Лимаренко.
Нехватка
кадров, отток населения и высокая стоимость жилья
«В России в целом рост стройки привел к тому, что люди, в том
числе из-за роста ставок на ипотеку, в итоге купить могут квартиру даже меньших
размеров, чем три-четыре года назад. Мы считаем регулярно показатель, сколько
человек при стандартной медианной зарплате может купить квадратных метров на
20-летнюю ипотеку, и это где-то 26–27 метров сегодня всего. Этот показатель
снизился, потому что ставки выросли, цены на квартиры выросли», — старший
вице-президент, руководитель блока финансы ПАО Сбербанк Тарас Скворцов.
«Есть, безусловно, несколько значимых направлений и проблем, которые
ограничивают возможности для развития Дальневосточного макрорегиона. И основная
проблема — это нехватка квалифицированных кадров. Это не только для РЖД и
Восточного полигона. Эта проблема, как вы прекрасно знаете, является проблемой
для всей российской экономики. Для решения этой задачи нужно действовать по
многим направлениям», — президент Российского союза промышленников и предпринимателей
(РСПП) Александр Шохин.
«Мы обсуждали темы, которые затрагивались сегодня, и 12 лет
назад. Мы говорили о логистике, о дорожных сетях, развитии РЖД. Развитие
авиатранспорта и аэропортов, развитие карго, то есть грузовые перевозки,
портовая инфраструктура, доступность капитала финансирования, долгосрочные
инвестиции, человеческий капитал, отток населения, специалистов, недостаточно
образовательных учреждений, доступное жилье, развитие общественных пространств.
Темы на сегодняшний день тоже актуальны», — сопредседатель исполнительного комитета Консультативного
совета по иностранным инвестициям в России (КСИИ); советник Группы компаний Б1 Александр Ивлев.
«В этом году тема кадров вышла на первый план», — генеральный директор
ООО «Яков и Партнеры» Яков Сергиенко.
РЕШЕНИЯ
Разработка
и реализация комплекса мер по развитию инфраструктуры и логистики
«Логистический бизнес — это серьезная возможность, серьезный
толчок к развитию дальневосточных регионов, которые будут уже производить новые
виды товаров и выходить в новую конкурентную среду», — губернатор Сахалинской
области Валерий Лимаренко.
Взаимодействие
бизнеса и органов власти
«Сахалинская область не только занимает все более и более
высокие места в нашем рейтинге, но является таким, по сути своей, законодателем
мод, формирующим лучшие правила и лучшие практики для работы с бизнесом.
Критически важно, еще раз хочу сказать, что деловые объединения работают в
такой хорошей, правильной связке с правительством, экономическим блоком
правительства, в частности Министерством экономического развития», — председатель Общероссийской общественной организации
«Деловая Россия» Алексей Репик.
В Российской Федерации необходима разработка базовых условий
для работы с инвесторами
«Совместно с коллегами из агентства стратегических инициатив мы
начали работать над новой отечественной моделью целевых условий для ведения
бизнеса. Это такая работа, которая логично продолжает все то, что делается в
рамках регинвестстандарта, национального рейтинга, где лучшие региональные
практики будут отражены. Большой упор делаем на группу инструментов,
направленных на привлечение капитала в экономику», — заместитель Министра
экономического развития Российской Федерации Мурат Керефов.
«На основе лучших международных индикаторов и практик мы хотим
сформировать национальную модель целевых показателей по улучшению
инвестиционного климата. Для нас это должны быть такие бенчмарки, к которым наша
страна и регионы должны будут стремиться, обеспечивая опережающее развитие и
законодательство регуляторной среды. Эту работу мы планируем вести в рамках
трансформации делового климата, механизма, разработанного в Министерстве
экономического развития вместе с деловыми объединениями», — генеральный
директор Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов (АСИ)
Светлана Чупшева.
* Материал
подготовлен с использованием искусственного интеллекта.
Подробнее
читайте в Информационно-аналитической системе Фонда Росконгресс www.roscongress.org.