6 сентября 2022

Города, где начинается Россия

Ключевые выводы

Мастер-планы позволят дальневосточным городам стать федеральными центрами и «азиатскими тиграми»

«В 2030 году я вижу Владивосток настоящим федеральным центром, одним из федеральных центров нашей страны на территории Дальнего Востока, но это, на мой взгляд, мелковато [не является конечной целью. — Ред.]. Это промежуточный результат работы. <…> Нас окружают "азиатские тигры" — крупные города, крупные страны со сложившимися экономиками. Убежден, что Владивосток, благодаря реализации, в первую очередь, проектов в экономике и, безусловно, проектов, направленных на развитие нашего города, станет следующим или новым "азиатским тигром" — глобальным городом», — глава города Владивостока Константин Шестаков.

«Мастер-план — это практичный инструмент, который позволяет нам осмыслить проблемы, выстроить приоритеты и разработать конкретные решения. Мастер-план города Чита — это три компонента: ось развития, ось жизни и центр города. Безусловно, основные надежды экономического развития Читы связаны с Транссибом, федеральной автодорогой и евразийским коридором из центральной части России в Китай — это и есть ось развития Читы», — исполняющая обязанности Министра планирования и развития Забайкальского края Елена Фролова. 

«Нам предстоит еще большая работа над ним [мастер-планом. — Ред.]. Работать над ним нам предстоит всем вместе, чтобы Хабаровск стал городом "три У": успешным, узнаваемым, удобным для человека», — директор АНО «Муниципальное агентство стратегического планирования» Алексей Демьянов.

«В любом городе, куда мы приезжаем, мы видим талантливых и образованных людей. <…> Надо сделать, чтобы сюда [на Дальний Восток. — Ред.] приезжали. Этот край заслуживает того, чтобы сюда приезжали, здесь жили», — председатель ВЭБ.РФ Игорь Шувалов.

Чита имеет потенциал развития как главный транспортный хаб Востока 

«Мы делаем ставку на создание транспортно-логистического хаба в уникальной локации между федеральной автодорогой и аэропортом и в четырех километрах от Транссиба. Эти проекты уже к 2030 году дадут городу около 10 тысяч рабочих мест и принесут в экономику города 30 миллиардов рублей инвестиций», — исполняющая обязанности Министра планирования и развития Забайкальского края Елена Фролова.

«Мы совсем недавно с коллективом были в Чите. Чита — потрясающий город. Позвонил из Читы президенту Российских железных дорог [генеральному директору — председателю правления ОАО "Российские железные дороги". — Ред.], и он сказал: "Чита по своей загруженности и важности не только российская железнодорожная столица, но и мировая". Знаю, что РЖД инвестируют в план привокзальной площади, чтобы она стала частью современного города», — председатель ВЭБ.РФ Игорь Шувалов. 

 

ПРОБЛЕМЫ

Дальневосточные города сегодня недостаточно ориентированы на экологию и не в полной мере используют природные преимущества  

«Хочется, чтобы люди в Чите не только жили в красивом современном и комфортном жилье, <…> но еще и дышали чистым воздухом. Город вздохнет с большим облегчением, если избавится от смога, который все время стоит каждую зиму над Читой, — это наша большая проблема. Мы находимся далековато от магистрального газопровода — в 800 км, поэтому в нашем случае хорошая альтернатива — газификация за счет СПГ», — основатель проекта «Красивая Чита» Валентина Дымченко. 

«У нас будет набережная вдоль Амурского залива, у нас будут как минимум 10 муниципальных или коммерческих качественных пляжей, соответствующих современным требованиям, которые украсят город Владивосток. Город у моря, но без моря — это точно не наш путь», — глава города Владивостока Константин Шестаков. 

Чите не хватает идентичности, которая бы отличала ее от других городов Дальнего Востока 

«Мне как жителю города хотелось бы, чтобы в городе содержалась некая городская идентичность, такая "читинность", чтобы у города было узнаваемое лицо», — основатель проекта «Красивая Чита» Валентина Дымченко.

 

РЕШЕНИЯ

Развитие электротранспорта в городах Дальнего Востока 

«Троллейбус — самый популярный вид транспорта среди горожан, и мы используем этот тренд в пользу экологии города», — исполняющая обязанности Министра планирования и развития Забайкальского края Елена Фролова.

«Общественный транспорт <…> — планируется обновить автобусы, заменить наши устаревшие маршрутки, у нас сохранился трамвай в городе, мы надеемся, что ВЭБ расширит программу развития городского транспорта [при поддержке ВЭБ.РФ реализуется программа модернизации общественного городского электротранспорта, предварительно общая стоимость реализации проектов в 10 городах оценивается в 231 млрд рублей. — Ред.], и мы попадем во вторую очередь этой программы. Флагманский проект — городская электричка, которая связывает всю городскую агломерацию воедино — аналог наземного метро в Москве», — директор АНО «Муниципальное агентство стратегического планирования» Алексей Демьянов.

«Подавляющее большинство жителей города Владивостока проголосовало за два проекта. Первый — Владивостокская кольцевая автодорога как важный основополагающий проект в нашем муниципалитете, второй — легкое метро. Именно в реализации этого проекта состоит суть нашего предложения, оно позволяет переместиться из точки А в точку Б за фиксированное время вне зависимости от традиционных для Владивостока пробок, природных катаклизмов», — глава города Владивостока Константин Шестаков.

Обновлении центров городов ДФО повысит их туристическую привлекательность 

«Отдельного внимания заслуживает ревитализация [оживления городского пространства. — Ред.] исторического центра Читы, потому что в Чите, куда ни пойдешь — везде наткнешься на памятник архитектуры. Чита по числу объектов культурного наследия занимает первое место на Дальнем Востоке. <…> В Чите до сих пор нет пешеходной улицы», — основатель проекта «Красивая Чита» Валентина Дымченко.

«Мы выбрали [в центре Читы. — Ред.] 25 объектов для реставрации и посчитали, сколько это будет стоить — 1 млрд рублей», — исполняющая обязанности министра планирования и развития Забайкальского края Елена Фролова. 

«Для [жителей стран. — Ред.] Азиатско-Тихоокеанского региона мы — ближайшая Европа. У нас есть сильный, веский ресурс, который мы должны развивать дальше, а именно — архитектура исторического центра», — глава города Владивостока Константин Шестаков.

Подробнее читайте в Информационно-аналитической системе Фонда Росконгресс www.roscongress.org

 

 

 

Читайте также