11 сентября 2023
КЛЮЧЕВЫЕ ВЫВОДЫ
Активное развитие рынка АПК требует опережающей реакции по планированию доставки продукции
«Мы видим, как динамично развивается рынок АПК, и в прошлом году именно экспортная составляющая российского АПК выросла на 12,2%, а в этом году рост составил уже 15%. И здесь важно не просто следовать запросам рынка российских производителей аграрной продукции, а действовать с ними либо параллельно, либо опережающими темпами идти впереди спроса», — генеральный директор АО «РЖД Логистика» Дмитрий Мурев.
«Мы отмечаем, что устойчиво растет объем взаимной торговли между странами Азиатско-Тихоокеанского региона и в рамках ЕАЭС, и в рамках Шанхайской организации сотрудничества. Это обусловлено целым рядом объективных факторов, в числе которых рост населения, повышение благосостояния, и, наконец, уникальное преимущество — практически у всех стран региона есть сухопутные границы, и можно развивать самые дешевыйэффективный железнодорожный транспорт», — директор отделения по связям с Российской ФедерациейПродовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций (ФАО) Олег Кобяков.
ПРОБЛЕМЫ
Высокая стоимость перевозки грузов железнодорожным транспортом, нехватка оборудования
«Железнодорожные поставки являются гораздо более безопасными по сравнению с автомобильными. Более того, пломбирование груза при отправлении и доставка без перегрузки, без перепроверки через сопредельные страны в опломбированном виде до точки назначения также позволяет существенно сэкономить время по сравнению с автомобильными перевозками. Нам казалось, что такой маршрут действительно должен быть более оптимальным, но сейчас мы видим, что пока автомобильные перевозки зачастую являются для наших компаний более предпочтительными, несмотря на преимущества с точки зрения безопасности и скорости. К сожалению, пока железнодорожный «Агроэкспресс» проигрывает по цене, что является определяющим для компаний», —генеральный директор АО «Российский экспортный центр» Вероника Никишина.
«Вместе с нашими партнерами из Казахстана и Китая сделали сервис технологий, которые позволяют за 15 дней доставлять скоропортящиеся грузы из центральных районов Российской Федерации до центральных районов Китая. Проект заработал, и мы поняли, что нужен новый тип оборудования для этих технологий — это автономные рефрижераторные контейнеры, которые обеспечивают работу вне зависимости от подключения к электричеству. <…> Сокращение сроков доставки позволило нам выйти на предоставление клиентам комплексных услуг, то есть, помимо подачи контейнеров, мы обеспечиваем сопровождение оформления документов и правильной технологии загрузки, при которой груз не будет поврежден», — генеральный директор АО «РЖД Логистика» Дмитрий Мурев.
Порча грузов при доставке
«Несколько лет назад мы ввели в обиход и активно применяем принцип продовольственных систем, которые включают всю производящую цепочку. На протяжении всей этой цепочки наблюдаются потери и порча продовольствия — порой они достигают 40%. В мире сейчас производится достаточно продовольственного сырья и пищевых продуктов для того, чтобы накормить всю планету и решить задачу голода раз и навсегда. Но, отчасти, потери и порча не дают нам достичь эту цель. Транспорт здесь не самый большой виновник — порядка 7% приходится на долю транспорта, но это как раз тот показатель, который легче всего поддается сокращению», —директор отделения по связям с Российской Федерацией Продовольственной и сельскохозяйственнойорганизации Объединенных Наций (ФАО) Олег Кобяков.
РЕШЕНИЯ
Создание агросети консолидационных складов в странах ЕАЭС и оцифровка товаросопроводительной документации
«Особенно важно в периметре проекта [запуск новых маршрутов в Китай. — Ред.] запустить агросеть консолидационных складов и оптово-распределительных хабов именно для консолидации продукции крупными партиями и формирования полносоставных поездов по регулярному расписанию с этих региональных точек. Сейчас у нас острая нехватка таких центров. Такие консолидационные центры и формирование единой агросети уже в ближайшее время позволят нарастить до 700 тыс. тонн продовольственных товаров в нашем продуктопроводе "Евразийский агроэкспресс" и дальше выйти на объемы 1 млн тонн к 2030 году», —генеральный директор АНО «Евразийская Агрологистика» Алевтина Кириллова.
«Вопрос цифровизации — это очень важный вопрос. Говоря об экспорте, с Китайской Народной Республикой необходимо решить вопросы передачи не только транспортных документов, но и товаросопроводительных. У нас есть платформа, есть отработанная технология, которая могла бы позволить интегрировать и отправителей в Китае, и таможенные органы с нашими таможенными органами, перевозчиком и экспедиторами. Эту платформунужно развивать. Мы готовы в этом участвовать. Нужно поставить задачу в течение 2024 года решить вопрос и создать нормативную основу как двусторонних отношений, так и в формате ЕАЭС и других организаций, заинтересованных в появлении документа, который обладал бы несколькими функциями: и товаросопроводительной, и товарораспределительной, и транспортной, и разрабатывать его нужно сразу в цифровом формате», — генеральный директор АО «РЖД Логистика» Дмитрий Мурев.
«У нас сейчас следующие вызовы, которые нам необходимо решить в ближайшее время — это оптимизировать стоимость железнодорожных перевозок до уровня, сопоставимого со стоимостью перевозок автотранспортом. <…> Чем более диверсифицированной, более регулярно наполняемой будет грузовая база, тем более гарантированной будут регулярность поставок, более дешевой будет себестоимость доставок», — генеральный директор АО «Российский экспортный центр» Вероника Никишина.
Подробнее читайте в Информационно-аналитической системе Фонда Росконгресс