6 сентября 2022

Дальний Восток: новая ось многополярного мира

6 сентября на Восточном экономическом форуме состоялась сессия Международного дискуссионного клуба «Валдай», где выступили заместитель Председателя Правительства Российской Федерации — полномочный представитель Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев, директор департамента многостороннего экономического сотрудничества и специальных проектов Министерства экономического развития Российской Федерации Наталья Стапран, исполнительный декан Института финансовых исследований «Чунъян» при Китайском народном университете (RDCY) Ван Вэнь, директор Объединенного сервисного института Республики Индия (USI) Б. К. Шарма, декан факультета мировой экономики и мировой политики  Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Анастасия Лихачева.

Участники дискуссии оценили изменения в мировой экономике и геополитике и пришли к мнению, о том, что Дальний Восток должен в ближайшее десятилетие стать универсальным хабом для взаимодействия наиболее важных международных партнеров. Однако для достижения этой цели макрорегиону и, в первую очередь Приморскому краю, требуется укрепление транспортно-логистической связности, чтобы организовать инфраструктуру масштабной международной торговли.

 

КЛЮЧЕВЫЕ ВЫВОДЫ

 

Динамичное развитие Дальнего Востока и привлечение инвестиций в макрорегион является национальным приоритетом

«Поворот России на Дальний Восток произошел не сейчас, а в 2014 году, когда Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин объявил развитие Дальнего Востока национальным приоритетом.  За это время стартовало почти три тысячи проектов, почти три триллиона рублей пришло частных инвестиций, подписанных соглашений на 6,7 триллионов рублей. По темпам роста инвестиций в основной капитал мы превышаем среднероссийские темпы почти в четыре раза. Те же самые картины по темпам роста промышленного производства, по вводу жилья. Дальний Восток стремительно развивается. Его развитие и есть ответы на вызовы, которые встали перед человечеством, потому что Дальний Восток — это точка пересечения миров», — заместитель Председателя Правительства Российской Федерации, полномочный представитель Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев.

«Приморье очень быстро развивается. Много правильных, полезных экономических режимов введено именно в этом регионе. Тут и территория опережающего развития, которая привлекает иностранных инвесторов, и особая экономическая зона, и сам Владивосток является свободным портом, в который есть доступ всем желающих без лишних формальностей. Да, Дальний Восток очень динамично продвинулся вперед за последние 10 лет. Многое сделано и многое еще предстоит сделать. Можно говорить, что Владивосток — это ворота России в Азиатско-Тихоокеанский регион», — директор департамента многостороннего экономического сотрудничества и специальных проектов Министерства экономического развития Российской Федерации Наталья Стапран.

Россия обладает необходимым потенциалом для того, чтобы стать одной из осей многополярного мира

«В ближайшие десятилетие, с точки зрения экономического развития, первое место займет Китай, затем Индия, США и Япония. Где европейский страны? У них происходит некий закат, спад. <…> Какова роль России? Я думаю, что сейчас Россия может пользоваться дивидендами в экономическом развитии, которые создают непосредственные соседи. Приморский край играет важную роль в развитии Дальнего Востока России, и сейчас важно интегрироваться в общую экономическую систему», — сказал исполнительный декан Института финансовых исследований «Чунъян» при Китайском народном университете (RDCY) Ван Вэнь.

«Мы видим, как развивается Азия, прежде всего Китай, как заново занимает лидирующую позицию Россия и другие страны, например, Индия, выпрямляются и показывают силу на международной арене. Мы видим, как постепенно мир становится на рельсы многополярности. Безусловно, в будущем нас ждет многополярная ситуация. Ситуация, которая сейчас в Украине, — это гибридная война, попытка подрыва международного миропорядка. Однако Россия и многие страны Азии подходят к международной повестке глобально и пытаются сделать так, чтобы конфликтные ситуации постепенно перерабатывались, и мы приходили к кооперации и сотрудничеству», — считает директор Объединенного сервисного института Республики Индия (USI) Б. К. Шарма.

 

ПРОБЛЕМЫ

 

Слабое развитие транспортной инфраструктуры препятствует тому, чтобы Дальний Восток стал логистическим хабом мирового значения

«Мы говорим о необходимости ускорения развития Восточного полигона железных дорог. Мы сегодня не справляемся. У нас уже на сегодняшнюю дату 78 миллионов тонн не перевезено — это около 1,5 триллиона потерянного валового национального продукта. Цифра будет возрастать, если мы не начнем интенсифицировать работу», — заместитель Председателя Правительства Российской Федерации, полномочный представитель Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев.

