7 сентября 2022

Авиатранспортная доступность Дальнего Востока в условиях турбулентности

Ключевые выводы

Развитие авиаперевозок на Дальнем Востоке необходимо для повышения мобильности населения

«Мы пока учимся летать между субъектами Российской Федерации в рамках Дальневосточного федерального округа. И этот опыт тоже очень успешный. Что касается внутрирегиональных перевозок, <…> Дальний Восток — это 40% территории Российской Федерации и всего лишь 5% жителей. Люди внутри субъектов тоже хотят летать, тоже хотят комфорта, и сервиса, и скорости», — Первый заместитель председателя комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Вячеслав Логинов.

«Конечно, такая территория требует связанности, требует определенной подвижности населения, и в принципе все, что мы делаем, направлено на то, чтобы люди чувствовали себя комфортно. Причем не только жители, но и гости этого красивого большого региона. Три основные программы субсидирования со стороны государства перевозок: это повышение мобильности населения, постановление о развитии региональных перевозок, а также развитие компании "Аврора". <…> [Мы. — Ред.] достаточно кардинально повысили субсидирование авиакомпании. Если в прошлом году у нас было менее 2 млрд рублей, то в этом 5,9. <…> Более того, мы планируем в следующем году увеличение до 7,1 млрд рублей, в 2024 году — почти до 7,9 млрд рублей, то есть идет постоянно увеличение», — заместитель Министра транспорта Российской Федерации Игорь Чалик.

Для развития региональной авиации необходимы инновационные решения

«С 2017 года Минпромторг фактически реализует две стратегии по заказу регионов, Минтранса. <…> Мы впервые идем по стандартам Советского Союза, когда перед созданием любого типа авиационной техники заданы НИРовские работы, причем это широкие исследования, они крайне важны. <…> С этого года реализовано поручение, чтобы мы для региональной авиации создавали опережающую систему послепродажного обслуживания. Именно в региональной авиации она должна быть инновационной. <…> Когда мы развиваем площадки, мы одновременно должны там создать принципиально новую систему поддержания летной годности, опирающуюся опять на самые современные научные достижения», — заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации Олег Бочаров.

 

ПРОБЛЕМЫ

Недостаточно развитая аэропортовая инфраструктура ограничивает возможности перевозчиков

«Для нас крайне важны время разворота в аэропорту, оптимальная схема движения по трассе. Мы видим, конечно, что возможности инфраструктуры аэропортовой — они не в полной мере сейчас используются. <…> Для нас наличие там запасных аэропортов, их круглосуточная работа крайне важны, иначе мы не можем там вовремя вылететь, используем неоптимальную трассу. Отсутствие круглосуточной работы по запасным аэропортам является существенным ограничением. <…> Если категории аэропортов будут улучшены, особенно таких, как Якутск, где в зимний период мы испытываем сложности, или Благовещенск, <…> то мы сможем и больше летать, и более регулярно. Это будет способствовать увеличению присутствия не только S7, но и других авиакомпаний», — заместитель генерального директора АО «Авиакомпания "Сибирь"» (S7 Airlines) Антон Еремин.

«Задача — разобраться с региональной аэродромной сетью, потому что это сдерживающий фактор развития перевозок на Дальнем Востоке. На подходе новый самолет "Байкал". А вот инфраструктуру, на которую летать, надо восстанавливать, и мы это прекрасно понимаем. <…> Остается еще один сегмент, который в принципе можно сейчас немедленно начинать реанимировать или правильно его структурировать — это вертолетные перевозки. У нас половина почти маршрутной сети выполняется на вертолетах, по объемам пассажиров это не так много, но по операционной деятельности это большая работа», — генеральный директор АО «Авиакомпания "Аврора"» Константин Сухоребрик.

