8 сентября 2022

Глобальное влияние российской Арктики: возможности для Южной Азии

КЛЮЧЕВЫЕ ВЫВОДЫ

Россия и Индия могут продуктивно сотрудничать в сфере освоения и развития Арктики

«Россия огромную роль играет в развитии Арктики, мы включаем арктическую повестку в госполитику на будущее, в сотрудничестве с Россией. Индия готова играть активную роль [в этом сотрудничестве. — Ред.]», — профессор школы международных отношений и политики Университета Махатмы Ганди К. М. Ситхи.

«Считаем Индию важным партнером России в освоении Арктики. Приветствуем интерес индийской стороны [к российским проектам в Арктике. — Ред.], заинтересованы во вхождении индийских партнеров и в другие проекты в области Арктики. В целом мы готовы к наращиванию взаимодействия с индийскими друзьями по самому широкому кругу вопросов арктической повестки», — Посол по особым поручениям Министерства иностранных дел Российской Федерации, председатель комитета старших должностных лиц Арктического совета Николай Корчунов.

«Южная Азия — это восемь государств от Афганистана до Мальдив. Поэтому я бы хотел подчеркнуть, что Индия — наш самый важный партнер в Арктике. Но следует посмотреть, как и другие страны Азии могли бы поучаствовать в Арктических проектах», — доцент кафедры международных отношений ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет» (ДВФУ) Артем Лукин.

 

ПРОБЛЕМЫ

Климатические и негативные экологические изменения в Арктике

«Арктический регион — сложный и хрупкий, он подвержен влиянию разных сил на геополитической арене. Есть проблемы климатических изменений, глобального потепления, и эти изменения очень заметны», — профессор школы международных отношений и политики Университета Махатмы Ганди К. М. Ситхи.

«Арктика — хрупкий регион в смысле экологии и [сохранения. — Ред.] окружающей среды, и тут наши возможности могут объединиться», — научный сотрудник факультета мировой экономики и мировой политики Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Ниведита Капур.

«Мы говорим об отраслевой безопасности — биологической, экологической, климатической. [Усиление безопасности в этих сферах. — Ред.] позволит добиться более объемного восприятия Арктики для всех стран Азии», — декан факультета мировой экономики и мировой политики Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Анастасия Лихачева.

Дефицит рабочей силы, необходимой для реализации проектов в Арктике

«Россия — трудодефицитная страна, а для освоения Арктики нужны рабочие руки и "мозги". Давно идут разговоры о предоставлении Индией трудовых ресурсов России, наверное, стоит на это внимательнее посмотреть», — доцент кафедры международных отношений ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет» (ДВФУ) Артем Лукин.

«Индийские компании подходят с осторожностью к вопросам [взаимодействия в Арктике. — Ред.], потому что есть сложности в разведке и добыче полезных ископаемых в Арктике. Особенно это касается компаний частного сектора, которые с осторожностью подходят к инвестициям. В свете санкций Индия может помочь [Российской Федерации. — Ред.] как импортер ресурсов», — научный сотрудник факультета мировой экономики и мировой политики Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Ниведита Капур.

«Спектр интересов Индии расширяется, он охватывает уже не только вопросы экономики, науки, но и стратегические вопросы, вопросы геополитики. Возможно, в текущих условиях России и Индии следовало бы более подробно обсуждать эти вопросы, вести более откровенный разговор», — научный сотрудник Института востоковедения Российской академии наук Алексей Захаров. 

 

РЕШЕНИЯ

Усиление сотрудничества России и Индии в сфере науки

«Именно наука является движущей силой, у нас есть научные разработки, технологии. Сотрудничество с полярным регионом, в первую очередь с научной точки зрения, благотворно скажется, в том числе на Индии. Политика [Индии. — Ред.] направлена на то, чтобы укрепить двусторонние отношения с Россией [в этой сфере. — Ред.]», — профессор школы международных отношений и политики Университета Махатмы Ганди К. М. Ситхи.

«Возможности [взаимодействия. — Ред.] в области образования и научных исследований неисчерпаемы, Индия заинтересована в практически каждом аспекте этих исследований», — офицер военно-морского флота Республики Индии (1976–2016 гг.), главнокомандующий южного и восточного военно-морских командований Республики Индии (2012–2016 гг.) Сатиш Сони.

«Мы видим, что в Индии достаточно экспертов и ученых, которые занимаются арктическими исследованиями, и мы надеемся, что их число будет расти. Важно формировать повестку, которая могла бы объединять наши страны», — научный сотрудник Института востоковедения Российской академии наук Алексей Захаров.

Сотрудничество в сфере энергетики и привлечение Индии к участию в развитии Северного морского пути

«Сотрудничество в Арктике является стратегическим для нас: сотрудничество в энергетике для индийских компаний, использование Северного морского пути для интегрирования морских путей — Балтийского моря, Каспия, Волги. Мы должны вместе расти и расширяться в Арктике», — директор Объединенного сервисного института Республики Индии (USI) Б. К. Шарма.

«Без российского участия было бы невозможно воспользоваться углеродами на арктическом шельфе. Есть большой потенциал выгоды для обеих сторон. Россия и Индия могут очень хорошо взаимодополнять друг друга и обеспечить безопасность исследований», — офицер военно-морского флота Республики Индии (1976–2016 гг.), главнокомандующий южного и восточного военно-морских командований Республики Индии (2012–2016 гг.) Сатиш Сони.

«Индия хочет привлечь таких партнеров, как Россия, для реализации своего потенциала [в строительстве судов ледового класса. — Ред.]. Энергетические компании Индии заинтересованы разработкой углеводородов в России, на арктическом шельфе», — научный сотрудник факультета мировой экономики и мировой политики Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Ниведита Капур.


Подробнее читайте в Информационно-аналитической системе Фонда Росконгресс www.roscongress.org.

Читайте также