6 сентября 2022

БАМ и Транссиб: как построить быстрее?

КЛЮЧЕВЫЕ ВЫВОДЫ

Объем грузов из России на Восток будет расти

«Объем грузов, который готов идти на восток, будет значительно больше в связи с тем, что санкции, эмбарго… идет переориентация с запада на восток. Только уголь мы экспортировали в Евросоюз 50 млн тонн в год, а во все страны Европы, с учетом Украины, 70 млн тонн — это то, что готово ехать не на запад, а на восток. Если добавить нефть, нефтепродукты, металлы и удобрения, то, по оценке экспертов, объем дополнительной потребности в грузах, которые готовы ехать на восток, составляет около 140 млн тонн в год», — директор по портовым и железнодорожным проектам ОАО «УГМК» Ирина Ольховская.

БАМ и Транссиб важны на фоне растущего потребления энергоресурсов в Азии

«Сегодня на страны Азии приходится 30% потребления всех энергоресурсов. Через 30 лет азиатские страны будут потреблять половину энергии в мире. <…> Главный вызов — как обеспечить нашу планету энергией. Лидерство при добыче и экспорте энергоресурсов занимают США и [их] основной конкурент — Россия. Именно Россия имеет уникальную возможность с учетом географической близости к Азии стать безусловным лидером на рынке энергоресурсов. <…> Нам очень нужно развитие Восточного полигона. Скорость развития Восточного полигона напрямую влияет на позиции нашей страны в мире», — директор по портовым и железнодорожным проектам ОАО «УГМК» Ирина Ольховская.

Проект развития Восточного полигона экономически особенно выгоден в новых условиях логистики

«Проект окупается и обслуживает частные и государственные инвестиции на приемлемом сроке. Этот проект, по различным оценкам, приносит в бюджеты по разным уровням порядка 714 млрд рублей и создает более 150 тысяч рабочих мест на горизонте 5–10 лет. Этих цифр достаточно, чтобы согласиться, что этот проект выгоден в то время, когда мы вынуждены заниматься переориентаций с запада на восток определенных групп товаров», — первый вице-президент, начальник департамента инфраструктурных проектов и государственно-частного партнерства АО «Газпромбанк» Павел Бруссер.

 

«Россия является третьим экспортером угля в мире. Этого удалось добиться благодаря инвестициям в добывающие мощности, портовую инфраструктуру и, конечно, благодаря РЖД, строящим Восточный полигон. <…> Уже 13 млн тонн угля поехали через запад на восток, а это увеличение транспортных затрат, фрахтов, вымывание денег из экономики, поэтому Восточный полигон очень нужен», — директор по портовым и железнодорожным проектам ОАО «УГМК» Ирина Ольховская.

 

ПРОБЛЕМЫ

Простаивание мощностей как следствие отставания сроков строительства Восточного полигона

«В строительстве Восточного полигона мы отстаем по всем параметрам. С 2017 года сроки уже перенесли на 2021 год, но уверен, что в ближайшее время закончим первый этап», — председатель комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по экономической политике Андрей Кутепов.

«Профицит специализированных угольных мощностей на Дальнем Востоке — более 50 млн тонн. Это реальность. Простаивают не только добывающие, транспортные, но и портовые мощности», — директор по портовым и железнодорожным проектам ОАО «УГМК» Ирина Ольховская.

«Из-за инфраструктурных ограничений железных дорог ожидается снижение отгрузки угля в восточном отправлении. <…> В этом году у нас должно было быть 58 млн тонн [отгрузки угля]. Мы в этом году повезем еще меньше, чем в прошлом году, причем существенно меньше. С 10 августа введено эмбарго (на импорт угля из России в страны Евросоюза. — Ред.). Могу сказать, что влияние на нашу угольную отрасль эмбарго меньше, чем нестроительство в сроки Восточного полигона. Мы все отстаем от сроков», — губернатор Кемеровской области — Кузбасса Сергей Цивилев.

 

Отсутствие кадров и подрядных организаций не позволит нарастить темпы строительства

«В числе сдерживающих факторов, преодолев которые мы могли бы ускориться в строительстве, — люди. У нас сегодня работают на объектах строительства по РЖД порядка 13,5 тысячи человек, в основном вахта. У нас большая проблема найти персонал на месте. <…> Необходимо сформировать здесь некий пул местных подрядных организаций, которые надо бы возрождать. К сожалению, большая часть организаций перебазировались в европейскую часть, и от БАМа остались только названия», — заместитель генерального директора ОАО «Российские железные дороги» Андрей Макаров.