«Если Дальний Восток — это точка входа и выхода, ворота, то она должна быть соединена инфраструктурой. Чтобы Дальний Восток стал хабом или точкой пересечения путей, конечно, нужна инфраструктура. Мы говорим, что это слабый момент, но это незаменимая важная вещь, чтобы Владивосток начал наращивать потенциал как ворота. <…> Это не только железнодорожное, но и авиасообщение. Все это стимулирует приход иностранных, азиатских инвестиций», — директор департамента многостороннего экономического сотрудничества и специальных проектов Министерства экономического развития Российской Федерации Наталья Стапран.

 

РЕШЕНИЯ

 

Укрепление транспортно-логистической инфраструктуры Дальнего Востока, в том числе развитие Северного морского пути

«Северный морской путь — это важнейшая транспортная артерия, которая имеет большое значение для развития экономики и отвечает на те вызовы и деформации, которые сейчас есть. По Северному морскому пути Правительством Российской Федерации принят план, стоить он нам будет 1,8 триллиона рублей, но я уверен, что мы справимся: мы построим ледоколы и запустим спутники, построим суда сопровождения и многое другое, чтобы Северный морской путь работал на полную и мощность», — заместитель Председателя Правительства Российской Федерации, полномочный представитель Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев.

«У Владивостока есть на что равняться.  Создание инфраструктуры — сабвей, дороги, автострады — они должны быть очень удобны и должны обеспечить конкурентоспособность. Необходимо смотреть на создание крупного рынка. <…> Три провинции Китая, которые граничат с Приморьем, должны развивать двусторонние отношения и приграничную торговлю. <...> Владивосток находится на берегу Японского моря, и нужно открываться миру — это будет хорошим направлением общего развития», — исполнительный декан Института финансовых исследований «Чунъян» при Китайском народном университете (RDCY) Ван Вэнь.

«Работать предстоит в налаживании логистических путей сообщения. Это и железная дорога, которая будет связывать центральную, европейскую часть России и дальневосточную. Центр будет смещаться в сторону Дальнего Востока. Важно и нормативно-правовое регулирование отношений. Помимо прекрасных инвестиционных условий внутри, многое должно признаваться международным. Здесь мы стоим перед вызовами: от европейских, западных, американских систем признания, верификации, сертификации приходится отказываться, но это неплохо. Мы смотрим на страны Азии, в Китае существуют весьма серьезные наработки в этой области», — директор департамента многостороннего экономического сотрудничества и специальных проектов Министерства экономического развития Российской Федерации Наталья Стапран.

 

Привлечение на Дальний Восток социальных инвестиций, помимо инфраструктурных, использование возможностей азиатских партнеров для развития макрорегиона

«В части инфраструктуры сейчас такой момент, когда важно не мелочиться с инвестициями, ведь ставки очень высокие. <…> Причем [необходимо вкладывать. — Ред.] инвестиции не только в "жесткую" инфраструктуру, но и в социальную, и институциональную. На мой взгляд, Дальнему Востоку надо активно предлагать, не мелочиться в расходах на себя и понимании, насколько ценные блага мы можем предложить Азии. Тогда мы получим более благополучный Дальний Восток и более благополучную Азию», — декан факультета мировой экономики и мировой политики Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Анастасия Лихачева.

«Условия, которые предлагаются нашими китайскими партнерами в аналогичных особых экономических зонах, партнерами из Южной Кореи, из стран АСЕАН, — это, конечно, же очень серьезный задел для России не только для того, чтобы привлечь инвесторов, но и хотя бы для того, чтобы создать такие условия, которые бы конкурировали с соседними регионами», — директор департамента многостороннего экономического сотрудничества и специальных проектов Министерства экономического развития Российской Федерации Наталья Стапран.

«Будем совершенствовать режимы и принципы отношений с дружественными странами. <…> Мы хотим, чтобы режимы взаимодействия были максимально дружественными, мы хотим, чтобы в полной мере работали механизмы признания технологий и дипломов, сертификатов, чтобы был максимально объективный суд, чтобы те проекты, которые будут жить на новых международных территориях  опережающего развития, действовали не только в рамках национального законодательства, но и в рамках межправительственных отношений, удовлетворяя инвесторов из обеих стран», — заместитель Председателя Правительства Российской Федерации, полномочный представитель Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев.

 

Подробнее читайте в Информационно-аналитической системе Фонда Росконгресс www.roscongress.org

Читайте также