2 сентября 2021

Бизнес-диалог «Россия – Европа»

Важность “зеленой” повестки — точка согласия России и Запада

“Отношения между Европейским Союзом <…> и Россией переживают не самое лучшее время, есть много нерешенных вопросов, много разногласий. Но есть одна четкая (проблема, которая вызывает — прим. ред.) согласие обеих сторон — это то, что “зеленая” повестка является ключевым вектором развития как для Европы, <…> так и для России”, — Шиллинг Тадзио, генеральный директор Ассоциации европейского бизнеса (АЕВ).

“На Дальнем Востоке она (“зеленая” повестка — прим. ред.) ощущается наиболее сильно. <…> Поэтому нам судьбой предписано быть в авангарде этого движения”, — Чекунков Алексей, Министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики.

“Безусловно, зеленая повестка очень важна сегодня для всех компаний, для всех стран. <…> Поэтому большинство своих активов, которые сегодня еще эксплуатируются на угле, мы переводим на газ. <…> Но при этом мы продолжаем развивать основной вид генерации, которая есть в нашей компании — это гидрогенерация. <…> Группа «РусГидро» — это вообще единственная компания в мире, которая имеет в своем портфеле генерации все виды возобновляемой энергетики, кроме атомной <…> ”, — Мачехин Сергей, заместитель генерального директора по проектному инжинирингу и международному сотрудничеству ПАО «РусГидро».

“Климатические изменения — это реальная, серьезная проблема для всех нас. Мы не можем продолжать работать так же, как раньше”, —  Лоcет Торе Мортен, старший вице-президент по международной геологоразведке и добыче Equinor.

Дальний Восток и Арктика открыты для сотрудничества с европейскими компаниями

“Дальний Восток — это российская Азия, но это еще и Европа в центре Азии. <…> В этом есть огромный потенциал, мы все ждем с нетерпением окончания пандемии и возможности более тесной интеграции Европы и Азии не только в туристическом и социокультурном плане, но и в бизнесе, в экономике. <…> Для европейских бизнесов возможность применения здесь европейских технологий <…>, возможность продавать хороший сервис на территории Дальнего Востока в кооперации с российскими партнерами, и будучи нацеленными на самые большие быстрорастущие рынки Азиатско-Тихоокеанский региона, — в этом заключается стратегическая возможность для европейского бизнеса на Дальнем Востоке и в Арктике”, — Чекунков Алексей, Министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики.

“Французам интересны на Дальнем Востоке (отрасли — прим. ред.) — это фармацевтика, энергетика, услуги для добычи полезных ископаемых, техника для дорожных работ, инфраструктурные решения для комфортной жизни людей, логистика, инжиниринг, строительство, а также производство стройматериалов. То есть мы здесь охватываем очень широкий спектр потребностей людей и края, если мы рассчитываем на очень мощное продолжение инфраструктурного и урбанистического развития. <…> Динамика очень положительная. Рассчитываем на то, что Франция также сможет внести свою лепту в развитие туристического потенциала”, — Шинский Павел, генеральный директор Франко-российской торгово-промышленной палаты.

“Мы специально создаем центры научных компетенций именно здесь в привязке к центрам потребления. <…> У нас есть сегмент геотермальной генерации не очень далеко отсюда — это Петропавловск-Камчатский. И это еще пока такой необъятный потенциал нашего сотрудничества. В рамках технологии, в рамках оборудования его можно развивать по всему миру. Европа, безусловно, в этом тоже должна быть заинтересована. Мы ждем <…> наших коллег для того, чтобы меняться опытом, некими технологическими решениями - нам тоже есть, что показать”, — Мачехин Сергей, заместитель генерального директора по проектному инжинирингу и международному сотрудничеству ПАО «РусГидро». 

Проблемы

Отсутствует баланс между удовлетворением растущих энергетических потребностей и экологией

“С одной стороны, необходима энергия, с другой стороны — она должна быть “зеленой”. Население планеты увеличивается, и мы должны сделать так, чтобы не навредить природе. <…> Это серьезная проблема, с которой нам предстоит бороться вместе”, — Боржида Франсуа, вице-президент по России TotalEnergies.

