2 сентября 2021

Туризм: новая эра гостеприимства

КЛЮЧЕВЫЕ ВЫВОДЫ

 

После пандемии туристический поток снизился, но отрасль обладает инструментами, которые могут способствовать ее восстановлению и дальнейшему развитию

 

«Пандемия очень сильно отбросила нас назад. Более 80% потока мы потеряли и сейчас, конечно же, перед нами стоит главная задача - это вывод отрасли на прежний уровень и дальнейшее развитие. В первую очередь необходимо поддерживать развитие туристской инфраструктуры и создавать условия для инвестиционной деятельности и благоприятные условия для развития малого и среднего бизнеса», — Щур Владимир, руководитель агентства по туризму Приморского края.

 

«У нас, действительно, в национальном проекте по туризму заложен такой инструмент - “мастер-планирования наиболее перспективных и востребованных туристами территорий”. <...> Что такое туристический территориальный проект? - Это не просто стратегический документ, это документ, который позволит нам проанализировать, оценить туристический потенциал достаточно глубоко каждой из территорий, максимально рационально использовать все участки, <...>, сформировать новые инвестиционные лоты, максимально правильно и грамотно спланировать развитие туризма на этих территориях», — Догузова Зарина, руководитель, Федеральное агентство по туризму (Ростуризм).

 

Необходимо повысить привлекательность инвестирования в сферу туризма

 

«У нас <...> якорная задача, которую мы перед собой ставили, - это создать условия для того, чтобы бизнесу (крупному, малому, среднему) стало выгодно вкладываться в туризм. Потому что если бизнес не будет вкладываться в туризм, если это не станет выгодным, то мы, конечно же, не сможем построить в стране индустрию гостеприимства, потому что, как известно, туризм во всем мире - это частный бизнес», — Догузова Зарина, руководитель, Федеральное агентство по туризму (Ростуризм).

 

Туристический интерес может представлять и сам город, но для того, чтобы повысить туристический поток нужно развивать инфраструктуру

 

«Города сами по себе становятся туристическими продуктами. То есть, мы едем в города, чтобы погулять, получить удовольствие, сходить в ресторан, попробовать местную локальную кухню, музеи, которые рассказывают историю именно этого региона. Как раз формирование таких туристических центров городов формирует такую основу для развития малого и среднего бизнеса», — Догузова Зарина, руководитель, Федеральное агентство по туризму (Ростуризм).

 

«Туристы, приезжая в эти места, хотят посетить те точки притяжения, которые по всей республике, и на сегодня мы в мастер-плане предусмотрели инвестирование, создание туристических центров по всей республике там, где интересно», — Хорохордин Олег, Глава Республики Алтай.

 

«В описании этой конференции было сказано, что, развивая туризм, мы улучшаем транспортную доступность внутри и между регионами. Но, позвольте, мне кажется, это немного наоборот. Если нет инфраструктуры - нет туризма, и поэтому очень важно сконцентрироваться на <...> мастер-плане по инфраструктуре <...> Если нет инфраструктуры, и мы это видим на примере Камчатки, где аэропорта фактически нет, и там фактически невозможно развивать туризм по масштабам, которые требуются для этого региона», — Деларофф Алексис, генеральный директор, Accor Россия, Грузия, Украина & СНГ.

 

ПРОБЛЕМЫ

 

Недостаток инфраструктуры снижает привлекательность городов и круизного туризма

 

«В настоящее время у дальневосточных регионов не хватает качественной туристской инфраструктуры, транспортной доступности, комфортной среды в городах и на территориях. В ряде случаев у природных достопримечательностей мы видим хаотичную застройку, часто - отсутствие вообще какой-либо инфраструктуры, что производит на туристов удручающее впечатление. При этом сами достопримечательности по-своему уникальны», — Щур Владимир, руководитель агентства по туризму Приморского края.