«Мы видим два основных камня преткновения: это, конечно же, авиапарк, и здесь мы ждем [самолет. — Ред.] «Байкал». Второе — это инженерная инфраструктура наших аэропортов. К сожалению, ее надо восстанавливать. У нас в свое время было очень много аэропортов на территории Амурской области. Но они уже не отвечают стандартным качества, там нет новых технологических решений. И, к сожалению, большие деньги на восстановление этой инфраструктуры потребуются, не все субъекты могут с этим справиться. И поэтому, я думаю, в дальнейшем надо совместно с Правительством пообсуждать механизмы поддержки тех субъектов, которые стремятся развивать внутренние перевозки», — Первый заместитель председателя комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Вячеслав Логинов.

 

РЕШЕНИЯ

Увеличение субсидируемых перевозок и единая политика 

«Понятно, что мы будем увеличивать количество субсидируемых маршрутов и, соответственно, увеличивать количество перевозимых пассажиров. Здесь самое главное, чтобы было достаточное количество самолетов. <…> Поскольку все маршруты очень разные, с очень разным пассажиропотоком, должна быть широкая линейка самолетов и вертолетов разной вместимости для того, чтобы рейс был прибыльным. Не менее 80% должна быть загрузка. А на некоторых маршрутах мы понимаем, что в любом случае потребуется субсидирование. Как правило, это местные линии, где в любом случае для компании перевозки нерентабельные, и они требуют субсидирования государством», — заместитель Министра транспорта Российской Федерации Игорь Чалик.

«Те субсидии, которые выделяются, они, конечно же, позволяют нам увеличивать свое присутствие на Дальнем Востоке. Мы понимаем всю важность обеспечения этой доступности, и все те дополнительные денежные средства, все виды субсидирования, которые предлагаются на текущий момент, они, конечно же, [оказывают влияние. — Ред.], но хотелось бы еще больше», — первый заместитель генерального директора по коммерции и финансам ПАО «Аэрофлот» Андрей Чиханчин.

«Сейчас мы заканчиваем консолидацию всех шести авиакомпаний, которые сейчас работают в Дальневосточном регионе. Как раз объединяем под одним руководством. Единый совет директоров, единая сеть маршрутов, единая политика. Не сомневаюсь, что проект будет успешным», — заместитель Министра транспорта Российской Федерации Игорь Чалик.

Новые российские самолеты для Дальнего Востока 

«Мы реализуем проект по созданию производства «Байкал» в Комсомольские-на-Амуре. Соответственно, те самолеты, которые будут летать на Дальнем Востоке, которые будут обеспечивать местную авиацию, местные перевозки, мы будем производить на Дальнем Востоке, обслуживать на Дальнем Востоке. <…> По поручению [вице-премьера — Полпреда Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Юрия. — Ред.] Трутнева готовим комплексную программу региональной авиации Дальнего Востока, где мы увяжем все этапы и процессы, связанные <...> с этими самолетами ["Байкал". — Ред.] и с их эксплуатацией — от обучения пилотов и тренировочных центров до площадок. Мы понимаем, что нужно восстанавливать те площадки, которые были еще в Советском Союзе. Мы уже представляем, что более 105 самолетов будут на линиях Дальнего Востока, и для этого надо будет отремонтировать не менее 280 посадочных площадок», — заместитель Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Анатолий Бобраков.

«Главное для "Байкала", который будет мировым лидером, — что мы делаем полную спасательную систему. Перемещаясь по региональному маршруту, гражданин РФ или гость должен получать такую же доступность к безопасности, как на среднемагистральных самолетах», — заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации Олег Бочаров.

«Самое главное, чтобы было достаточное количество самолетов, причем, так как все маршруты разные, с разным пассажиропотоком, должна быть широкая линейка самолетов и вертолетов разной вместимости», — заместитель Министра транспорта Российской Федерации Игорь Чалик.

 

Подробнее читайте в Информационно-аналитической системе Фонда Росконгресс www.roscongress.org

 

 

 

 

 

Читайте также