4 сентября 2024
Совместная работа
российских и китайских кинематографистов открывает новые возможности для инноваций и культурного обмена, позволяет создавать уникальные фильмы, способные привлечь зрителей обеих
стран. При этом каждый проект сотрудничества — это не только коммерческая
сделка, но и мост
между двумя великими культурами, который может обогатить мировое кино. К такому
заключению пришли участники сессии «Дистрибуция контента на рынке АТР:
адаптация стратегий и новые партнерства», которая состоялась в рамках
Восточного экономического форума.
КЛЮЧЕВЫЕ ВЫВОДЫ
Кассовые сборы российских
фильмов в Китае бьют рекорды
«Лучше
всего китайский зритель знает отечественные фильмы времен Советского Союза. Все
знают «Вокзал для двоих», «Любовь и голуби», мало кто знает современные фильмы.
Хотя до 2021 года были действительно рекордные показатели по сборам российских фильмов
именно в Китае. В 2024 году Китай также стал страной, где российские сборы были
самыми большими — порядка
2 млн долларов удалось собрать российским картинам», — генеральный директор АО «Роскино» Эльза
Антонова.
«Фильм
«Ловушка для одинокого мужчины», который был супербестселлером в советское
время, взяли китайские коллеги и сделали из этого суперблокбастер. У него
беспрецедентный кассовый успех в Китае. Этот фильм вошел в топ-10 по сборам
фильмов в мире. То есть получается, что китайский рынок изначально берет
концепцию, которая родилась в России, и, трансформируя
ее, адаптируя уже под свою аудиторию,
не просто улучшает, а превращает в
действительно суперуспешный бизнес», —
генеральный директор ООО «АртМейнстрим» Сергей Ильевский.
«Надо
сказать о том, что мы стали снимать очень много российского кино... но нам все
равно его не хватает. Китайский контент — это то дополнение, которое совершенно
точно может разнообразить нашу репертуарную линейку», — генеральный директор ООО «Мори Синема
Менеджмент» Алексей Шабарин.
ПРОБЛЕМЫ
Российский зритель недостаточно знаком с
китайской индустрией кино
«Китайское
кино — это что-то новое для зрителей. <...> Этот интерес нужно растить и
продвигать. <...> Не хватает большой промокампании,
рекламы, которая позволит показать, что китайское кино
— это и авторские проекты, и блокбастеры,
и многое другое. Российский
зритель пока плохо знаком с китайскими режиссерами
и актерами», — директор по взаимодействию c
индустрией холдинга ООО «МТС Медиа» Игорь Хомский.
«Мы
понимаем основную проблему: российский
зритель плохо знаком с китайскими картинами. И наоборот,
китайский зритель мало знает российские
картины. <...> Также на фоне визитов Владимира Путина и Си Цзиньпина мы
понимаем стратегическую важность экономического взаимодействия между двумя
государствами. Был организован фестиваль в трех городах, было показано восемь картин. <…> Например, фильм «Свет» Антона
Коломейца. <...> Мы были потрясены тем, насколько
китайский зритель глубоко понял эту картину. <...> Поэтому я думаю, что
контакт есть. Главное, активнее
проявлять себя в нашем взаимодействии в
области кино», — генеральный директор АО
«Роскино» Эльза Антонова.
РЕШЕНИЯ
Россия может занять свободную нишу
иностранного кино в Китае, но для этого необходимо создавать условия для
взаимодействия
«В 2023
году <...> 57 фильмов [не китайского производства. — Ред.] показывались в Китае. До ковида мы ежегодно выпускали в прокат более
100 картин иностранного производства. Их количество уменьшилось примерно
вполовину. В настоящее время <...> российские фильмы могут заполнить эту нишу», — вице-президент, старший продюсер Shanghai
CMC Pictures Co Стивен Хуэй.
«Чтобы
[привлекать. —
Ред.] кинематографистов, чтобы они
снимали у них и одновременно снимали в России [нужен. —
Ред.] такой портал, переход между
Китаем и Россией. <...> Я подумал, что было бы здорово, если бы мы
сделали некую такую территорию, российско-китайскую территорию кино. Допустим
[между. —
Ред.] Приморским краем и провинцией
Хуньцзян, [чтобы. —
Ред.] был безвизовый или упрощенный
визовый режим для кинематографистов. <...> Чтобы российские
кинематографисты приезжали к нам [в Приморье. —
Ред.] снимать и одновременно заезжали
в Китай. <...> Нам не
хватает федерального ребейта для иностранных компаний. В 2019 году <...> объявляли
об этой мере поддержки, но, к сожалению, с ковидом что-то пошло не так. Я хотел
бы, чтобы этот вопрос был поднят. Потому что нам очень нужен ребейт именно для
иностранных компаний», — генеральный директор ООО «Киностудия Владивостока»
Дмитрий Шевцов.
«Наша
компания всегда производила большой контент, который был интересен массовому
зрителю. <...> Мы работаем над его продвижением. Работаем над тем, чтобы
обеспечить одновременный релиз и в России, и на территории Китая, потому что,
естественно, когда речь заходит о каких-то подготовительных процессах, они
занимают очень долгое время. За это время, например, фильм, который был выпущен
в России, успевает уже откататься в кинотеатре, выйти в онлайн-платформы, может
быть, даже быть популярным, показанным по телевизору. [И только к этому времени. — Ред.] проходит все стадии легализации,
одобрения от китайских партнеров... и
попадает в квоту, которая тоже является довольно ограниченной на выход любого
зарубежного контента в кинотеатр в Китае. <...> Время же идет. Инновации
в мире кино происходят, и даже графика может устареть», — директор департамента международных продаж
ООО «Централ Партнершип» Николай Златопольский.
* Материал подготовлен с
использованием искусственного интеллекта.
Подробнее читайте в Информационно-аналитической системе
Фонда Росконгресс www.roscongress.org.