13 сентября 2023

Территория инноваций стала площадкой для обсуждения актуальных тем молодежной повестки

Второй день работы Территории инноваций на VIII Восточном экономическом форуме прошел под знаком молодежной повестки. В той или иной степени этому были посвящены все мероприятия площадки, организованной Фондом Росконгресс для поддержки научно-технического потенциала и высокотехнологичных компаний.

Так, заместитель генерального директора по региональному взаимодействию Дирекции Всемирного фестиваля молодежи Лариса Сулима провела яркую презентацию этого крупнейшего международного события, которое состоится с 1 по 7 марта 2024 года на федеральной территории «Сириус». Участниками фестиваля станут 20 тыс. молодых людей – предприниматели, журналисты, деятели культуры и спортсмены, волонтеры, студенты и школьники из России и других стран мира. «Состоится масштабный межкультурный диалог современной молодежи, которая хочет жить в многополярном мире, где признают достоинство и справедливость, где царит культурное многообразие, где все различны, но равны», – подчеркнула Лариса Сулима.

В рамках Территории инноваций также состоялась дискуссия «Инициатива глобального Юга: сотрудничество лидеров следующего поколения», объединившая участников сообщества молодых лидеров Friends for Leadership из стран Азиатско-Тихоокеанского региона, Ближнего Востока, Африки, Латинской Америки и Карибского бассейна. Цели сообщества – развитие глобального гражданского общества и продвижение Целей устойчивого развития.

Тему молодого поколения, на этот раз с точки зрения образования, продолжила панельная дискуссия «Кампусы мирового уровня: драйвер развития человеческого капитала на Дальнем Востоке», модератором которой выступил вице-президент по региональному и международному развитию Фонда «Сколково» Юрий Сапрыкин.

Заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации Ольга Петрова напомнила, что в стране планируется создать 25 кампусов мирового уровня, места для 17 из них уже определены. При этом, по ее мнению, еще на этапе проектирования необходимо обеспечить эффективную связку образовательного учреждения, региональных властей и работодателей. «Только это позволит выпустить специалиста, который будет востребован на рынке, – отметила эксперт. – И конечно, руководители регионов заинтересованы в том, чтобы выпускники оставались в их регионах».

Участники дискуссии полностью поддержали подобный подход. «Кампус – это не про то, когда перерезана ленточка, и мы начинаем туда ходить, – согласился Юрий Марфин, исполняющий обязанности ректора Тихоокеанского государственного университета, на базе которого строится кампус в Хабаровске. – Уже сейчас мы собираемся и проектируем, какие виды деятельности мы готовы объединять, чтобы студенты приходили не только и не столько на красивые современные локации, красивые стены, а получили конкурентоспособные образовательные программы и интересные научные проекты».

В свою очередь, Станислав Неверов, возглавляющий Восточно-арктическую нефтегазовую корпорацию, инвестирующую в хабаровский кампус, рассказал, почему компания решилась войти в столь дорогостоящий проект (общий объем инвестиций составляет около 25 млрд рублей, из которых 15 млрд приходится на частный капитал): «Проще и лучше вкладываться в образование и инфраструктуру родной страны и оставлять здесь ту самую добавленную стоимость на горизонте 5–10 лет, чем через несколько лет потерять возможность привлекать в высокотехнологичный бизнес местных специалистов».

С проблемой кадров сталкиваются и компании, и сами кампусы. По словам исполняющего обязанности ректора Сахалинского государственного университета Александра Самардака, для запуска научно-образовательного центра потребуется 300–350 ученых: «Наша задача за те три года, пока все строится, создать команду. Потому что если сейчас просто построить 88 тыс. кв. м, то кто туда поедет?». На базе старых корпусов запущена подготовка лабораторий, которые в будущем наполнят новый кампус. Одновременно ведется проектная работа со школьниками. «Ребята будут работать с прицелом, что потом они станут нашими студентами», – пояснил Александр Самардак.

Вовлечение людей, в особенности молодых людей, в науку стало темой для отдельной сессии – «Наука каждому: на пути к обеспечению равного доступа к научно-популярному знанию». «Наука и технологии – это основа нашего благополучия, глобальной конкурентоспособности и экономического развития. Поэтому важно, чтобы знание, которое рождается в стенах лабораторий, переходило в общество и там укоренялось», – задал тон дискуссии ее модератор Константин Фурсов, совмещающий должности советника генерального директора по вопросам научной и научно-просветительской деятельности Политехнического музея, доцента-исследователя Университета ИТМО и члена Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах.

Руководитель дирекции сопровождения нацпроектов и традиционных медиа АНО «Национальные приоритеты» Ольга Старикова сослалась на опросы, согласно которым 81% россиян декларируют, что в той или иной мере интересуются научными открытиями, а 64% родителей хотели бы, чтобы их дети выбрали работу в сфере науки и научных исследований. Также она анонсировала на площадке Территории инноваций онлайн-курс «Научпоп-журналистика», который АНО «Национальные приоритеты» запустила совместно с RT во время Восточного экономического форума.

Развивая тему научной журналистики, Алексей Паевский, сооснователь и главный редактор портала neuronovosti.ru, отметил такую важную ее функцию, как популяризация смежных областей науки среди ученых: «Мы не уходим в науку глубоко, но наша задача – следить широко и помогать ученым ориентироваться в огромном мире науки, чтобы совершать новые открытия».

По мнению вице-президента Российской академии наук и научного руководителя химического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова академика РАН Степана Калмыкова, костяк популяризаторов науки должны составлять все же сами ученые, «которые способны самые современные и интересные знания доводить доступным языком».

Необычную мысль высказала Ирина Белых, программный директор фестиваля актуального научного кино «ФАНК», куратор инициативы «Наука как искусство» Десятилетия науки и технологий: «Мы живем в эпоху экономики впечатлений. Мне кажется, чтобы сделать науку доступной и открытой, стоит превращать ее во впечатления. И искусство позволяет это делать подобно тому, как в свое время научная фантастика создавала образ будущего».

Своим опытом популяризации знаний также поделились заместитель генерального директора Российского научного фонда Андрей Блинов, директор центра академического развития студентов Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» и директор филиала Российского общества «Знание» в городе Москве Андрей Кожанов, а также заместитель директора департамента коммуникаций госкорпорации «Росатом» Константин Рудер.

 

Читайте также