 

«Три основных блока проблем (круизного туризма - прим. ред.): нормативно-правовое регулирование (у нас 41 нормативно-правовой акт регулирует сегодня развитие круизного туризма и практически каждый из них требует внесения изменений) <...> Второй блок - это инфраструктура: это и причальные стенки, и зеленые стоянки, и именно малое количество причальной инфраструктуры нам как раз не позволяет формировать, к примеру, однонедельные туры (средняя продолжительность круизного тура в мире - одна неделя, а у нас - две недели). <...> И третий блок - это продвижение, маркетинг, формирование спроса», — Догузова Зарина, руководитель, Федеральное агентство по туризму (Ростуризм).

 

Для развития инфраструктуры необходимы инвестиции, так как проекты довольно дорогие

 

«Правительство Российской Федерации в рамках нацпроекта сформулировало задачу создания инфраструктуры принципиально нового уровня, а такие качественные объекты стоят весьма дорого. CAPEX этих проектов очень высокий, а экономика этих проектов очень зависит от огромного количества обстоятельств: от погоды до геополитической ситуации», — Перин Антон, старший управляющий банкир блока по управлению проектами в сфере недвижимости и работе с активами ВЭБ.РФ.

 

Въездной туризм претерпевает кризис, из-за чего финансовые потоки в отрасль сокращаются

 

«Нужно не забывать и о въездном туризме, это хорошие деньги <...> Сейчас въездной поток упал в 30 раз <...> Полтора года турфирмы, занимающиеся въездным туризмом, не работают <...> Люди боятся путешествовать, пересекать национальные границы в мире. Понятно, что пандемия продолжается. Крупные туроператоры западные боятся организовывать массовые чартерные программы, особенно в те страны, где им ситуация с пандемией, ситуация с правилами не понятна», — Игнатьев Андрей, президент, Российский союз туриндустрии.

 

РЕШЕНИЯ

 

Формирование мастер-плана и его реализация могут способствовать оптимизации развития туристической отрасли

 

«Мастер-план дает инвестору понимание стратегического развития территории, понимание инвестиционных лотов», — Догузова Зарина, руководитель, Федеральное агентство по туризму (Ростуризм).

 

«Какие меры предусматривает мастер-план? Это грамотное управление турпотоком, контролируемый, умный турпоток. Сейчас он хаотичный. Мы на основе сбора данных можем управлять им <...> Соответственно, создавая эти центры по всей республике, мы создаем транспортную инфраструктуру, мы строим дороги именно для этих мест, мы открыли внутри республиканское авиасообщение», — Хорохордин Олег, Глава Республики Алтай.

 

Финансовое содействие инвестированию

 

«То, что сейчас Ростуризм провел и принял первое постановление по субсидированию ставки - это game changer. Мы сейчас уже видим, как инвесторы активизировались с точки зрения подготовки проектов», — Перин Антон, старший управляющий банкир блока по управлению проектами в сфере недвижимости и работе с активами ВЭБ.РФ.

 

Создание единого облика и “дизайн-кода” города может повысить его привлекательность для туристов

 

«В этой связи, с целью сохранения исторического облика городов и формирования стилистически единой, комфортной городской среды, необходимо расширить практику разработки, внедрения документов, регулирующих объемно-пространственную характеристику застройки, то есть туристский код центра города <...> Для этих целей необходимо обеспечить создание системы планирования развития туристских территорий и их управления <...> Благоустройство туристического маршрута в городской среде невозможно без формирования эстетически привлекательного облика городских улиц», — Щур Владимир, руководитель агентства по туризму Приморского края.

 

Увеличение рекламных кампаний за рубежом поможет увеличить поток въездного туризма

 

«Нужно все равно заниматься этим видом туризма, нужно проводить зарубежные, международные маркетинговые акции, нужно делать рекламные кампании за рубежом, заниматься работой на выставках международных», — Игнатьев Андрей, президент, Российский союз туриндустрии.

 

Подробнее читайте в Информационно-аналитической системе Фонда Росконгресс www.roscongress.org

 

Читайте также