Проект строительства Восточного полигона является рисковым в банковской сфере

«К сожалению, в банковской среде проект Восточного полигона считается рисковым. Есть прецеденты, когда крупные банки выдают банковские гарантии подрядчикам для работы в европейской части России, но организациям, которые работают на БАМе, отказывают в этом, ссылаясь на высокие риски реализации проектов. Мы не имеем гарантий от ВЭБа, Сбера, ВТБ», — заместитель генерального директора ОАО «Российские железные дороги» Андрей Макаров.

«Страна теряет в год от нерасширения Восточного полигона порядка 2 трлн рублей. Мы готовы участвовать в проекте с другими финансирующими организациями, но хотелось бы пройти путь в сжатые сроки, чтобы оперативно подписать концессионное соглашение. Хотел бы предложить обратиться в Правительство России с инициативой заключить концессионное соглашение под ключ с консорциумом «Газпромбанка» в отношении первого этапа расширения Восточного полигона», — первый вице-президент — начальник департамента инфраструктурных проектов и государственно-частного партнерства АО «Газпромбанк» Павел Бруссер.

РЕШЕНИЯ

Восстановление строительной базы подрядчиков для наращивания темпов

«Нужно на месте восстанавливать строительную базу, которая была утрачена. Из европейской части мы перебазировали большое количество мостоотрядов, связистов, энергетиков. Без “подпора” на месте, с перебазировкой всей техники с европейской части России, с необходимостью обеспечить им условия проживания, которые иногда не укладываются в смету, наверное, будет крайне сложно», — заместитель генерального директора ОАО «Российские железные дороги» Андрей Макаров.

 

Заключение концессионных соглашений для строительства новых линий

«Если бизнес так хочет вывозить что-либо, то он должен вовлекаться в процесс. Концессионные соглашения с РЖД не заключаются. При этом набирает обороты совместное участие бизнеса и государства. На это нужно обратить внимание и больше привлекать бизнес, предоставляя возможность строить», — председатель комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по экономической политике Андрей Кутепов.

«Мы поддерживаем концессионный подход в части необходимости фокуса на строительстве новых линий. Концессия на существующей инфраструктуре крайне сложна с организационной точки зрения. <…> Строительство новых пограничных переходов также может сработать с точки зрения концессии, потому что новая стройка в стороне от действующих может окупиться, так как перевозка по ней концессионной компанией будет оплачиваться по тарифу и будет источником для пополнения потерь», — заместитель генерального директора ОАО «Российские железные дороги» Андрей Макаров.

«Пункты пропуска работают плохо. Необходимо решение о том, что подобная инфраструктура может быть включена в структуру концессионных соглашений… Почему мы этим не пользуется? Государство несет затраты и не может с этим справиться», — губернатор Амурской области Василий Орлов.

«РЖД является владельцем и оператором всего Восточного полигона. Второй этап его расширения законтрактован. Строить по концессиям новые участки и инфраструктуру имеет смысл. Это работоспособная идея и технология», — губернатор Хабаровского края Михаил Дегтярев.

Передача строительства БАМа и Транссиба Минстрою РФ для ускорения темпов

«В связи с тем, что программа модернизации БАМа и Транссиба системно не выполняется, у нас есть предложение — оставить “Российским железным дорогам” только функцию эксплуатации и капитального ремонта, а функцию строительства передать Министерству строительства РФ, у него есть все компетенции. Должно быть принято серьезное стратегическое решение, потому что мы системно на протяжении многих лет не выполняем подписанную программу», — губернатор Кемеровской области — Кузбасса Сергей Цивилев.

 

Разработка комплексной программы развития Восточного полигона и связанных документов

«Предлагаю обратиться к Правительству РФ с просьбой разработать комплексную программу развития Восточного полигона, имея в виду и развитие БАМа, и развитие Транссиба после 2024 года с достижением показателей, которые указаны в Транспортной стратегии РФ», — заместитель председателя комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по энергетике Дмитрий Исламов.

«Мы выступили с инициативой, что пора разработать программу третьей очереди развития Восточного полигона. Причем третий этап должен быть разбит по срокам на две пятилетки — к 2030 году и к 2035 году», — губернатор Кемеровской области — Кузбасса Сергей Цивилев.

«Нужны быстрые решения по интенсификации строительства, по параллельной реализации работ по путепроводам, закупке железнодорожной автоматики и телемеханики, применению любых методов, которые позволят интенсифицировать стройку», — директор по портовым и железнодорожным проектам ОАО «УГМК» Ирина Ольховская.

«Угольные, металлургические, нефтедобывающие компании строят свои портовые мощности, заключают внешнеторговые контракты. Но я никогда не видела стратегию развитию контейнерного потока. Может, надо ее сделать? Нужно создать свой союз и написать контейнерную стратегию», — директор по портовым и железнодорожным проектам ОАО «УГМК» Ирина Ольховская.

 

Подробнее читайте в Информационно-аналитической системе Фонда Росконгресс www.roscongress.org

Читайте также