Непредсказуемые условия снижают привлекательность Северного Морского пути

“Северный Морской путь приоритетнее, транспорт может дойти быстрее. <…> Но считается экономика. Компания транспортная <…> рассчитывает (бюджет - прим. ред.) не только исходя из прямых затрат, <…> но и берет в расчет множество рисков, которые возникают в случае такой непростой логистики. Климат, регуляторика, и, зачастую, в пуле других, достаточно важным критерием является доступность связи на всем протяжении пути <…>. Если нет уверенности у владельца, что связь будет <…>, то в пуле с прочими рисками решение может быть принято в пользу более длинного, но более предсказуемого маршрута”, — Маликов Александр, вице-президент по развитию Orange Business Services.

Решения

Реализация проектов по минимизации углеродного следа

“Мы должны снижать выбросы на существующих энергетических установках. <…> Многие говорят о полном отказе от углеводороводов, но в ближайшее время этого не будет. <…> Мы должны те выбросы, которые остаются, нейтрализовать <…>. Мы этим занимаемся. При этом нам нужно думать и о безуглеродных технологиях. И мы создаем стимулы для того, чтобы многие переходили на новые источники энергии. <…> Мы осознаем роль природного газа в энергетическом балансе. Газ должен заменить уголь и другие виды углеводородного сырья. <…> Мы будем поставлять больше газа потребителям во всем мире. И мы будем рассчитывать на увеличение поставок СПГ из России <…>. При этом параллельно мы развиваем альтернативные технологии по производству электроэнергии”, — Боржида Франсуа, вице-президент по России TotalEnergies.

“Мы с Сахалином договорились и подписали соответствующее соглашение о создании водородного кластера на территории Сахалинской области. Кластер подразумевает создание производства водорода <…> для локальных и экспортных целей. <…> В наших текущих планах: к 2024-му году выйти на объем производства 30 тысяч тонн водорода в год. <…> Приглашаем к кооперации наших партнеров”, — Москвин Антон, Вице-президент по маркетингу и развитию бизнеса АО «Русатом Оверсиз». 

“Мы идем по этому пути (исключения углеродного следа - прим. ред.) очень уверенно, наращивая генерирующие мощности возобновляемых источников энергии и постепенно снижая те генерации, которые все еще наносят вред природе. <…> В этом году мы вводим в эксплуатацию 77 гибридных станций <…> на территории Дальнего Востока и Якутии”, — Мачехин Сергей, заместитель генерального директора по проектному инжинирингу и международному сотрудничеству ПАО «РусГидро».

Повышение транспортной доступности региона

“Мы объединили возможности шести спутниковых бортов над территорией России, и сейчас мы можем уже точно заявлять, что Северный Морской путь не является проблемой с точки зрения связи”, — Маликов Александр, вице-президент по развитию Orange Business Services. 

Сближение российских и европейских стандартов по осуществлению экологических и “зеленых” проектов

“Там (в Европе — прим. ред.) тоже нет единообразия, но, тем не менее, они находятся на более высокой степени проработки и в большинстве своем ориентированы на определенные принципы финансирования. <…> В России <…> единого стандарта на данный момент нет. <…> В настоящий момент таксономия отличается достаточно сильно от стандартов, которые приняты в Европе. Но за последние месяцы достаточно серьезное сближение этих критериев происходит. <…> В отходах признание того или иного проекта “зеленым” мы собираемся проводить на основе стандартов, <…> и он соответствует полностью методологиям, которые приняты в Европейском Союзе на основе лучших практик. <…> Сближение указанных стандартов откроет рынки не только российским компаниям в рамках финансирования зеленых облигаций внутри страны, но и позволит привлекать <…> денежные средства из-за рубежа”, — Буцаев Денис, Генеральный директор, ППК «Российский экологический оператор».

Переход на экологичные виды транспорта

“Люди начинают более осознанно относиться к тому, как они перемещаются. … Это изменяет также и повестку муниципалитетов, городов, регионов. Потому что городская среда сейчас в приоритете по всему миру. Но именно Европа задала этот тренд (микромобильности — прим. ред.), который сейчас распространяется по России”, — Гамзиков Ярослав, генеральный директор в России, Smoove.

“Сейчас активно в России развивается данный вид транспорта (канатные дороги — прим. ред.). <…> Мы активно строим канатную дорогу между двумя странами из города Благовещенска в китайский город Хэйхэ. <…> Мы активно двигаемся в России, делимся технологиями производства канатного транспорта”, — Чудаев Антон, генеральный директор в России, РОМА S.A.S.

Подробнее читайте в Информационно-аналитической системе Фонда Росконгресс www.roscongress.org

Читайте также