6 сентября 2022

Эффективная энергетика — баланс экономики и экологии

Ключевые выводы

Развитие гидроэнергетики без участия государства на Дальнем Востоке невозможно

«Регион очень сложный, инвестиции на 100% не окупаются. Первый такой факт жизни — это то, что роль государства и более широкий формат государственно-частного партнерства здесь необходимы. <…> Государство должно закрыть определенную неокупаемую часть, но остается окупаемая часть, которую можно финансировать частными деньгами», — заместитель председателя ВЭБ.РФ Юрий Корсун.

«Нужны механизмы господдержки по развитию ГЭС, потому что механизмов по поддержке тепловой генерации более чем достаточно, но нужно и гидроэнергетику как-то поддерживать», — руководитель энергетического бизнеса En+ Group, генеральный директор АО «ЕвроСибЭнерго» Михаил Хардиков.

«Нельзя смотреть на эти ГЭС чисто как на объекты энергетики. Это объекты, требующие комплексного подхода. Что хорошо —  Минэнерго уже во многом оценило эти объекты. Что не доделано — это то, как оценить выгоду для бюджета, для общества? Потому что, если взвалить все затраты на потребителей энергии, потребители не смогут проголосовать за объекты, которые на порядок дороже. Я очень поддерживаю то, чтобы найти методы, чтобы поддержать эти сложные и экологичные объекты не только через тарифы и платежи потребителей», — генеральный директор ООО «Сибирская генерирующая компания» Степан Солженицын.

ПРОБЛЕМЫ

Система налогообложения в угольной отрасли привела к удорожанию логистики для генерирующих компаний 

«Мы сейчас столкнулись с ситуацией, когда уголь нам везут даже не из Хакассии, а из Кемерова, хотя в Якутии этого угля — завались. Но вот эта в прошлом году введенная система налогообложения привела к тому, что угольщики Якутии гонят все на экспорт, а к нам привозят уголь из Кемерова. Кому это нужно? Ну точно не энергетикам и не Якутии», — глава Республики Саха (Якутия) Айсен Николаев.

«На сегодняшний момент логистика на Дальнем Востоке не совсем логична. Так как вся угольная отрасль частная, когда коллеги не выходят к нам на закупочные процедуры, у нас просто нет другого варианта. Местные угольные разрезы имеют возможность поставлять свой уголь в Китай по цене в 4-5 раз дороже, чем мы себе можем позволить купить. <…> У нас есть кейсы, когда мы везем уголь для Дальнего Востока из Казахстана через Мурманск», — председатель правления, генеральный директор ПАО «РусГидро» Виктор Хмарин.

На Дальнем Востоке сохраняется высокая степень износа энергетической инфраструктуры 

«Энергетика Дальнего Востока чрезвычайно изношена. Станции старые, сетевая составляющая чрезвычайно изношена. Учитывая расстояния, учитывая самую сложную в стране доступность к энергетическим сетям — плотность населения небольшая, дорожная сеть небольшая, а энергетики вынуждены в сложных погодных условиях свои сети прокладывать», — председатель правления, генеральный директор ПАО «РусГидро» Виктор Хмарин.

«На Дальнем Востоке большая степень износа, для нас это уже приобретает форму вызова. Средний износ объектов электроснабжения более 50%, объектов теплоснабжения — более 70%. <…> Все требует модернизации, мы входим в цикл, когда мы должны это модернизировать. Важно это делать с умом, чтобы была доля возобновляемых источников энергии», — первый заместитель Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Гаджимагомед Гусейнов. 

РЕШЕНИЯ

Для развития энергетики на Дальнем Востоке следует изменить тарифную политику государства

«Что касается тарификации, я считаю, что рынок на Дальнем Востоке неизбежен, нет другого пути, иначе баланс «РусГидро» не выдержит содержания такой огромной энергосистемы. Это счетная модель, что математика, что экономика — это точные науки, с ними спорить можно, но недолго», — председатель правления, генеральный директор ПАО «РусГидро» Виктор Хмарин.

«О тарифах. У нас очень нехорошая ситуация из-за разрыва по тарифам и ценам на уголь сложилась. Например, Южная Якутия — там «Дальневосточная генерирующая компания» почти в два раза вынуждена дороже покупать уголь, а это нигде не заложено. Здесь очень серьезный вопрос стоит и о гарантированном обеспечении наших станций углем», — глава Республики Саха (Якутия) Айсен Николаев.

«Здесь рыночное ценообразование будет востребовано в значительной степени, нужно искать баланс интересов между увеличением стоимости для потребителей и тем, чтобы сохранить тот спрос, который сейчас есть повышенный на Дальнем Востоке для соответствующих резидентов Территорий опережающего развития и в целом для Дальневосточного федерального округа», — заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Виталий Королев. 

«Если сверху нас ограничивают тарифы, а снизу мы по неограниченным ценам вынуждены покупать около 11 млн тонн угля в год — здесь речи нет не то что о каких-то инвестициях, о строительстве новых гидростанций, здесь речь о надежности уже не в должной степени стоит», — председатель правления, генеральный директор ПАО «РусГидро» Виктор Хмарин.

Необходимо создавать условия для того, чтобы люди оставались на Дальнем Востоке и в Сибири

«В балансе энергетики и экологии важно про людей не забывать, кто на всем этом будет работать, что все эти высококвалифицированные кадры останутся здесь. Мы активно занимаемся тем, чем, казалось бы, нам заниматься не надо —  развитием регионов. Если в условном Братске человеку нужно ехать в отпуск на море два дня туда, два дня обратно, то высококвалифицированные кадры там не будут жить, там по остаточному принципу люди будут оставаться, поэтому инфраструктуру всю надо развивать», — руководитель энергетического бизнеса En+ Group, генеральный директор АО «ЕвроСибЭнерго» Михаил Хардиков.

«Конечно, мы рассчитываем на то, что территория Дальнего Востока будет самодостаточной, чтобы не терять то население, которое образует в данный исторический период имеющуюся низкую плотность на территории Дальнего Востока», — Министр Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Ирек Файзуллин.

«Подробнее читайте в Информационно-аналитической системе Фонда Росконгресс www.roscongress.org»

 

 

 

Читайте также