4 сентября 2024

Дистрибуция контента на рынке АТР: адаптация стратегий и новые партнерства

Совместная работа российских и китайских кинематографистов открывает новые возможности для инноваций и культурного обмена, позволяет создавать уникальные фильмы, способные привлечь зрителей обеих стран. При этом каждый проект сотрудничества — это не только коммерческая сделка, но и мост между двумя великими культурами, который может обогатить мировое кино. К такому заключению пришли участники сессии «Дистрибуция контента на рынке АТР: адаптация стратегий и новые партнерства», которая состоялась в рамках Восточного экономического форума.

 

КЛЮЧЕВЫЕ ВЫВОДЫ

 

Кассовые сборы российских фильмов в Китае бьют рекорды

«Лучше всего китайский зритель знает отечественные фильмы времен Советского Союза. Все знают «Вокзал для двоих», «Любовь и голуби», мало кто знает современные фильмы. Хотя до 2021 года были действительно рекордные показатели по сборам российских фильмов именно в Китае. В 2024 году Китай также стал страной, где российские сборы были самыми большими — порядка 2 млн долларов удалось собрать российским картинам», генеральный директор АО «Роскино» Эльза Антонова.

«Фильм «Ловушка для одинокого мужчины», который был супербестселлером в советское время, взяли китайские коллеги и сделали из этого суперблокбастер. У него беспрецедентный кассовый успех в Китае. Этот фильм вошел в топ-10 по сборам фильмов в мире. То есть получается, что китайский рынок изначально берет концепцию, которая родилась в России, и, трансформируя ее, адаптируя уже под свою аудиторию, не просто улучшает, а превращает в действительно суперуспешный бизнес», генеральный директор ООО «АртМейнстрим» Сергей Ильевский.

«Надо сказать о том, что мы стали снимать очень много российского кино... но нам все равно его не хватает. Китайский контент это то дополнение, которое совершенно точно может разнообразить нашу репертуарную линейку», генеральный директор ООО «Мори Синема Менеджмент» Алексей Шабарин.

 

ПРОБЛЕМЫ

 

Российский зритель недостаточно знаком с китайской индустрией кино

«Китайское кино — это что-то новое для зрителей. <...> Этот интерес нужно растить и продвигать. <...> Не хватает большой промокампании, рекламы, которая позволит показать, что китайское кино — это и авторские проекты, и блокбастеры, и многое другое. Российский зритель пока плохо знаком с китайскими режиссерами и актерами», директор по взаимодействию c индустрией холдинга ООО «МТС Медиа» Игорь Хомский.

«Мы понимаем основную проблему: российский зритель плохо знаком с китайскими картинами. И наоборот, китайский зритель мало знает российские картины. <...> Также на фоне визитов Владимира Путина и Си Цзиньпина мы понимаем стратегическую важность экономического взаимодействия между двумя государствами. Был организован фестиваль в трех городах, было показано восемь картин. <…> Например, фильм «Свет» Антона Коломейца. <...> Мы были потрясены тем, насколько китайский зритель глубоко понял эту картину. <...> Поэтому я думаю, что контакт есть. Главное, активнее проявлять себя в нашем взаимодействии в области кино», генеральный директор АО «Роскино» Эльза Антонова.

 

 

РЕШЕНИЯ

 

Россия может занять свободную нишу иностранного кино в Китае, но для этого необходимо создавать условия для взаимодействия

«В 2023 году <...> 57 фильмов [не китайского производства. Ред.] показывались в Китае. До ковида мы ежегодно выпускали в прокат более 100 картин иностранного производства. Их количество уменьшилось примерно вполовину. В настоящее время <...>  российские фильмы могут заполнить эту нишу», вице-президент, старший продюсер Shanghai CMC Pictures Co Стивен Хуэй.

«Чтобы [привлекать. Ред.] кинематографистов, чтобы они снимали у них и одновременно снимали в России [нужен. Ред.] такой портал, переход между Китаем и Россией. <...> Я подумал, что было бы здорово, если бы мы сделали некую такую территорию, российско-китайскую территорию кино. Допустим [между. Ред.] Приморским краем и провинцией Хуньцзян, [чтобы. Ред.] был безвизовый или упрощенный визовый режим для кинематографистов. <...> Чтобы российские кинематографисты приезжали к нам [в Приморье. Ред.] снимать и одновременно заезжали в Китай. <...> Нам не хватает федерального ребейта для иностранных компаний. В 2019 году <...> объявляли об этой мере поддержки, но, к сожалению, с ковидом что-то пошло не так. Я хотел бы, чтобы этот вопрос был поднят. Потому что нам очень нужен ребейт именно для иностранных компаний», генеральный директор ООО «Киностудия Владивостока» Дмитрий Шевцов.

«Наша компания всегда производила большой контент, который был интересен массовому зрителю. <...> Мы работаем над его продвижением. Работаем над тем, чтобы обеспечить одновременный релиз и в России, и на территории Китая, потому что, естественно, когда речь заходит о каких-то подготовительных процессах, они занимают очень долгое время. За это время, например, фильм, который был выпущен в России, успевает уже откататься в кинотеатре, выйти в онлайн-платформы, может быть, даже быть популярным, показанным по телевизору. [И только к этому времени. Ред.] проходит все стадии легализации, одобрения от китайских партнеров... и попадает в квоту, которая тоже является довольно ограниченной на выход любого зарубежного контента в кинотеатр в Китае. <...> Время же идет. Инновации в мире кино происходят, и даже графика может устареть», директор департамента международных продаж ООО «Централ Партнершип» Николай Златопольский.

 

* Материал подготовлен с использованием искусственного интеллекта.

 

Подробнее читайте в Информационно-аналитической системе Фонда Росконгресс www.roscongress.org.

Читайте также