7 сентября 2022

Финансовый сектор России: первые итоги трансформации

Ключевые выводы

 

Российский банковский сектор справился с первым этапом трансформации под ударом санкций, чему во много способствовала политика Центрального банка 

«Сами по себе [вызванные введением европейских санкций. — Ред.] изменения [в экономике России. — Ред.] настолько масштабные, настолько глубокие, что адаптация финансового банковского сектора к новым условиям будет идти не один год. <…> Но адаптация происходит. <…> Даже показатели финансовой деятельности банковского сектора стали меняться. <…> ВТБ с июля тоже начал работать в прибыль. Самое главное, нам удалось избежать массового дефолта клиентов. <…> Что касается рублевых расчетов… работы кредитных карт и даже онлайн-банкинга — они не были серьезно затронуты, настолько, чтобы клиенты резко почувствовали изменения», — президент — председатель правления Банка ВТБ (ПАО) Андрей Костин.

 

«Первый шок прошли. Помогла регуляторика Центрального банка России. <…> Правительство Российской Федерации, я считаю, приняло правильные решения ввести мораторий на банкротство и поддержать системообразующие [предприятия. — Ред.]», — Первый заместитель Министра экономического развития Российской Федерации Илья Торосов.

 

«Сегодня финансовый банковский рынок работает, наверное, так же, как и год назад — большой аппетит к облигациям, хорошая конкурентная среда в кредитовании. <…> В целом ситуация находится в динамическом развитии», — президент ПАО «Ростелеком» Михаил Осеевский.

 

«Мы научились оперативно принимать антикризисные меры. Быстро принимались решения Правительством и Центральным банком — это и регуляторные послабления, и различные каникулы, мораторий на банкротство… льготные программы кредитования, которые, безусловно, помогли выдержать нашим отраслям экономики», — заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Николай Журавлев. 

 

Объем банковских операций в национальных валютах будет расти 

«Очевидно, что ведущие мировые валюты — в первую очередь доллар и евро — себя дискредитировали, и весь мир увидел, кто есть кто. Это безусловно будет стимулировать даже не санкционные страны к переходу на расчет в национальных валютах. Это будет стимулировать к созданию экономических макрорегионов. При этом чем дольше будет длиться этот процесс [действие санкций. — Ред.], тем больше будет доля расчетов в национальных валютах. Мы уже видим, что в России за последние полгода расчеты в юанях выросли с 0,4-0,5% до более чем 20%, а прошло всего лишь несколько месяцев», — заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Николай Журавлев.

«Такой силы [как раньше. — Ред.] в международной финансовой системе у доллара и евро больше не будет. <…> Будут усиливать значение юань, рубль и другие валюты», — председатель ВЭБ.РФ Игорь Шувалов.

 

ПРОБЛЕМЫ

 

Сложность в построении долгосрочных стратегий и возможность столкновения российского финансового сектора с новыми санкциями 

«Несколько крупнейших банков и больше половины банковского сектора сейчас находятся под санкциями. [Что] какие-то банки будут не под санкциями — это маловероятный сценарий. Понятно, что будут вводиться новые и новые ограничения», — председатель ВЭБ.РФ Игорь Шувалов.

 

«Наверное, сегодня долгосрочные стратегии несвоевременны — очень важно быть здесь, сегодня и сейчас, принимать правильные решения. Но в целом, мне кажется, крупный российский бизнес серьезно готовился и оказался в тонусе, когда пришлось столкнуться с вызовами, с которыми мы сегодня работаем», — президент ПАО «Ростелеком» Михаил Осеевский.

 

«Подушка ликвидности и решения и Центрального банка, и государства помогли справиться [с возникшими в банковской сфере после введения санкций сложностями. — Ред.]. Но трансформация впереди. Самая главная проблема — это долгий инвестиционный процесс, наше финансирование инвестиционных проектов. Здесь мы очень сильно были зависимы от западного финансирования, и сейчас нам надо все это заместить внутри [внутренними ресурсами. — Ред.] и [средствами. — Ред.] из дружественных стран», — Первый заместитель Министра экономического развития Российской Федерации Илья Торосов.

 

РЕШЕНИЯ

 

Предстоят изменения в операциях на глобальных рынках, механизмах взаимодействия и в других аспектах ввиду ситуации 

«Я, честно говоря, в нашем банковском сообществе договорился о том, [что вне зависимости от того. — Ред.] будут или не будут введены в отношении всего банковского сектора жесткие санкции, нужно действовать так, как будто они будут точно введены», — председатель ВЭБ.РФ Игорь Шувалов.

 

«Наша позиция — экономика должна быть открытой. Мы должны постепенно уходить от послаблений ЦБ с четким пониманием, как мы будем двигаться по Базелю [документ Базельского комитета по банковскому надзору с методическими рекомендациями в области банковского регулирования. — Ред.]», — Первый заместитель Министра экономического развития Российской Федерации Илья Торосов.

 

«В первую очередь в ближайшее время нужно восстановить доверие к финансовому сектору, финансовому рынку. Здесь очень важно [вести. — Ред.] правильную риторику со стороны государства. <…> Нужно возвращать прозрачность отчетности наших компаний, которые котируются на бирже, потому что без этого, безусловно, немыслим финансовый рынок. Необходимо развитие фондового рынка. <…> Нужно перезапускать индивидуальные инвестиционные счета, делать их реальным инструментом долгосрочных инвестиций граждан», — заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Николай Журавлев.

 

Подробнее читайте в Информационно-аналитической системе Фонда Росконгресс www.roscongress.org

Читайте также